29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Против электронной очереди на проезд в Россию выступили грузоперевозчики Северного Казахстана

Отсутствие возможности бронирования очередей, низкое качество интернета, а также непонятно откуда взявшийся платёж за пересечение государственной границы. Это только часть проблем, с которыми пришлось столкнуться перевозчикам Акжарского и Уалихановского районов Северо-Казахстанской области из-за введения электронной очереди на пропускном пункте «Бидаик», передает Петропавловск.news со ссылкой на пресс-службу областного филиала палаты предпринимателей.

Водители пересекают границу по несколько раз в день, поэтому считают, что новые порядки призваны упростить жизнь именно представителям департамента госдоходов, а никак не перевозчикам, как это было заявлено ранее. Водители уже сейчас столкнулись с многочисленными препонами. А с введением платежа в 1 МРП за пересечение госграницы, который, к слову, не прописан ни в одном законодательном акте, предприниматели и вовсе потеряют часть своего дохода.

В палату предпринимателей Северо-Казахстанской области поступили коллективные обращения грузоперевозчиков Акжарского и Уалихановского районов. Предприниматели выступают против введения электронной очереди через пункт пропуска «Бидаик» в Российскую Федерацию. Вопрос рассмотрели на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.

Напомним, с 1 ноября этого года на данном пункте пропуска в пилотном режиме была запущена система электронной очереди, воспользоваться которой можно, зарегистрировавшись по ссылке cgr.qoldau.kz/ru/start или в приложении «CarGoRuqsat».

— По доводам перевозчиков, с введением данного пилотного проекта у них появились дополнительные нагрузки, связанные с пересечением границы. Для бронирования своей очереди возникла необходимость в регистрации на сайте, введении данных о водителе и транспортном средстве, выборе подходящей даты пересечения границы. Однако в этих районах плохой Интернет. Кроме того, как отмечают перевозчики, на этом пункте пропуска не бывает заторов, здесь очень мало транспорта ездит, – отметил начальник отдела по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции палаты предпринимателей СКО Айдос Кенбеилов.

Как пояснили представители департамента государственных доходов по СКО, внедрение электронной очереди направлено на то, чтобы избавить пункты пропуска от заторов транспортных средств, обеспечить оперативность и прозрачность прохождения границы и минимизировать время выполнения контрольных процедур.

— Почему для пилота был выбран именно пропускной пункт «Бидаик»? Потому что на Бидаике, действительно, очень мало транспорта, и здесь есть возможность обкатать систему, посмотреть, какие причины, какие последствия. На самом деле этот пилотный проект уже запущен на внешних границах с Узбекистаном, Китаем, нормально работает. Что касается интернета, то можно заказать очередь хоть за месяц, хоть за несколько дней из дома или из любого другого места. Налоговую отчётность как-то же сдают перевозчики онлайн, также могут зайти и забронировать очередь на любую дату и время и в течение суток эта очередь действует, – сказал заместитель руководителя департамента госдоходов по СКО Дамир Нургалиев.

Вот только у перевозчиков на этот счет иное мнение. По их словам, сроки получения заказов и перевозки груза в Россию могут быть спонтанными, в связи с чем предпринимателям просто невозможно заранее спланировать выезд в соседнюю страну. Кроме того, с введением электронной очереди для перевозчиков появится новый платеж в размере 1 МРП за одно пересечение границы, который будет действовать уже с 1 января 2024 года.

— В Уалихановском районе где-то 200 частных перевозчиков – индивидуальных предпринимателей. Мы работаем с Российской Федерацией в пределах 200 км. Пересекаем границу 1-2 раза в день, то есть ездим туда как в соседнее село. Считаем, что пилотный проект приемлем для дальнобойщиков, большегрузных машин, которые возят международные перевозки, пересекая границу один раз или два в месяц. Они один раз пересекут границу и заработают миллион, а нам, чтобы заработать половину этой суммы, надо 20 раз съездить, понимаете? Вот в чем проблема. А с 1 января еще и проезд будет платным — один МРП за одно пересечение границы, это сейчас пока бесплатно. Вот и получается, что дальнобойщик проедет один раз и заработает миллион, заплатив при этом всего 3450 тенге, а мы должны проехать 20 раз и заплатить 69 тысяч тенге! Кому? За что? Кто это придумал вообще, чтобы за пересечение своей же государственной границы платить? — возмущается индивидуальный предприниматель Акылбай Ибрагимов.

