По мнению руководителя центра по охране и использованию историко-культурного наследия Северо-Казахстанской области Раката Мамбеталинова, эта мера позволила сохранить большую часть зданий-памятников, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
Как рассказал Р. Мамбеталинов, до 2000 года здания памятников согласно закону можно было продавать. В своё время порядка 42 объектов архитектуры, имеющих историческую ценность, было отдано в частную собственность. Подтверждением этому стало занятое второе место в конкурсе «Лучший город СНГ» в 2008 году в номинации «Сохранение историко-культурного наследия». Участие в борьбе принимали 140 городов постсоветского пространства. Петропавловск стал вторым, уступив пальму первенства культурной столице России – Санкт-Петербургу.
— Передача памятников архитектуры в частную собственность помогла сохранить многие здания. С каждым собственником заключены охранные обязательства. Во время реставрации сохраняется исторический облик и ценность домов. Например, собственники восстановили такие объекты, как здание бывшего театра и купеческого клуба по ул. К. Сутюшева, мельницу Мазаева. Оба здания были практически руинами. На мой взгляд, лучше отдавать в собственность, — считает руководитель центра по охране историко-культурного наследия.
Ещё одним подтверждением мнения руководителя Центра можно назвать восстановление местного Колизея – бывшего корпуса областной больницы по ул. Брусиловского, 20. Самым первым владельцем огромного трёхэтажного объекта, построенного под коммерческие цели, был купец Яушев.
На данный момент арендатор памятника завершил работы по очистке территории, зачистке кирпичной кладки. К реставрационным работам приступят в ближайшее время.
— Внешний исторический облик сохранят полностью. Реставрационные работы проводит лицензированная фирма. Внутри здание будет современным, это не запрещено, — пояснил наш собеседник.
Сейчас здания памятников архитектуры можно только отдавать в аренду или доверительное управление. По мнению Р. Мамбеталинова, этот факт сдерживает желающих взять под опеку исторические здания.
На сегодняшний день большинство домов-памятников Петропавловска ухожены. Тревогу вызывает состояние шести объектов. Это многострадальные дома куца Янгуразова и мещанина Дмитриева, а также особняки торговцев Шулепова, Баженова, Шафеева и бывший переселенческий пункт.
Все они долгие годы ждут реставрации. В некоторых случаях, как, например, с домом Дмитриева в районе Подгоры, потребуются восстановительные работы.
Это дом купца Ивана Шулепова – один из образцов деревянного зодчества Петропавловска второй половины 19 века. Находится по адресу Володарского, 38. Его первый хозяин занимался производством экипажей, бричек, саней. Затем здесь располагались учебные корпуса школ №5 и №16.
— По этому объекту идёт процедура передачи госимущества. Предварительно найден желающий, который готов взять здание в аренду и реконструировать его, — прокомментировал руководитель Центра.
Такие же мероприятия идут по зданию бывшего переселенческого пункта, в последние годы своего существования — военкомата. Оно законсервировано и находится на балансе города. У акимата нет бюджетных средств для его реконструкции.
По информации Р. Мамбеталинова, несколько лет пустовало здание по ул. Конституции, 24 – бывший магазин купца Шафеева.
К счастью, сейчас найден человек, готовый взять здание в аренду и провести реставрационные работы. Их начало запланировано на август текущего года. Несмотря на то, что снаружи здание выглядит ухоженным, изнутри требует вложений. Там нет даже отопления.
На прежнем уровне неизвестности остаётся судьба дома купца Баженова по ул. Парковая, 134.
В советские годы несколько семей Петропавловска получили ордера на временное проживание в квартирах здания. Поселение в памятнике истории затянулось на десятки лет. До сих пор в шести «апартаментах» дома, которому 110 лет, причём 10 лет назад он признан аварийным, проживают люди. Ситуация усугубляется тем, что жители не могут проводить самостоятельно капитальный ремонт в историческом памятнике. А он требуется уже давно – течёт и прогибается потолок, перекосило пол и лестницу.
— Вопрос о переселении прорабатывается несколько лет. Конкретных результатов пока нет, — прокомментировал Р. Мамбеталинов.