В каком году была сделана первая фотография Петропавловска, как вы думаете? Не 50, и даже не 100 лет назад, а по меньшей мере — 125 лет назад. Это еще при прапрабабушках было. Петропавловск.news продолжает знакомить вас с самым интересным, старым и удивительным в истории нашего города, что только можно себе представить.
Сейчас за один день в Петропавловске делается фотографий в несколько раз больше, чем было за долгие годы с момента появления в нашем городе первого фотоаппарата и до середины прошлого века. Тем ценнее каждый старинный кадр. А когда речь идет о 19-м веке, то большинство снимков — ценнейшие шедевры.
Попадание в Петропавловск фотографов (а тогда фотокамеры были только у профессионалов, а не у каждой самовлюбленной инстаграмщицы) было связано в первую очередь со строительством Транссиба. Множество прекрасных снимков оставил после себя омич, преподаватель Сибирского кадетского корпуса, Леон Буланже. Узнав о строительстве железной дороги неподалеку от Омска, он взял огромный деревянный ящик — примерно так в те годы выглядел фотоаппарат — и поехал фотографировать процесс.
[yd]
Дорога между нашими городами в те годы существовала лишь условная — в дождливую погоду это была линия грязи, указывающая направление, а когда была сухой, она выглядела, как слабо укатанная грунтовка. Никакого асфальта, грейдера или укатанного катком щебня. Да и машин в те годы еще не было в наших городах. И вот уже немолодой Леон Буланже поехал фотографировать строящуюся железную дорогу. На наше счастье он отправился сразу в Омск, а сначала побывал в Петропавловске, где сделала вот такой кадр. На нём мы видим временное здание железнодорожной станции Петропавловск — самое первое, построенное раньше основательного деревянного здания, и задолго до каменного вокзала, стоящего и сейчас рядом с современным.
Сделана фотография осенью 1894 года.
Ранее этот кадр в известных нам источниках не публиковался. Мы, как обычно, стараемся показать вам эксклюзивные кадры.
Временная станция Петропавловск представляет собой, по сути, всего лишь большую мазанку: деревянное строение обложено толстым слоем глины с камышом, чтобы зимой из него не выдувало ветром тепло. За землянкой видна водонапорная башня, существующая ныне.
Обратите внимание на то, что у здания станции стоит группа людей, внимательно разглядывающих чудака-фотографа. Я бы предположил, что коляска со складным верхом — то самое транспортное средство, на котором и приехал фотограф Буланже, так как приехать из Омска по железной дороге в те годы он никак не мог — железнодорожного моста через Иртыш в том году еще не было, его достроили только в 1896 году, а вот мост через Ишим уже был.
Есть еще и вот такой кадр, сделанный Буланже в Петропавловске. Мост через Ишим, 1895 год. Если нет ошибки в датировке фотографий, то Леон Станиславович бывал в Петропавловске как минимум два раза. И, возможно, со временем мы найдем и другие его фотографии, посвященные нашему городу.
На звание самой старой фотографии нашей местности может претендовать и вот такой кадр, на котором изображена река Ишим и церковь станицы Новоникольской. Снято в 1890-х годах. Точной даты нет. Ишим в Новоникольском остался таким же, как и 120 лет назад, а вот церкви уже нет.
Новоникольское было основано в 1820-м году, в 1837-м здесь уже была деревянная церковь, в 1854 заложена, а в 1858 году уже открылась та церковь, что изображена на этой фотографии.
Не менее древней может оказаться вот эта фотография, снятая также в 1890-х годах. На ней изображен «Тип киргизской мечети в г. Петропавловске». С писанием этого снимка, правда, возникает большой вопрос — ни на одну из известных исторических мечетей изображенное на снимке здание не похоже. Тем не менее, в омском краеведческом музее описание к этому снимку довольно точно указывает на наш город.
Есть еще и вот такой снимок неизвестного автора, на котором изображены развалины Кушмурунского укрепления. Сделан снимок в начале 1890-х годов. Точной даты нет.
В 19-м веке Кушмурун был частью Петропавловского уезда, а сейчас это Аулиекольский район Костанайской области.
Кушмурунское укрепление было построено одним из самых первых на Горькой линии. Оно построено, как и крепость святого Петра, в 1752 году, а в 1876 году его закрыли, выведя весь гарнизон. Примерно через 20 лет после ее закрытия и была сделана эта фотография. Отчетливо видны насыпь в левой части кадра и два всадника на фоне бывшего укрепления.
