Всего в 300 метрах от Соколовки, на другом от нее берегу Ишима, расположился поселок Большая Малышка. Здесь, в отдельно взятом небольшом сельском округе с населением в 1901 человек, практически победили безработицу — ее уровень составляет 0,1%, т.е. всего 8 человек! Естественно, только официально. На самом деле здесь те же беды, что и в Соколовке: воду включают по часам, при этом пить ее без кипячения никак нельзя, сообщает Петропавловск.news.
Рабочих мест здесь мало, поэтому трудоспособные граждане работать едут в областной центр — Петропавловск. Со временем — там и остаются, бросая жилье в деревне. Те, кто еще не уехал, отчаянно пытаются продать свою деревенскую недвижимость. За 600-700 тысяч тенге здесь можно купить дом с большим огородом, а за миллион — даже квартиру в бывшем благоустроенном доме.
В качестве главных достоинств такого жилья владельцы указывают невероятно красивую природу, близость реки, тишину и небольшое расстояние до города, но, видно, сами уже не способны оценить все эти блага, чтобы остаться и никуда не уезжать.
Центральные улицы зимой почти пусты — ходить здесь некуда. В качестве достопримечательностей — зимний сквер с небольшой эстрадой, несколько магазинов да здание сельского акимата, оно же — поликлиника, почта и ветнадзор.
Здесь с раннего утра собирается очередь за пенсией: одно из немногих развлечений стариков — раз в месяц обсудить новости, пожаловаться друг другу на болезни.
После будет поход в магазин — здесь их аж 8 штук, а затем снова месяц ожидания пенсии и повседневные проблемы — вода, дороги. А в качестве досуга — телевизор, который вещает, как у нас все хорошо.
Приехав сюда, я впервые задумался о том, что жители деревень, на самом деле, — один из самых широких слоев населения, на которых рассчитано официальное телевидение, газеты и агитплакаты, но о которых проявлено меньше всего заботы.
В Большой Малышке, население которой в конце 80-х годов прошлого века достигало полутора тысяч жителей, сейчас осталось всего 970 человек. В центре поселка хорошо видны масштабы бедствия. В когда-то заполненных людьми многоэтажках есть брошенные квартиры и даже целые подъезды: слева квартира за миллион, справа — промерзшие стены без окон.
Местный житель Марат, рассказывая о своей жизни в деревне, часто ругается, оттого и не хочет показывать лицо: «Телевизор как посмотришь, там все хорошо. Купол какой-то над Астаной строят, автобан, дороги отремонтированы, в Петропавловске вон стройка идет полным ходом. А телевизор выключишь, за окно глянешь — вода по часам, дороги зимой толком не чистят.
Хозяйство держать стало совсем невыгодно: закупочную цену на молоко чуть- чуть повысят — так и продукты в магазине сразу подорожают. Ну это еще понятно, но почему даже бани в деревне нет? Уже лет десять прошло, как обещали в каждом селе общественную баню организовать? Нет ее ни у нас, ни в Соколовке. Нам ведь, чтобы жить тут, не так уж много нужно — немного внимания от властей.
Внимательно осмотрев деревню, я бы предположил, что внимания властей здесь ждут даже сами власти. Акимат сельского округа хоть и находится в двухэтажном здании еще вполне приличного вида, но стоит рядом с заброшенной одноэтажкой — бывшей баней.
В 10 метрах от входа в акимат стоит раздолбанный деревянный туалет типа сортир, а неподалеку от него, посреди небольшого пустыря, — колодец общего пользования, видимо, специально для тех, кто жалуется на отсутствие воды. Ну а тем, кто пожалуется на отсутствие культурного отдыха, можно предложить прогуляться до улицы Первой — на ней вполне сносно сохранилось здание торговой лавки постройки конца 19-го века.
Если хотите еще больше истории — на краю реликтового соснового бора (ему более 500 лет!) сохранились следы окопов времен Гражданской войны. Летом здесь рыскают местные мальчишки.
Кому посчастливится, может найти пулю столетней давности, а то и другие артефакты. Этого, конечно, недостаточно, чтобы удержать людей в деревне. А потому Большая Малышка становится все меньше и меньше с каждым годом.
В это же время современные государства на этой планете делают старые деревни национальными памятниками, музеями под открытым небом, привлекают туристов, строят курортные комплексы на каждом красивом клочке земли… Кажется, это происходит где-то в параллельной вселенной.
Жаль деревню и людей жалко. Просто выживание и все. В Астане пантеоны строят, элитную недвижимость, а здесь простой народ старается выжить. Нужно больше таких статей, про каждую деревеньку.
А я был в этом старом здании магазина из красного кирпича. Это дом в котором после войны прожили мои прадед и прабабушка. А деревня и в правду мрет.Каждый год стараюсь проехаться по деревне и заехать на кладбище. Но к сожалению кладбище становится все больше а в деревне все меньше остаётся народу.
Так это не только там,возьмите Соколовка,Вагулино,Пресновка,Долматово,Якорь и т.д…И это учитывая,что они находятся от областного центра рядышком.Причем деревенскому народу много не надо,вода,освещение на улицах,дороги и всё…
Не совсем согласен со статьей. Я у меня дом в этой деревне. Вода идет из скважин на участках, еще колодцы есть на улицах. Никогда не стоял за получением воды в очереди по часам. Проблема с работой есть, но это было во всех деревнях еще с начала 90-х годов, когда исчезли совхозы и колхозы, а с ними и сельское хозяйство. Статья представлена в негативном аспекте как-будто специально.
17 лет назад в магазинах была колбаса из Большой Малышки. Колбасу перестали делать?
Я родился сдесь, мой дом был влево на искосок от красного кирпичного магазина, в 2012 году он еще стоял полуразрушенный, все мое детство прошло сдесь , сосновый бор, озеро Серебрянник, в первый класс пошел еще в одноэтажную деревянную школу. Я до сих пор помню свое детство на этих улицах.Потом была Соколовка, и Вагулино. Там и лежат мои родители, очень жаль что все так случилось, некогда процветавшие села и райцентр превращаются в призраки далеко благополучего прошлого.Дай вам бог мои земляки здоровья и терпения.
Не знаю я полностью согласна со статьей Я здесь живу эта прекрасная деревня Да никто не говорит что она идеальная но во-первых никто здесь за водой по часам Не стоит в очереди здесь в деревню Кто хочет пробурить скважину у них во дворе своя вода для тех у кого нету скважины во дворе могут спокойно взять воду с колодца здесь на одной улице может быть колодцев 6 и это только на одной улице во всей деревне может колодцев 40 и в-третьих журналисты сфоткали только те дома которые нуждаются в ремонте надо было походить по деревне пофоткать красивые большие дома У меня тоже такое ощущение как-будто статья была сделана специально в негативном отношение Ну насчёт работы Да здесь мест немного Да и проблемы с работой не только в деревнях она и в городе проблема с работой здесь Также можно работать дояркой пастухом в магазинах Также сейчас у нас Троица кафе скоро нужны будут официанты уборщицы Так что не так уж наша деревня и плох а у нас в отличие от некоторых деревень есть школа магазины детский сад детская площадка какая-никакая больница аптека есть деревня где вообще этого ничего нет И люди живут
Да уж. Как житель данного села Большая- Малышка. Со статьей автора и фотогалереи не согласен.
И кто такой Марат? Отродясь местных жителей с таким именем не было и нет. Работа есть всегда. Кто хочет работать и умеет, тот ее находит. А если любишь на печи валяется и демогогию разводить да новости по телевизору смотреть то да таким тяжеловато у нас.но всегда есть программ по трудоустройству на бирже труда приходи в акимате и подавай заявление. Что касается бани общественной так все в планах Москва не сразу строилась и возле акимата у нас столовая если, что, а не баня.(Так для инфы автору и Марату)
А маленький страшный домик так там все померли, Клишины там жили.
И вода в каждом дворе, а в этом году тянут по деревне сетку трубопровода с подвязкой к каждому дому и из села ни кто не бежит уж давно. И дома стоят от 2.5 миллионов, а квартиры без окон по 500 тысяч
Так что авторы вы смуту не нагоняйте на наш любимый колхоз, а если пишите, то пишите правду и общайтесь со старожилами нашего села или обратитесь в акимат к компетентным людям. Жить надо и участвовать в жизни села, а не интриги плести.
а у меня в1962 году отец с мамой тут познакомились а я родился в Петропавловске .давно уже на Урале живем