За окном ядреный мороз. Чтобы согреть Петропавловск, а точнее его жителей, в домах и квартирах ежедневно сжигают несколько тысяч тонн угля, мазута и дров. При этом не каждый житель Северо-Казахстанской области знает, что буквально у нас под ногами есть практически неисчерпаемый источник энергии. Мы в буквальном смысле живем на берегу огромного океана, вода в котором достаточно горячая, чтобы отапливать ею города. Если вы уже всматриваетесь в даль или прислушиваетесь к шуму океанских волн, то напрасно, этот океан глубоко под землей, сообщает Петропавловск.news.
1 января мы показали, как выглядит из космоса шлейф от ТЭЦ-2, которая в эти морозные дни работает на полную мощность. Наши читатели сразу вспомнили о том, что Петропавловск находится всего в нескольких десятках километров от газопроводной системы России и провести газ в нашу область фактически можно было бы в считанные месяцы при наличии политического желания.
А пока газ на север Казахстана обещают провести к 2023 году. Тогда, возможно, отопительный процесс станет более экологичным и дешёвым. До тех пор мы греемся углём от крупнейших угольных разрезов.
«Если сжечь весь уголь, всю нефть, весь газ на планете, если обуздать «весь» ветер, все реки, то все равно не удастся получить столько энергии, сколько скрыто её в подземном сибирском океане», — написал еще в 1979 году в журнале «Вокруг Света» кандидат экономических наук Мурад Аджиев.
Писал Аджиев не о каком-то мифическом океане, а о самом настоящем подземном океане воды, который расположен практически подо всей Западной Сибирью. В некоторых местах этот океан расположен так близко к поверхности земли, что наружу прорываются горячие источники.
В соседней с нашим регионом Тюменской области таких термальных источников насчитывается несколько десятков. Один из самых близких расположен буквально в двух часах езды от Петропавловска — рядом с городом Ишим. Из 1,5-километровой скважины, пробуренной геологами еще в 60-е годы в поисках нефти, бьёт вода, температура которой достигает 41 градуса.
Пока такие источники используются исключительно как лечебные. Хотя всё тот же Мурад Аджиев почти полвека назад писал о том, что горячая вода должна стать топливом для ГеоТЭС — геотермальных электростанций. Тем более, что это возобновляемый источник энергии.
«Вода, немного остывшая, но еще достаточно горячая, почти кипяток, из энергетических цехов ГеоТЭС пойдет в цеха добывающие. Потому что с глубин Земли вместе с водой поднимаются и растворенные в ней соли. Вот почему поток должен пройти через установки, извлекающие йод, бром, натрий и другие металлы и соли, растворённые в воде.
Из добывающих цехов трубы, обернутые в толстую теплоизоляционную шубу, поведут горячую воду в сельскохозяйственную зону комбината. Просторные парники и теплицы, где на грядках круглый год зеленеют огурцы, краснеет клубника, помидоры, благоухают цветы, — их обогреет тепло Земли, тепло холодной Западной Сибири.
Все преимущества ГеоТЭС очевидны. Но есть еще и косвенные, второстепенные. А впрочем, второстепенные ли?
Не надо объяснять, почему небо вокруг ГеоТЭС будет всегда голубым.
Электрический ток, который вырабатывает ГеоТЭС, польётся по проводам мощных линий электропередачи к промышленным предприятиям Южной Сибири и Урала. Я не беру на себя смелость утверждать, но возможно, что энергию станут передавать не только по проводам. Применение лазерного луча открывает новые перспективы. Этот сверхновый способ передачи энергии сулит огромные экономические выгоды: не нужно рубить в тайге просеку, устанавливать опоры линий электропередачи, навешивать тяжелые и дорогие электрические провода. На железных дорогах высвободятся тысячи вагонов, в которых сейчас перевозят уголь. Уменьшится и количество чёрных, промасленных цистерн с мазутом. Зачем они? Выгоднее транспортировать электрическую энергию, а не вагоны с углем или цистерны с мазутом», — писал Мурад Аджиев в журнале «Вокруг Света» 1 декабря 1978 года…
Правда, несмотря на то, что мы находимся над этим горячим океаном, перспективы его использования сильно туманны. Казахэнергоэкспертиза не рассматривает вопрос разработки термальных источников или строительства ГеоТЭС в Северном Казахстане. Перспективы обогрева горячей водой из-под земли реальны лишь для южной части Казахстана или плато Устюрт рядом с Каспийским морем.
В Северо-Казахстанской области вся «зеленая» энергетика пока представлена только шестью ветрогенераторами возле села Новоникольское в Кызылжарском районе.
«Подземный океан имеет ориентировочную площадь приблизительно 3 млн кв.км. На этой территории можно было бы свободно разместить Баренцово, Каспийское и три Чёрных моря. По подсчетам ученых, подземный океан вмещает свыше 65 тыс. куб. км воды. Ещё одна особенность: в отличие от обычных, так сказать, наземных океанов, вода в этом «подпольном» океане пресная.