Хочется надеяться, что со временем мы найдем и более ранние фотографии нашего города. А если таковые есть у вас, вы, не стесняйтесь, присылайте, и мы покажем их остальным. История в фотографиях и видео должна быть доступна всем.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
«Кушмурунское укрепление было одной из самых первых крепостей Горькой линии. Построено, как и крепость святого Петра в 1752 году, а в 1876 году — ее закрыли, выведя весь гарнизон.»
Среди крепостей Горькой линии не было такой крепости. https://cyberleninka.ru/article/v/geograficheskoe-opisanie-tobolo-ishimskoy-linii
Прохожему.
Вы правы, это я глупость написал, сориентировавшись на год.
Тут одна беда — про это самое Кушмурунское укрепление почти ничего никаких сведений, вот и блуждаю в потемках.
1822 год
Сибирь разделена на 2 части – Восточную и Западную
Западная часть:
Томская и Тобольская губернии
Омская область с Большой и средней Киргиз-кайсатскими ордами
Омская область разделена на внешний и внутрений округа
Внутренние округа включали:
Омский
Петропавловский
Семипалатинский
Устькаменогорский
Внешним округам предстояло еще формироваться.
В 1824 году открыты приказы и, соответственно, внешние округа Каркаралинский к северу от оз.Балхаш и Кокчетавский (нижняя часть бассейна степного Ишима
В 1831 году – Аягузский(восточнее Каркаралинского округа).
В 1832 году — Акмолинский (обе стороны верхней части бассейна Ишим)
В 1833 году — Баян-Аульский(восточнее северной половины Акмолинского округа).
Потом основаны еще два округа: Кушмурунский(западнее Кокчетава на границе с Оренбургской степью) в 1834 году и Кокпектинский ( северо-восточнее Аягузского округа, смеж. С Китаем) в 1844 году.
Г.Н. Потанин писал об отце Чокана Валиханова Чингизе: «Сам Чингис Валиевич обучался в русской школе переводчиков в Омске и, следовательно, с детства привык к русским, впоследствии, когда он служил, управлял Кушмурунским округом и занимал должность представителя от киргизского народа при Областном правлении в Омске, он постоянно вел дружбу с самыми интеллигентными русскими чиновниками в Омске, который был центром управления степью, — сначала с чиновником Сотниковым, потом с Гутковскими и Капустиными. Сотников, ориенталист из Казанского университета, влюбился в киргизский народ; каждое дето он приезжал в аул султана Чингиса и в течение нескольких месяцев кочевал вместе с ним по Кушмурунскому округу, жил в киргизской юрте и одевался по-киргизски; по его-то совету Чингис Валиевич отдал своего второго сына, Чокана, учиться в кадетский корпус в Омске. Семейства Капустиных и Гутковских, состоявшие в близком родстве между собою, были центром омской интеллигенции: в этих домах собирались образованные чиновники и молодые офицеры; тут можно было встретить офицера Генерального штаба, художника или чиновника-литератора, ученого путешественника, заехавшего в Омск по дороге в Центральную Азию, или поэта, очутившегося здесь в качестве «невольного странника». Чокан, сын султана Чингиса, был принят в семействе Гутковских как родной сын, и это имело такие последствия, как будто два дома, один русский — Гутковских — и другой киргизский — Валихановых — породнились между собою».
Выдающийся казахский ученый, этнограф, просветитель, путешественник Чокан Чингисович Валиханов родился в ноябре 1835 года в местности Кунтимес, вблизи Кушмурунской крепости, ныне это территория Сарыкольского района Костанайской области. На сделанной Чоканом карте эта местность названа им «бiздiн уй» — «наш дом».
У Чокана Валиханова есть рисунки «План стоянок аулов Кушмурунского округа», «Усадьба Айганым в Сырымбете», «Схема пикетной дороги между Кушмуруном и Уйской крепостью». Их можно найти в интернете.
Прохожему.
Всё это я тоже читал. Но о самой крепости сведений как будто бы и нет. В одном из источников без отсылки на официальные документы Кушмурунское укрепление причисляют к горькой линии. Хотя это явная ошибка. А больше ничего и нет. Зато есть фотография.
Чокан Валиханов родился в местности Кунтимес в 1835. Есть карта — нарисованная им, где подписано на казахском ( в переводе- «моя родина»). Это граница современного Сарыкольского и Узункольского районов. Родиться в крепости Кушмурун он не мог по причине отсутствия в 1835 году оной. Крепость начала функционировать с 1844 года, почти на сто лет позже крепостей Горькой линии