Мало кому известно имя Петра Геранкова, который родился в одной из деревень Куйбышевского района Кокчетавской области (сейчас это район Габита Мусрепова в Северо-Казахстанской области). А между тем это один из самых страшных маньяков, которые родились на севере Казахстана. Неделю назад в Омске вышел документальный фильм о его подвигах. Большую часть своих преступлений он совершил именно там, хотя убивал и в Северо-Казахстанской области, рассказывает Петропавловск.news.
Страшилки о маньяках с различной периодичностью появляются в социальных сетях и мессенджерах. Склонные к истерии, нагнетанию страха граждане, чаще всего женщины, из уст в уста передают придуманные кем-то рассказы о страшных преступлениях, и от этого кровавые сплетни расползаются по округе… По крайней мере до тех пор, пока полиция не подтвердит (а чаще всего — опровергнет) такие слухи. Последний такой «маньяк» появился в Северо-Казахстанской области этим летом: в Мамлютке 27-летняя дама решила отомстить за что-то своему 38-летнему знакомому и в Whats-App разослала его фотографии с подписью о том, что он напал на нее, но «чудом удалось сбежать». Полиция мстительную женщину нашла, слухи опровергли.
Но случается, что и в нашем довольно спокойном в криминальном плане регионе рождаются и живут настоящие нелюди. Как-то мы уже писали про страшных убийц Северного Казахстана, но список там был неполный.
Омский Раскольников начинал «карьеру» в Сергеевке
На прошлой неделе об одном из извергов вспомнили наши коллеги-журналисты из омского «12-го канала», которые сняли документальный фильм «Дело омского Раскольникова». Именно так прозвали Петра Геранкова из-за того, что убивал он стариков, а наживой для него становились мелкие деньги и дешёвые побрякушки. Он не насиловал, не убивал ради огромных денег, не был чёрным риэлтором. Ему просто нравилось убивать.
А родился этот персонаж в Северном Казахстане и первое убийство совершил через год после окончания школы. В 1980-х годах в Советском Союзе был резкий рост криминальных преступлений, появились первые известные на всю страну маньяки вроде Чикатило и Джумагалиева (до сих пор жив и сидит в психиатрической больнице). На фоне этих из ряда вон выходящих случаев, и потому что Геранкову к тому моменту не исполнилось 18-ти, срок ему дали небольшой.
Выйдя через несколько лет на свободу, Геранков совершил разбойное нападение и снова сел в тюрьму. После отсидки он уже с женой переехал в Сергеевку, где у них родилась дочь. Жили на съемной квартире, но денег катастрофически не хватало — наступили нищие 90-е годы, когда в Сергеевке разморозились практически все многоэтажные дома, большая часть предприятий прекратила работу и население массово уезжало прочь…
Уехать решили и Геранковы, тем более Людмила снова была беременна. Но денег не хватало даже на билет. Тогда дважды судимый к тому моменту Пётр Геранков потребовал у хозяйки квартиры денег: якобы он изрядно переплатил за жильё. Женщина не согласилась и была убита «тупым твердым предметом». С целью скрыть преступление убийца поджёг квартиру, на след убийцы тогда выйти не удалось, а Геранковы с небольшой суммой денег уехали в Омск, где поселились у родственников тогда еще криминально «чистой», Людмилы Геранковой.
Не прошло и года с момента переезда в Омск, как у Геранковых снова наступил острый финансовый кризис. В марте 1995-го года 30-летний Пётр решил повторить успешную для себя схему и ограбить какую-нибудь одинокую старушку, сдающую комнату. Как выяснят потом следователи, на своё третье убийство он взял не только молоток, но и свою жену, которая в убийстве ему помогала. У бабушки они нашли около миллиона рублей (средняя зарплата в России в 1995 году росла от 320 тысяч в январе до 710 тысяч в декабре), что для Омска того времени было очень приличной суммой. Но на общем криминальном фоне тогдашнего Омска, где в день случалось по 3-5 убийств, «Раскольникова» практически никто не искал.
Миллионы заканчиваются быстро, так что уже через месяц семейная пара убийц снова вышла на дело. И лишь после пятого убийства Геранков стал действовать уже в одиночку. При этом денежный мотив в его преступлениях постепенно исчез. Он стал убивать молотком, а иногда топором прямо на улицах, забирая в качестве добычи сущую мелочь.
31 августа в Рабочем переулке в разных домах были обнаружены трупы двух старушек с рублеными ранами головы: одной было 84 года, другой — 85. У той, что постарше, пропали накопления — около 800 тысяч рублей. Свидетели в тот день видели бесцельно бродившего по улице незнакомого молодого человека.
Жертв выбирал достаточно просто: или высматривал одиноких стариков на почте, или стучался в дом, представляясь беженцем из Казахстана, который ищет недорогое жилье. А молоток был всегда на готове. Некоторые жертвы выжили после нападений, но повезло немногим. 18 сентября в частном доме обнаружили труп одинокого 70-летнего старика, а 3 октября — бездыханное тело 90-летней старушки в одном из домов на окраине Омска. Добычей становились продукты, фарш из холодильника, наручные часы, «тетрис», мелкие деньги.