Как пояснили представители департамента госдоходов, это поручение заместителя премьер-министра, согласно которому платежи по «CarGoRuqsat» будут идти на инфраструктурное развитие границы. Вот только, как оказалось, данный платёж не внесен в налоговый кодекс, а регламентирован приказом заместителя премьер-министра — министра финансов от 25 мая 2023 года №538 «Об определении размеров плат за пропуск через госграницу Казахстана автомобильных транспортных средств, грузов и товаров, а также их прохождение по электронной очереди». Приказ принят со ссылкой на статью 19 закона «О государственной границе».

— Немного нелогично получается. Любой платеж, любой налог должен быть только в налоговом кодексе. Если сейчас каждый министр, при всем уважении к министру финансов, будет утверждать платежи и платы своим приказом – это будет неправильно. У нас есть обязательные платежи, которые предусмотрены только налоговым кодексом. Это то, что идет в бюджет, если это не идет в бюджет, то это уже другой вопрос. Да, порядок может утверждаться министерством – это как правила, а причем тут платеж 1 МРП? Поэтому у меня большие сомнения, что платеж/плата относится к слову порядок, — задала резонный вопрос председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП СКО Инесса Куанова.

Нормативным актом, в котором был прописан новый платеж и его размер, заинтересовались и представители департамента Агентства по противодействию коррупции по СКО.

— Именно этот вопрос я и хотел задать. С порядком все понятно, он должен быть регламентирован – это обязательное условие, но про платежи вопрос не стоит в законе о госгранице. Недовольства индивидуальных предпринимателей данных районов понятны. Если они пересекают государственную границу ежедневно или через день, то для них нагрузка по данному платежу, действительно, становится весомой. Считаю, что для таких случаев в правилах необходимо предусмотреть какие-то условия для мелких предпринимателей, дифференциацию платежей, — сказал руководитель управления превенции департамента по противодействию коррупции по СКО Дамир Хабибулин.

Члены совета также не совсем поняли позицию представителей департамента госдоходов на счет того, что система позволит им выявлять должников по налогам, не дав пересечь границу перевозчику, если у него имеется какая-либо налоговая задолженность.

— Послушав представителей ДГД, я понял, что этот проект необходим им, чтобы управлять своими рисками и упростить свою работу по проверке предпринимателей, по борьбе с теневой экономикой и т.д. Изначально мы говорили про то, что бронирование было придумано, чтобы упростить жизнь перевозчикам, а получается для того, чтобы упростить жизнь ДГД, потому что вы хотите видеть, кто в теневом или нетеневом бизнесе. Потом мне непонятно, каким образом вы можете ограничить пересечение границы, если у предпринимателя имеется задолженность по соцналогу. У нас в законодательстве где-то прописано такое, что если у него есть задолженность 3 тысячи тенге, то он не имеет права пересечь границу?! Я, например, в первый раз такое слышу. Я как индивидуальный предприниматель могу платить индивидуальные платежи раз в квартал, законодательство это подразумевает, но они могут висеть как задолженность, и вы тоже это можете видеть, — недоумевает член совета, юрист Наурызбай Исмаилов.

Интересно, что в вышеупомянутом приказе, которым были приняты платежи за пересечение государственной границы, есть возможность получить какие-то ускоренные, внеочередные брони с возможностью переноса даты пересечения границы, стоимость которых составляет 50 или 100 МРП.

В свою очередь представители ДГД сказали, что пока это к нам не относится, но есть посты, где большой поток машин и, возможно, там такие меры и приемлемы. И все знают, что в скором времени по поручению президента ожидаются изменения в налоговый кодекс, поэтому, возможно, в ближайшее время эти платежи и «сядут» в измененный налоговый кодекс.

Тем не менее, по информации ведущего специалиста АО «Информационно-учетный центр» Марата Мусина, в настоящее время в среднем через пограничный пост «Бидаик» в день проходят 20-30 машин. По его словам, с бронированием очереди сейчас никаких проблем нет, при хорошем интернете можно «занять место» за 5 минут. Учли они и проблему со слабым интернетом в данной местности, поэтому на пост были закуплены дополнительные вай-фай роутеры, которыми могут воспользоваться перевозчики.

В результате рассмотрения обращения перевозчиков члены совета по защите прав предпринимателей выявили две существенные проблемы. Первая – это отсутствие должной инфраструктуры, отсутствие информированности перевозчиков об условиях получения услуги «Электронное бронирование очереди», отсутствие альтернативной возможности забронировать очередь посредством терминалов самообслуживания через оператора. Вторая проблема – вопрос взимания платы за пересечение государственной границы и ее легитимность. Все эти вопросы в кротчайшие сроки уполномоченные органы должны принять во внимание и разобраться.

Необходимость введения электронной очереди очевидна, но прежде государственные органы должны тщательно проработать все нюансы реализации этого проекта.

 

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *