Есть в нашем краю кладбища, куда уже никто не приходит, потому что и приходить практически некому: деревни вымерли, жители ушли, а по местности снуют только искатели металла, которые, правда, не трогают святого. Корреспондент Петропавловск.news побывал на старинном заброшенном кладбище в степи, где первые люди были похоронены задолго до революции, а последние — еще до освоения целины.
Добравшись до края Северного Казахстана, я думал, что нет большего запустения и грусти, чем в целинном краю Тимирязевского района: в этом красивом месте практически нет дорог, мало работы и почти никакой перспективы. Но мне посчастливилось побывать еще дальше. Коренной житель села Целинного Виктор Дрегер свозил меня в соседние по степным меркам деревушки Сретенку и Королёвку— в Костанайской области. Так я нашел место, где вымирают не только деревни, но даже кладбища, оставшиеся от этих деревень…
На кладбище Королёвки мы пытались найти могилу известного в этой местности крестьянина, а впоследствии красного командира времен Гражданской войны — Иосифа Ивановича Комахи, о котором сложено столько легенд и шуток, что не рассказать о нем — просто нельзя, но это немного другая история.
Могилу порубанного шашками, едва не погибшего в годы Гражданской войны красноармейца, над которой должен был возвышаться памятник с красной звездой, мы, к сожалению, не нашли, однако общий вид кладбища сразу дал понять — его посещают крайне редко. Наверное, и могила красного командира стала уже никому не нужной, памятник завалился и исчез, а скоро исчезнет и память.
Да и некому помнить: деревня Королёвка на высоком берегу речки Су-Су (с казахского — «вода-вода»), в которой когда-то проживало больше тысячи человек, ныне по официальный данным, состоит из ста лиц обоего пола, хотя на единственной оставшейся улице — всего 3-4 жилых дома. Да и в тех живут лишь трудяги, работающие на местного фермера.
От второго населенного пункта уже ничего не осталось: вместо длинных улиц с домами — лишь бугры с редкой растительностью и два железобетонных столба, которые когда-то были воротами «конторы». А было 200 дворов, и в ста метрах от села на возвышении стояла красивая Сретенская церковь.
История этих двух сел тесно перекликается: ходили друг к другу в гости, пили медовуху, дрались стенка на стенку, венчались в одной церкви. В церковных книгах остались записи тех лет.
30 июля, года 1913-го:
Поселка Сретенского крестьянин Трофим Семенович Комаров 50 лет, вторым браком — поселка Королевского крестьянка Мария Яковлевна Ткаченко 45 лет, вторым браком (поручители: поселка Сретенского крестьяне Тимофей Михайлович Худолеев и Стефан Стефанович Дучко, Андрей Афанасьевич Хизун и поселка Королевки крестьянин Иосиф Иванович Комаха).
Или вот, обратите внимание на возраст женитьбы:
26 августа, года 1913-го:
Поселка Королевки крестьянин Павел Федорович Ткач 23 года – поселка Королевки крестьянка Марфа Ивановна Новикова 16 лет (поручители: поселка Королевки крестьяне Стефан Петрович Кондратьев и Григорий Алексеевич Гумык и поселка Сретенского крестьяне Евдоким Иванович Лысый и Родион Павлович Самайданов).
От церкви, в которой венчались эти люди, уже давно ничего не осталось, а на когда-то большом кладбище Сретенки — ни деревца, ни кустика, лишь несколько крестов. Как сказал мой спутник, Виктор Владимирович — три креста были сняты с разрушенной в советское время церкви и использованы, как надгробные кресты. Они и сейчас выглядят внушительно и таинственно.
Есть на этом кладбище и еще более уникальное надгробье.
«Под сим памятником покоится прах раба Божия Николая Фёдорова, скончавшегося в ночь на 3 сентября 1909 года от руки злодеев. Родился в 1837 году».
Сколько истории в двух предложениях! 72-летний старик, погибший от рук злодеев и такая шикарная по тем временам могильная плита. Стало быть — не беден был раб Божий Николай, может быть, через то и пострадал.
Кстати, именно на этом кладбище похоронен председатель местной земской управы Андрон Чернорот. В 1919 году его расстреляли за то, что не стал выдавать дезертиров, прятавшихся от колчаковского призыва в погребах да стогах сена.
Однажды в Сретенку прибыл отряд карателей армии Колчака во главе с сотенным Богомоловым: искали, допрашивали, протыкали стога с сеном штыками, угрожали сжечь село, но никто дезертиров не выдал. Тогда стали допрашивать и председателя земской управы, но и тот ничего не сказал, тогда Богомолов рассвирепел и приказал его расстрелять. Андрона тут же вывели на улицу, повели в сторону церкви и расстреляли в спину.
Весь следующий день колчаковцы рыскали по округе и ждали новых расстрелов, однако дезертирам удалось укрыться в степи. Через день после отъезда «карателей» на кладбище похоронили Андрона Чернорота.
Маленькое таинственное кладбище, скоро и от него, как от самой Сретенки, совсем ничего не останется. Занесет ветрами, зарастет травой, степь возьмет своё.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
Русские кладбища -хранители истории земли русской!
