Очередные упущения в работе центра занятости населения Петропавловска выявили борцы с коррупцией. Участникам госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» выдавали гранты в размере свыше 500 тысяч тенге на развитие бизнеса. При этом должным образом не отслеживали судьбу вложенных денег. Столь халатное отношение, выявленное государственным аудитом, вполне могло стать средством чьей-то наживы. Из 13 получателей госгранта в 2020 – 2021 годах, запрошенных на изучение Первым антикоррупционным медиацентром, работал только 1 проект! Подробности этой весьма тёмной истории с бюджетными средствами рассказывает Петропавловск.news.
По запросу руководителя Северо-Казахстанского филиала Первого антикоррупционного медиацентра Руслана Асаубаева департамент внутреннего госаудита проверил легальность выдачи грантов на развитие бизнес-идей в рамках государственной программы «Енбек». Из 13 грантников в 12 случаях выявили нарушения различного рода на 6,3 млн тенге. В большинстве случаев по адресам, где должен был работать малый бизнес, в основном это швейные мастерские, аудиторам не открывали дверь.
Хуже того, по некоторым адресам, где должны были трудиться грантники, уже долгие годы проживают другие люди.
По адресам, указанным в документах на грант, где должна была кипеть работа по пошиву одежды, либо не открывали дверь, либо открывали, но недоумевающие хозяева квартир и домов. Естественно, это были совсем не те люди, которые получили деньги от государства на развитие бизнеса!
Запрос был направлен весной текущего года. Борца с коррупцией интересовало, насколько целесообразно расходуются государственные средства. Руслан Асаубаев попросил проверить законность выдачи грантов центром занятости населения города Петропавловска на развитие бизнес-идей за 2020-2021 годы 13 жителям Петропавловска.
Специалисты департамента внутреннего государственного аудита осуществили проверку документов в центре занятости, а также выехали в места, где должны были работать получатели безвозмездных грантов.
Однако аудит соответствия установил, что из 13 интересовавших борца с коррупцией личностей 1 человек грант не получал. По остальным указанным в запросе фамилиям выявлены различные нарушения. Среди них финансовый характер на сумму почти 2,3 млн тенге носят сделки, составленные с 4 получателями. Теперь средства, выделенные на поддержку их бизнес-инициатив (в среднем свыше 550 тысяч тенге на каждого, — прим. ред.) подлежат перечислению в бюджет.
Помимо этого, в отношении 8 участников госпрограммы аудит выявил нарушения процедурного характера на сумму свыше 4 млн тенге.
«По результатам аудита в адрес центра занятости 18 апреля 2022 года направлено предписание на устранение выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц их допустивших сроком до 19 мая 2022 года», — говорится в ответе Руслану Асаубаеву от заместителя руководителя департамента внутреннего госаудита по Северо-Казахстанской области К. Бекмурзина.
Весьма интересные факты вскрывает аудиторский отчёт №57, который руководителю Первого антикоррупционного медиацентра предоставило проверяющее ведомство. Документ, на наш взгляд, обнажает этакую схему отмывания государственных средств через поддельных участников программы. Внутри неё образовалась целая команда швей, которые получали гранты на развитие мастерских по пошиву и ремонту одежды, якобы закупали оборудование, оформляли договоры купли-продажи у одного и того же нотариуса. Спустя некоторое время продавали его другим участникам госпрограммы «Енбек».
Приведём несколько примеров. Имена получателей грантов не указываем в интересах следствия.
Жительница нашего города М. прошла обучение в рамках программы «Енбек». В документах на получение гранта указала, что собирается шить одежду на заказ. Получила 530 тысяч тенге. Оборудование для работы купила в сентябре 2020 года. Поработала на нём недолго, если вообще работала. По информации аудита, в июле 2021 года женщина продала швейное оборудование двум участницам той же программы. Одной из них 3 июля 2021 года за 583 тысячи тенге, другой — 15 июля на сумму 582,7 тысячи тенге.
Получается, что одно и то же оборудование было продано 2 раза?! Возможно, его просто не было, а были липовые документы? Но это только наши догадки. Наверняка, на все вопросы ответит следствие.
Также аудит вскрыл целый швейный подряд. Государственные гранты на открытие мастерской по пошиву одежды по очереди получали мать С. и две её дочери. Причём, мать собиралась открыть дело с ещё одной грантницей Ж. Но, как сама пояснила аудиту, они не смогли найти поставщиков, а «денежные средства потратили совместно».
Примечательная взаимосвязь вскрылась между несостоявшейся партнёршей матери, некой Ж., и дочерями С. Как указали специалистам департамента внутреннего аудита девушки, оборудование они никогда не покупали, да и работать швеями не собирались. А деньги по гранту за них получала мамина знакомая Ж. Хотя на одну из дочерей оформлена сделка купли – продажи в нотариусе от 15 июля прошлого года с уже известной нам гражданкой М, перепродававшей оборудование.
Весьма запутанная история, неправда ли?
В общем, из 13 фигурировавших в аудите фамилий, инициированном Первым антикоррупционным медиацентром, 10 человек оказались швеями. Причём, специалистам департамента удалось обнаружить следы работы по гранту только у одной из них.
Помимо швей, в поле зрения аудита попали двое мужчин, которые также оказались связанными между собой. Один из участников госпрограммы Ж. получил грант на развитие фотосалона. Оформил сделку всё у того же нотариуса 22 июля 2021 года. Однако судьба фотосалона подвисла в воздухе. В ходе аудита по адресу, указанному в документах, бизнес отсутствовал. На телефонные звонки никто не отвечал.
Зато этот самый гражданин Ж. умудрился продать оборудование для шиномонтажной мастерской ещё одному участнику госпрограммы. Житель Петропавловска У. получил грант на закуп оборудования по ремонту машин в размере 555,5 тысяч тенге в ноябре 2020 года и купил его у некоего Ж. При этом указал в документах, что собирается работать в квартире многоэтажки. Документы в центре занятости приняли. По всей вероятности, посчитав, что чинить машины в благоустроенной квартире вполне себе нормальная практика!
Аудит не подтвердил целевое использование гранта горожанина У. Мужчина хоть и находился по указанному адресу, но, естественно, никакого шиномонтажа там не было и не могло быть. Участник программы пояснил, что «дело разорилось, оборудование продал».
Также Руслан Асаубаев делал запрос по ещё одной швее-грантнице. Горожанка С. получила 583 тысячи тенге и якобы закупила оборудование. Однако проверка уникального нотариального номера показала, что сделка под ним заключена между известными нам М. и одной из дочерей швейного подряда.
При осмотре квартиры оборудования для швейной мастерской не нашлось. Гражданка С. пояснила, что «оборудования у неё никогда не было, денег она не получала, за получение гранта ей третье лицо заплатило 90 тысяч тенге».
Ещё раз напомним, что по результатам аудита в центр занятости населения Петропавловска направлены предписания на устранение выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности допустивших их лиц сроком до 19 мая текущего года.
Было ли выполнено предписание, нам пока неизвестно. Однако, судя по информации аудита, центр занятости как-будто сквозь пальцы проверял, как документы участников программы на соответствие по заявленным критериям, так и самих участников: работают ли они по заявленной деятельности! Хотя должны это делать в течение 12 месяцев после получения гранта.
Не исключено, что отсутствие этих проверок в ведомстве было кому-то на руку, и тогда делом вплотную пора заняться антикоррупционной службе.