Не самые лёгкие времена пришли на север Казахстана: финансовый кризис, засуха, вирус. Все это не способствует развитию культуры и искусства, однако творчество живо и вопреки всему радует глаза и душу обывателя. Гражданский журналист Петропавловск.news из района Магжана Жумабаева Батыр Абильмажинов рассказал историю своего земляка, который создает чудесные поделки из дерева.
«Не место красит человека, а человек место», — эта пословица напрямую связана с искусством и культурой. Хочу рассказать о человеке, творящем красоту в нашем Булаево, о мастере, в чьих руках дерево поёт, слагает легенды, украшает быт.
История диалога Саята Кудайбергена с деревом очень большая. Из малоопытного обывателя за годы работы он стал признанным мастером. Назвать работу Саята-ага ремеслом не поворачивается язык, так как то, что он делает, это настоящая музыка дерева.
Саят-ага рассказал, что когда он только начинал работать, еще совсем без опыта, бывало много брака, ведь дерево имеет свой нрав. При обработке детали лопались, скручивались, тем более что делал всё по старинке.
Поначалу на изготовление одного предмета уходило больше недели. Но со временем приходил опыт, Саят и его товарищи учились работать с материалом, интернет тогда еще не был наполнен уроками на все случаи жизни, все приходилось познавать самостоятельно и вспоминать традиционные методы обработки дерева.
Интересная история связана с этим периодом становления булаевских мастеров. Предпочитая работать в традиционном стиле, они, к примеру, разделывали ствол дерева клином. Это занимало очень много времени. Однажды увидев такие мучения ремесленников, их 95-летняя бабушка, все это время наблюдавшая эту картину, сказала: «возьмите бензопилу и распилите, чего вы мучаетесь». Парни удивились, как раньше им не пришла в голову эта мысль, попробовали, и дело пошло быстрее. И вскоре наловчились, смогли приручить строптивое дерево.
На помощь пришли современные инструменты, которые облегчили работу мастера, дали большие возможности создавать сложные формы и узоры.
Есть в копилке мастера Саята и уникальные творения. Однажды ему заказали стол по индивидуальному эскизу. Необычный стол, поверхность которого — настоящая картина, на которой сказочные батыры сошлись в беспощадной битве. Во время приёма гостей на столе расстилали дастархан, а в остальное время он висел на стене. Хозяин, которому досталось такое чудо, сам поведал о том, что раньше гости за приёмом пищи преимущественно говорили о делах, бизнесе, заботах, а вот за новым столом все начинается с восхищения работой мастера и плавно перетекает к истории и искусству. Вот так художник способен своим творением направить разговор обывателя в более высокие темы.
О дереве Саят-ага может говорить часами: видно, как человек восхищён нашей североказахстанской березой. Именно от него я узнал, что посуда из нашей берёзы идеально подходит для приёма и хранения пищи. В качестве железного и неоспоримого аргумента Саят-ага спросил меня: «Ты пьёшь берёзовый сок? Но ведь сок южного карагача или дуба ты не пьешь»…
А ещё берёза уникальна тем, что узор на ее срезе мягкий, он даёт возможность украшать её любым орнаментом и рисунком, делать замысловатую рельефную резьбу. Если рисунок дуба и карагача скрадывает хитросплетения орнамента, то берёза даёт орнаментации играть и оживать.
На мой приземленный вопрос о том, может ли дерево прокормить мастера, Саят-ага ответил, что спрос на предметы ручной работы есть, но посетовал на то, что коронавирус внёс свои коррективы и подкосил дела.
«Раньше были ярмарки-выставки в столице, в других городах. Мы ездили, и наши изделия пользовались стабильным спросом. А сейчас стало намного сложнее» — рассказал Саят-ага.
Пожалуй, сегодня нет такой отрасли, которой так или иначе не коснулся этот пресловутый вирус. По таким ремесленникам, как Саят-ага, людям искусства, мастерам ручной работы, он ударил наиболее ощутимо.
Пока времена для творчества нелучшие, Саят-ага занят обслуживанием парка в Булаево: если что-то ломается, то мастер это приведет в соответствующий вид. Предлагают умельцу и обучать своему искусству ребятишек в центре детского и юношеского творчества. Так что искусство будет жить в веках благодаря таким людям как Саят, ведь у мастера огромные планы и идеи.