А давайте посмотрим на Северо-Казахстанскую область со стороны. Так, будто мы, скажем, ирландцы, то есть если бы мы смотрели на эту маленькую европейскую страну, изучая Википедию или карту. Так вот, территория Ирландии — меньше территории Северного Казахстана, а история на первый взгляд, куда более обширная и древняя. Но, может быть, это только на первый взгляд. Ведь если слегка покопаться в самом, казалось бы, невзрачном поселочке нашей области, то можно узнать очень много интересного.
Итак, откроем карту области и ткнем пальцем в первый попавшийся населенный пункт. К примеру, Шаховское — скромную деревушку в 15 километрах от областного центра, куда даже в 21 веке, несмотря на малое расстояние, добраться можно разве что на вездеходе.
Сколько бы ни ремонтировали здесь асфальтовое покрытие — хватает его на пару лет, потому что трасса проложена практически по болоту. Кстати, и зимой добраться сюда — целая проблема: дорогу в этот поселок напрочь заметает снегом. Впрочем, желающих ехать в Шаховское немного, потому как поселок этот год от года больше не становится, да и не особенно процветает. Так вот, все что Википедия знает о селе Шаховском, — лишь численность его населения, в момент наивысшего «расцвета», если можно так это назвать (1991 год), здесь жило около 1200 человек, сейчас же — около 700.
Картину «привлекательности» Шаховского уже несколько десятков лет дополняет огромная городская свалка, мимо которой проходит основная дорога в поселок. Таким образом, мы имеем полноценный этюд в серых тонах. Но если бы вы только знали, каким это место было около сотни лет назад!
В начале 20-го века Петропавловск стал особенно быстро развиваться как купеческий город. Связано это было, конечно, со строительством железной дороги и развитием железнодорожного сообщения. Как раз на это время приходится активный рост количества каменных купеческих особняков в центре города — магазин «Бр. Овсянниковы и А. Ганьшин», дом купца Казанцева и многое другое. Жили купцы да мещане Петропавловска в городе, но отдыхать любили все-таки на природе. Например, особой любовью у горожан, которые могли себе это позволить, пользовалась березовая роща в нескольких километрах к северу от города. Здесь были летние домики, дачи и несколько жилых улиц, где квартировали иные семьи мещанского сословия: служивые люди, чиновники. Пара фотографий дач того времени хранились ранее в архиве Кашлакова — бывшего банковского директора, но это отдельная история…. Так вот, сто лет прошло, дачи снесли, построили военный полигон, затем снесли полигон, вновь засадили березами и соснами, и… вуаля — Мещанский лес век спустя снова на своем месте.
Понаехал из Москвы
А вот южные окраины города с более дремучими лесами, полными зайцев, косуль, облюбовали охотники. Одним из таких мест был маленький поселок, со всех сторон окруженный лесом — имение Шаховских — древнего княжеского рода. Земли эти, до начала 20-го века считавшиеся дичайшим захолустьем и задворками империи, с началом функционирования железной дороги резко подскочили в цене, стали куда более доступными – всего-то четыре дня поездом до центральной России. И вот уже немолодой князь из знатного рода, уроженец Москвы, между прочим (в то время, правда, еще не столицы, ну или уже не столицы), юрист с высшим образованием, едет посмотреть на владения своего княжеского рода. Свои владения — в Российской империи было превеликое множество дворян и, конечно, все города и веси вблизи Москвы и Петербурга были розданы и пожалованы еще в 17-18 веках, а с освоением Сибири да киргиз-кайсацкой степи — и там стали жаловать земли дворянам. Князь купил участок. Так вот, нашему главному герою достался кусок в несколько десятков гектар, как раз на месте нынешнего Шаховского, со всеми деревушками и аулами, здесь размещенными.
Надо полагать, что и в те времена были люди, которым суета больших городов была не мила. Валерий Михалович Шаховской, точной даты мы, к сожалению, не знаем, но было это годам эдак к 40 (родился князь в 1871-м) погостил в наших краях, да и решил тут остаться. При этом расстаться он решил не только с московской суетой, но и с профессией, в которой разочаровался.
Бывший юрист за два-три года организовал в своем имении фермерское хозяйство со значительным — в несколько сотен — поголовьем крупного рогатого скота, птицы, овец и фактически снабжал город продуктами собственного производства. А помимо того еще и выращивал племенной скот, завозил бычков из Европы и выращивал их в Шаховском. Только представьте, какое это в те годы было хлопотное дело! И стоит помнить, что князь в течение нескольких лет, пока его хозяйство зарождалось, а княжеский домик строился, жил в обычной мазанке, как простой крестьянин. Он, конечно, был не единственным фермером Северного Казахстана, но уж то, что он был единственным князем-юристом-фермером, который «понаехал» в Петропавловск из Москвы (а не наоборот) да и остался — это уж вы мне поверьте.
