Аким Северо-Казахстанской области отреагировал на испорченный фасад дома купца Измайлова: тот самый ресторан «Генерал Корнилов», который владелец здания решил обмотать профлистом для сохранности. Корреспондент Петропавловск.news удивлялся словам Кумара Аксакалова, который выразил готовность восстановить и сохранить старинные дома Петропавловска.
— Сейчас в социальных сетях мы видим, как очень остро обсуждается вопрос о нарушениях фасада здания-памятника дома купца Измайлова. Мы не поддерживаем это. Несмотря на то, что памятник находится в частной собственности, мы будем добиваться восстановления исторического облика. Предпринимателям, которые владеют старинными зданиями, входящими в перечень (памятников истории и архитектуры, подлежащих охране государства, — прим. ред.), предлагаем подумать: если они не могут обеспечить сохранность данных памятников, тогда — передайте государству. Мы готовы взять, восстановить и сохранить. А что касается данного факта, департамент полиции должен провести тщательную проверку и довести дело до логического конца, — сказал Кумар Аксакалов в среду 16 ноября.
К старинным домам в Петропавловске отношение особое. Горожане их любят, наслаждаются их видом, гуляя по улице Конституции Казахстана, при этом забывая, что в городе есть множество других старинных домов, о которых мало кто помнит. А вот чиновники в большинстве — ничуть не заботятся о судьбе старины. Да и не ходят они по этой улице, ведь она пешеходная, там простые люди… Слуги народа передвигаются преимущественно в тонированных автомобилях.
Иначе, совершенно невозможно объяснить, как на виду у всего города обшили алюкобондом дом последнего коменданта крепости Василия Строганова, на улице Карима Сутюшева, 7. Как великолепной архитектуры кинотеатр Заря в Подгоре стал пластиковой безделушкой. Как исчезло здание городской управы на пересечении улиц Ульянова и Жумабаева, которое поглотил трехэтажный новодел-каннибал неясного назначения…
По большому счету всё, что происходит сейчас со старинными зданиями в Петропавловске — никак не зависит от государства. Если какое-то здание разрушается — то это происходит в частной собственности. Если его отремонтировали («Мукомол», ТД «Шамустдинова» и др..), то это опять же делается за счет частного капитала. Трудно припомнить в Петропавловске какое-либо здание, помимо «резиденции Аблайхана», которое восстановили бы за счёт государства…
Так что слушать слова Кумара Иргибаевича о готовности взять, восстановить и сохранить немного неуютно, ведь в действительности сейчас старинные здания исчезают в тот самый момент, когда вы о них говорите. Даже при проекте восстановления заводской мечети, которая вскоре станет музеем исламской культуры, запросто снесли стоявшее рядом здание 150-летнего медресе. И главное — об этом даже никто толком не знает. Давайте, я покажу вам это здание, которое еще в мае 2019 года прекрасно себя чувствовало и было точно в таком же состоянии, как и сама Давлеткильдеевская мечеть.
Его просто разровняли трактором до уровня земли. А ведь вот оно — стены, крыша, даже стёкла целые. Живая история города. К камню этому прикоснись — подумай о том, что здесь могло происходить за эти 150-170 лет, кто учился, кто ходил мимо, какие улицы тут были — и мурашки по коже.
А вы говорите — восстановить и сохранить. Я сегодня Станиславский, я вам не верю. И с домом купца Измайлова вы тоже не доведете дело до конца…
Обо всём этом мы уже писали такое количество раз, что даже наши читатели наизусть помнят все эти архитектурные истерики. Но ничего не меняется не то, что годами… десятилетиями!
Архитектура пластиковой эры: что осталось от старинных зданий Петропавловска
Коль скоро речь зашла о малоприметных исторических строениях, стоит привести в пример несколько «осколков» Татарской слободы и сопредельных с ней кварталов:
~ дом на пересечении Пушкина и Партизанской (принадлежавший, если не ошибаюсь, семейству Казанцевых) — лицевой фасад обшит сайдингом;
~ двухэтажный особняк на Муканова — Алтынсарина с красивейшим лепным декором — рискует разделить участь Дома Строганова, поскольку текущее состояние фасада далеко от удовлетворительного;
~ дом на Горького между Маяковского и Партизанской — сейчас в неплохом состоянии, но судьба в контексте перспектив развития мкр-на «Жас Оркен» под вопросом, так же как и расположенного поблизости здания бани, которое хоть и не является старинным, но своей интересной архитектурой вполне способно (при деликатном подходе к подновлению внешнего облика) украсить городскую среду наравне с признанными памятниками.
Ещё можно вспомнить небольшую приземистую постройку дореволюционной поры недалеко от здания женской гимназии, на улице Вознесенской (занимаемую чем-то вроде «Металлремонтсбыта»). А о том, что осталось (?) от корпусов бывшего переселенческого пункта, наверное, говорить уже нет смысла — можно смело, вслед за Домом Дмитриева и Управой, причислять к списку утраченных историко-культурных объектов…
Ну и вопрос на засыпку: будет ли, согласно предварительным планам, передано Центру народного творчества освободившееся здание Казтеатра?
Прямо пионер — всем чиновникам пример 🙂
А стадион вы реконструировать готовы? Обещали же в следующем году проводить матчи на уже отреконструированном стадионе… тем более что на старом больше не дадут и на Астана-арене тоже не получится… Хоть бы раз увидеть как мужик сказал — мужик сделал 🙂
Мне кажется после назначения на руководящую должность любого гос органа должна быть экскурсия с экскурсоводом по Петропавловску. Который будет рассказывать историю города и водить по историческим объектам желательно с фотографиями что было раньше. Полную и развернутую экскурсию. Так как многие руководители не местные и не в курсе за что мы любим наш город. И что уже сотворили их предшественники, своими разрушениями в городе. Чего стоит только парк культуры и отдыха с брусчатым ремонтом на миллион долларов сша. Чего стоит им показать фотографию фонтана с лебедями который смотрели приезжие из разных уголков российской империи. И грот который рядом на всё это смотрел со смотровой вышкой и таких примеров чуть больше чем дох….много. Сколько зелени они срубили своими неадекватными действиями, вандалы.
Ещё забыл упомянуть «дёшево и сердито» обезображенный сайдингом комплекс Центра адаптации на Муканова — Жумабаева, заурядный по дореволюционным меркам, но весьма ценный, в числе немногих сохранившихся в Татарской слободе, объект, и, как я уже не раз говорил, совершенно недопустимым актом обращения с архитектурой прошлых лет мне видится аналогичная «реставрация» фасада здания Колледжа сферы обслуживания (быв. СШ №6): если уж нет ни средств, ни желания восстанавливать отделку в исходном варианте — пусть будет, по примеру Дома дружбы и таможни, травертин (или что там за него выдают), но позорный сайдинг не должен уродовать ни само здание, ни в целом облик одной из главных улиц, на которой оно находится.
А грот очень легко воссоздать, даром что основа имеется, да и место, хоть и не прежнее, более чем подходящее: в самом начале улицы Гашека, рядом со строящимся микрорайоном, много лет медленно разрушается круглая кирпичная постройка неясного назначения. Укрепить её, сделать над ней насыпь, вставить в проёмы кованые решётки, увенчать если не подлинником, то репликой крепостной пушки — чем не «изюминка» для жителей окрестных массивов и гуляющих в парке Победы и около?