Конец — это чьё-то начало…
Подобное происходит и возле Осакаровки(под Темиртау) на кладбище 8го посёлка.Туда моих предков репрессированных с Саратова закинули в голую степь.Пожилые умерли сразу.Даже крест невозможно было поставить из-за отсутствия дерева.Остальные люди перебивались в землянках,потом в саманах.А могила моей прабабушки заросла и потерялась.Бабушка потом всё ходила кругами,но ничего обнаружить не могла…Мы с мамой теперь в рашке…Продолжаем строить долбаный строй с «человеческим лицом»…
Спасибо за очерк про брошенные деревни …
О ЧЕМ МОЛЧАТ МОГИЛЬНЫЕ ПЛИТЫ?
К сожалению, не многие из нас сегодня могут похвастаться сведениями даже о своих ближайших предках. Живем, словно Иваны, родства своего не помнящие. И чем больше лет нашей памяти, тем она слабее и слабее…
Старинные каменные надгробья на родовых погостах давно поросли мхом-лишайником. Многие из них то ли от времени, то ли от людского равнодушия потрескались, полурассыпались, сровнялись с землей, спрятав от глаз бесценные для истории могильные надписи. Пройдет еще 20-30 лет, и от них останутся лишь немые фрагменты холодных камней…
(информационный мультипортал Килилл и Мефодий. )
На сегодняшний день и на новых кладбищах, весьма скупо сообщается об людях, ушедших в мир иной, окромя как имя, фамилия, даты рождения и смерти да нескольких слов о скорби родных и близких. В некоторых кладбищах Румынии, по желанию родных, на надгробиях изображают профессию покойного при жизни — кому трактор, кому наковальню с молотом, а кому калькулятор, скрипку или стадо овечек и прочее.
А ведь ушедшие в мир иной люди прожили не простую свою жизнь. Среди нас же живых всегда найдутся те, которым хотелось бы узнать, стоя у могилы ушедшего в небытие, об его прожитой жизни больше чем написано в нескольких строчках на камне. Ведь, в глубине души, и мы живые, храним надежду, что когда-нибудь, после нашей смерти, люди и про нас будут помнить и вспоминать .
Лет десять тому пришлось отдыхать во Вьетнаме. Посещая на разных экскурсиях достопримечательности Вьетнамцев мы посетили одно из кладбищ. Первое , что нас удивило это огромная намогильная стелла из полированного камня примнрно с метр шириной и полтора метра высотой . И вся эта стелла была исписана мелкими иероглифами. Когда мы спросили экскусовода о чем там пишется то он вынул записную кижку и прочитал примерно следующее, что тут покоится около пяти веков какой-то важный императорский сановник. В свою бытность он имел три десятка наложниц, которые родили ему около сотни наследников. Участвовал в войне южной династии против северной. Сановник не был жадным и по возможности делился добром с бедными и т.д. В конце иегоглифов было написано обращение с пожеланиями к потомкам и с просьбой не разрушать его памятник
Дорогой автор! Сретенка, это родная деревня моей мамы. На счет брошенного кладбища вы приврали, каждый год мы бываем там, да и последнее захронение лет так 20 после целены. Неплохой очерк, но истории однобокие, а есть например истории как раскулачили моего прадеда, как он скравался от красных, как в его доме потом сделали сельсовет выкинув на улицу всю семью… А деревню Сретенку развалили еще при СССР как неперспективную, закрыли школу и люди разъехались. В общем если есть желание продолжить статью про эти деревни пишите в личку много могу рассказать.
Спасибо,очень интересно,здорово что с нами живут люди которые хранят историю тех времен,не простых и сложных времен.
Русский народ выполнил, как мог, миссию по продвижению Слова Божия в языческие и не христианские народы. Сам предал Христа, своих предков. Стал новым, советским человеком. И потихоньку исчезает с лица земли. Есть еще немногий остаток, но этого не хватает. Так подыхала Византийская империя. Вся прогнившая, погрязшая в роскоши, коррупции, ереси. Бог отдал земли Византии другим народам. Другим своим слугам.
Георгий
Может я не прав. Деревень, как таковых, нет. Село разрушено полностью. Люди живут настоящим, будущим и прошлым. Жизненный уклад создается веками и это ценно. Не надо никого винить в чём-то. Это мы все сделали себе такое: красный террор, сначала открытый, теперь закрытый. Смысл жизни потерян. В стране рабство, скрытое ужасное рабство. Кому это надо? А жизнь то одна! Вот так. А кладбища — это немые свидетели нашей массовой дурости. Самое необходимое — это быть хорошим человеком и не только для людей. Спасибо за статью о кладбищах.
Подобное можно наблюдать по всей Сибири и Уралу.
Что делать. Эти деревни, села, поселки, маленькие города были жизнеспособны при крестьянском укладе и социализме. Никто сейчас не захочет проживать в них, да и не зачем.
Прошлое не вернешь.Таких могил много по всей России.