Вот так я вам раскрасил серую картину обычного поселка, в котором сейчас живет меньше тысячи жителей.
Фигура третья. Печальная.
— Контра! Контра монархистская! Расстрелять его без суда и следствия! — кричали наперебой столпившиеся на пороге княжеского дома солдаты.
Валерий Михайлович спокойно ждал, пока прекратится гвалт и слово возьмет командир этой толпы, пачкающей грязными сапогами ковры, пинающей мебель и бьющей стекла. Но вместо объяснений его стали толкать в спину, посадили на телегу и увезли в город. 1918-й год — революция докатилась до Петропавловска. Новые уездные власти уведомили князя Шаховского о том, что его ферма по праву принадлежит народу, но наш главный герой, изначально видевший в своем сельскохозяйственном начинании несколько более важные цели, чем собственное обогащение, не только не протестовал, но и приветствовал такое решение: «Я разве что прошу вас понимать, что как специалист я буду необходим в дальнейшем развитии моего хозяйства!». Это его спасло. В течение последующих трех лет он трудился как простой рабочий на ферме, которая когда-то целиком принадлежала ему одному.
Осенью 1919 года, с пришествием в город Колчака с его неудачливой армией, Шаховского чуть было не расстреляли белые — якобы за содействие красным, а когда в город вошла армия Тухачевского, его едва не угробили красные как бывшего дворянина. Но Шаховской, всегда сторонившийся политики и занимавшийся только своим хозяйством, избегал страшной участи до тех пор, пока после страшного кулацкого мятежа 1921 года к стенке не стали ставить каждого хоть отдаленно причастного к врагам власти Советов. Князя, тогда уже бывшего, доставили в уездный ЧК, допросили, а потом не долго думая поставили к стенке и расстреляли «за принадлежность к монархической партии»… Что стало с княжеским трудом? Он плавно перешел по всем меркам в средненький, ничем не выдающийся совхоз «Шаховской», тихо мирно просуществовавший до начала 90-х годов XX века.
Не уезжайте, граждане! Вокруг столько прекрасного! —
Так и хочется сказать жителям села, но глаз цепляется за высохшие на окраине села березы, за полустертую букву Ш (чтобы село получилось Аховским) на дорожном указателе при въезде в село, за железобетонный скелет корпусов бывшей фермы и разоренные дома в центре Шаховского.
И за надписи «продам дом», встречающиеся даже слишком часто.
В центре села — памятник с солдатом и с девочкой на его руках — дань памяти Великой Отечественной, чуть в стороне стоит памятник Мажиту Касенову, участнику войны, а впоследствии председателю совхоза.
Еще есть двухэтажная школа с выложенным на стене красным кирпичом Лениным и спортплощадка, по которой сразу становится понятно, как «активна» местная молодежь… Все травой поросло, заржавело и засохло, а в железной трубе спортивной стойки воробьи гнездышко устроили.
Клуба в поселке нет, общественная жизнь крутится в местных магазинах, которых здесь аж 5 штук. Из города сюда можно доехать на маршрутке за 300 тенге — два раза в день ездит «газелька» из города и обратно.
Мобильная связь в поселке — с большими перебоями: в центре села можно поговорить нормально, а ближе к окраине — только если на улицу выйти, да повыше залезть — ну прям как 20 лет назад.
Дороги — что на подъезде к селу, что в самом его центре такие, что и трактор может застрять. Именно такое событие я застал, когда приехал посмотреть на княжеские развалины.
Ну а историю села местные жители знают на 10-15 лет назад, о тайнах столетней давности никто и не подозревает. Но вы можете взять эту историю на вооружение и рассказывать заезжим знакомым одну из замечательных местных легенд о том, как сто лет назад в маленькой деревушке близ Петропавловска жил самый настоящий князь из Москвы.
Читайте также:
В Петропавловске венчались дочь купца и князь Шаховской
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
ах, Шаховское… какие там леса, грибы и ягоды… Энной дальности родственники… Ездили туда каждое лето, с дорогой туда никаких проблем не было. А вот обратно — иногда багажник автомобиля не закрывался от количества грибов…
Какие исторические загадки есть в нашем крае-очень интересная статья. Спасибо!
коренные жители в курсе про князя Шаховского. но эта статья с точными датами и хронологией не идет в сравнение с рассказами дедов).
как говорится в статье, якобы местные жители и не в курсе князе, так это потому что приезжих много. ежегодно приезжают и уезжают. а вот спросили бы у коренных жителей, Вам бы поведали про князя московского).
хорошая статья. спасибо.
У моего дяди в Шаховском есть или был кусок плуга с фамилией князя, нашёл у себя на огороде много лет назад. Все детство проводил в этой деревне, самые теплые воспоминания. И да, местные старожилы прекрасно знают, что село принадлежало московскому князю, только никаких точных фактов никогда не слышал.
Спасибо за отличный материал!