Про разрушающийся в районе Подгоры Петропавловска дом Дмитриева мы рассказывали много раз. Но раз уж Петропавловск.news начал серию коротких исторических очерков об истории старинных домов города, то обойти эти архитектурные развалины мы тоже не имеем права.
В 1907 году на перекрестке улиц Большой и Троицкой (теперь Коминтерна и Тухачевского) был выстроен двухэтажный каменный дом, принадлежавший Василию Дормидонтовичу Дмитриеву — доверенному лицу торговой фирмы «Товарищество братьев Овсянниковых и А. Ганьшина с сыновьями».
Василий Дмитриев купил место под строительство дома в 1907 году у Шилова. До этого участок был занят домом вдовы полковника Шишкевича, которая, не имея средств на содержание, продала его Шилову за 14 тысяч рублей. В документах 1902 года он описан так: «Постройка солидная (флигель под дерновой крышей, кладовые построены более 50 лет назад)». Дом вдовы Шишкевича был снесен, и на его месте появился прекрасный кирпичный особняк.
В цокольном этаже здания был склад товаров, которыми собственно и торговали в магазине Овсянниковых и Ганьшина (сейчас в этом здании «Казпочта»). А на втором этаже были жилые комнаты.
После революции до 1957 года в здании размещался петропавловский райком партии. А затем на второй этаж этого красивого здания переехал первый в области психоневрологический диспансер. Первый этаж занимал до 1959 года магазин «Книготорга». С 1959 года психоневрологический диспансер занял оба этажа здания.
Здание кирпичное, имеющее сложную форму в плане. Основной объем памятника, высотой свыше 3 м, имеет протяженность вдоль основного фасада по ул. Тухачевского 31 метр, длина второго фасада, по ул. Коминтерна, – 24 метра. Цокольный этаж занимает только часть первого этажа. Такая конфигурация связана с тем, что данный памятник расположен на земельном участке, имеющем уклон на местности.
Самым привлекательным достоинством данного памятника являются декоративные кровельные помещения, сооруженные по типу чердачных полумансард, расположенные по двум углам здания.
Сейчас здание находится в частном владении, одновременно в залоге у банка, а потому уже несколько лет его не могут не только восстановить, но даже законсервировать, чтобы не допустить дальнейшего разрушения. Впрочем, это уже другая история, об этом можно почитать здесь.