Вскоре омские следователи обратили внимание на однотипные убийства, происходящие вдоль пути следования электропоезда, и стали активно искать маньяка, убившего к тому моменту уже 6 человек в Омске. Последней жертвой Геранкова стал добродушный мужчина, искавший собутыльника. После небольшого возлияния маньяк, приехавший из Северного Казахстана, убил и его, несмотря на то, что по возрасту жертва не подходила под его «целевую аудиторию».
Как рассказал Александр Антоненко, (в 1995 году начальник отдела по раскрытию преступлений против личности УМВД России по Омской области), для поимки маньяка он запросил дополнительные силы. Возле каждой станции, где останавливались пригородные электрички, дежурили оперативники и проверяли каждого, кто подходил под описание свидетелей, а их по следам преступлений набралось немало.
— На территории Ленинского района Омска в период с 27 июля по 19 сентября 1995 года совершена серия убийств одиноких лиц пожилого возраста, проживающих в частном секторе. Разыскивается мужчина, который под видом аренды жилья расспрашивает прохожих о людях преклонного возраста, представляется беженцем из Казахстана или приехавшим из Петропавловска. Приметы разыскиваемого: европейская внешность, на вид 30-35 лет, рост 175-180 см, худощавого телосложения, волосы русые с сединой, прямые, взъерошенные, лицо прямоугольное, нос удлиненный с большими крыльями. На верхней челюсти зубы белого металла, справа один зуб отсутствует, — гласила секретная ориентировка милиции.
К началу октября на счету Геранкова в Омске было уже 9 убитых. В поимке маньяка были задействованы более 170 милиционеров. Через две недели после последнего убийства, 17 октября 1995 года, милиционеры задержали возле вокзала молодого человека с молотком и веревкой в кармане. Геранков сознался практически сразу, еще до того, как его доставили в отдел милиции. Сначала выгораживал жену. Правда, после того, как Людмила решила полностью откреститься от соучастия и не приходила к мужу в следственный изолятор, «маньяк с молотком» сдал и подельницу.
Приговорён к расстрелу
Доказывать вину сознавшегося в преступлениях Геранкова не было надобности, но в ходе следствия обнаружилось и совпадение отпечатков пальцев, оставленных убийцей на месте преступления, нашлись пропавшие у убитых вещи.
Суд приговорил Людмилу Геранкову к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества, а вот маньяка-Петра приговорил к высшей мере наказания — расстрелу. Геранкова, к тому моменту все еще гражданина Казахстана, осужденного Омским судом, отправили по этапу в Екатеринбург, где приговор должны были привести в исполнение и, как считалось ранее — сделали это. Об этом в частности пишут некоторые уральские порталы, отмечая, что он был одним из последних приговоренных в России к расстрелу.
На самом деле Пётр Геранков избежал «вышки». Расстрел ему заменили на пожизненное заключение в связи с тем, что 16 мая 1996 года Борис Ельцин подписал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Несмотря на то, что этот указ вовсе не означал автоматического введения моратория на смертную казнь (Окончательное решение Конституционного Суда РФ о невозможности применения смертной казни было принято только 19 ноября 2009 года). Все вынесенные к тому моменту расстрельные приговоры были пересмотрены и заменены на 25 лет или пожизненное заключение, за исключением маньяка Сергея Головкина, которого таки расстреляли в августе (по другим данным в сентябре) 1996 года.
В Казахстане последние смертные приговоры были исполнены в 2001 году. В частности, считается, что последним расстрелянным был другой убийца из Северо-Казахстанской области — Олег Мураенко, убивший шесть молодых женщин. Но об этом в другой раз.
Геранков, родившийся в Северном Казахстане, до сих пор отбывает наказание в колонии особого режима «Белый Лебедь» в городе Соликамск Пермского края. Мало того, за последние 24 года убийца, как это часто бывает с конченными отморозками, стал «верующим» человеком, жаждущим общения. В частности, он пишет письма в различные газеты.
Вот, к примеру, выдержка из его письма, опубликованная в «Троицкой правде» в 2017 году. В нем убийца Пётр Геранков «ради Христа» просит священника отца Сергия поговорить с добрыми людьми, чтобы прислали ему конвертов побольше и «немного денег, чтобы взять все необходимое. Без некоторых вещей очень тяжело, а обратица* некому*. Одна надежда на добрых людей»…
*орфография сохранена
Как правило, такие как Геранков пишут письма на волю. Женщин, которые находят особую прелесть в общении с ворами, насильниками и убийцами — полно. Вот тут Петр Евгеньевич Геранков в списке заключенных, с которыми идет активная переписка. Таких там больше 700 человек.
Кстати, по законам РФ Геранков может попросить о пересмотре его дела после 25 лет заключения, то есть — буквально в следующем году. Как вы считаете, мог исправиться человек, убивший в общей сложности 12 человек?