Подземный океан имеет глубину относительно земной поверхности от нескольких десятков метров на юге и до двух и даже трех километров на севере. Как известно, чем дальше в глубь земли, тем теплее, поэтому возникает ещё одна, важнейшая особенность этого подземного «чуда»: если на «южном берегу» подземного океана – где-то под Бийском, Семипалатинском или Кустанаем – температура воды достигает лишь +5 – +10 градусов Цельсия, то дальше на север, на широте Павлодара, Петропавловска, Томска, где глубина составляет уже 500–600 м, термометр в буровой скважине показывает +25 градусов по Цельсию. Ещё более горячая вода (+75 градусов Цельсия) выявлена на глубине 1,5 км близ города Тюмень. А там, где приходится бурить буровые скважины на глубину 2,5–3 км, временами на высоту до 50 м вырываются фонтаны настоящего кипятка. Температура одного из таких искусственных гейзеров (в Колпашеве) достигает +125 градусов Цельсия! Правда, эта вода не закипает, так как находится под большим давлением. Учёные считают, что на севере этот необыкновенный подземный океан идёт под дном Карского моря.
Водные запасы подземного океана практически неисчерпаемые. Учёные подсчитали: даже когда каждый день брать 2,5 млн куб. м воды, то за 100 лет это составляло бы лишь 1 % воды, которая есть в океане. На земном шаре есть еще много подземных водных бассейнов, но Западно-Сибирский подземный океан, безусловно, наибольший», — пишет научно популярный журнал.
Границы подводного океана
Еще в 2013 году в Северо-Казахстанской области собиралась попробовать свои силы финская компания «Гэбвэлл»: планировалось подключить к «подземному» отоплению один из колледжей. Но с тех пор о реализации проектов финской компании неслышно.
В 2019 году министр экологии и природных ресурсов Казахстана Магзум Мирзагалиев упоминал как перспективные только Алматинскую и Туркестанскую области в качестве регионов, где будут реализованы проекты развития геотермальной энергетики.
Между тем у наших ещё более северных соседей геотермальное отопления набирает обороты. В Омской, Тюменской и Курганской областях десятки фирм бурят скважины, устанавливают на них тепловые насосы, с помощью которых потом отапливаются дома и объекты социального значения…
Есть ли в Петропавловске нефть?
Кстати, очертания горячего подземного океана практически полностью повторяют очертания Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Проще говоря, нефть и газ есть не только на Каспии или на тюменском севере. Под Петропавловском они тоже есть. Правда, концентрация углеводородов в недрах Северного Казахстана такова, что организация добычи у нас стала бы нерентабельной при существующих методах.
Так что, если вы думаете, что добыча нефти и газа, буровые установки, вахтовики, большие зарплаты — это где-то далеко и не про нас, то вы немного ошибаетесь. Собственно, от Петропавловска до ближайших нефтяных скважин в Уватском районе Тюменской области — 470 километров. Производят добычу нефти и в Омской области — до Ягыл-Яхского месторождения всего 500 километров.
В нашем регионе докопаться до нефти пока удавалось лишь случайно:
— По сообщению пресс-службы ДЧС по СКО, авария на нефтепроводе произошла вечером минувшего вторника. Примерно в 19.30 часов в районе 1056 километра нефтепровода, относящегося к Северо-Казахстанскому нефтепроводному управлению Восточного филиала АО «КазТрансОйл», частной фирмой Читайте новости в удобном формате в нашем Телеграм-канале!
— ТОО «МТУ КВАРЦ» — проводились работы по прокладке волоконно-оптической линии связи. Копая землю для кабеля, экскаватор прорубил ковшом металлическую трубу нефтепровода, из дыры хлынула нефть, которая транспортируется по магистрали благодаря нагнетенному давлению, — происшествие случилось в сентябре 2011 года.
Что же касается энергетики, в социальных сетях всё чаще звучит вполне логичная мысль: добыча угля в Казахстане не сокращается в силу того, что крупные корпорации, вкладывающие деньги в месторождения, моментально потеряют прибыль, если перевести страну на газовое отопление… Так что солнце над поездами с углем зайдет ещё нескоро.
Рекомендуем к прочтению:
Испытано на себе: журналист вакцинировался от Covid-19 и ведёт дневник
Какие тепловые насосы. Солома- вот нашевсе! Власти повсюду устанавливают дорогущие котлы. Школьные дворы превратились в соломохранилища.
Те кто продают и перевозят уголь будут против этого, они даже против того что сюда газ проведут, по этому найдутся причины, чтобы были не построены ни газопровод ни что то другое, что заменит уголь
Всем известна позиция лоббистов во власти : никакого газа в Северный Казахстан, наша ТЭЦ должна сжигать ядовитый экибастузский уголь.
Тепловые насосы- дорогое удовольствие с точки зрения первоначальных затрат, кроме того необходимо квалифицированное обслуживание с использованием электроэнергии в пределах 30-40% от необходимой тепловой энергии. Поэтому использование соломы в нашей области для целей отопления представляется логичным, но как и другие благие начинания наши чиновники превратили это в абсурд. Используются дорогие (более пяти раз дороже котлов местных производителей) соломенные польские котлы с расчетом за поставку и эксплуатацию как за тепловую энергию.
Я рассмотрел другой аспект применения вод подземного океана. Если как говорят некоторые эксперты что в Казахстане дефицит воды (или таковой намечается) , то почему бы не использовать почти неиссякаемый (судя по статье) подземный океан воды(при том пресной), и не использовать его в питьевых и хозяйственных нуждах ? Ведь покойный Каддафи использовал огромные подземные воды для питья и орошения своей пустынной страны . А у нас то не пустыня а степь(местами лесостепь) . Поэтому можно было бы использовать рационально эту подземную воду.