29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Мать

Февраль 1983 года выдался суровым и буранным. Тепло быстро выдувалось в такую погоду. Каждый год в конце августа покойный муж чистил колодцы в печи и трубу, но в это лето он все время лежал в больнице, а когда его выписали со страшным диагнозом, быстро и незаметно подступили серые и холодные дни. Казалось, серой и тревожной стала и жизнь в большой и дружной семье Ахметжановых.

Дети перестали не только смеяться, но даже ссориться. Сакыш некогда было даже приласкать их. Муж совсем ослабел и слег. Надо было смотреть за хозяйством, в буран двери в сарай заносило, топить печь, готовить кушать. Во многом помогали старшие дети, которые были приучены к домашней работе. В доме постоянно были люди: близкие и дальние родственники, односельчане, коллеги мужа по работе и просто знакомые и друзья с соседних деревень, которые, прослышав о тяжелой болезни, спешили навестить мужа. В ежедневных заботах и в страхе за будущее, бедная женщина даже не могла себе позволить поплакать: боялась расстраивать мужа, напугать детей…
Когда самое страшное случилось, она полностью еще не осознала весь ужас своего положения. Страшная действительность предстала тогда, когда разъехались последние родственники, и она осталась одна со своими детьми. Только старший сын Толеген был женат и жил с семьей в Смирново, остальные шестеро были с ней, самому младшему Рустаму было 4,5 года. Через две недели надо провести Сорок дней и выходить на работу, работала пока библиотекарем только старшая дочь, остальные еще учились…
После смерти мужа Сакыш перестала спать, вечером от усталости она засыпала тяжелым сном, а после часу ночи и до утра не смыкала глаз. Страх перед будущим лишал ее покоя, в отчаянии она думала: «Алла, зачем ты послал мне столько испытаний, в чем я провинилась перед тобой?» Она не могла выкричаться и выплакаться в голос, чтобы наконец отпустила тяжесть в груди: дома всегда были дети. Хоть и жили с мужем дружно, но не нажили никаких сбережений, если и были какие-то накопления, то все ушло на похороны. Так жили в деревне все, заработанных денег хватало только до следующей зарплаты. Когда был Серик, она засыпала от физической усталости сразу, как только голова касалась подушки. Муж выписывал дрова и уголь, ездил на мельницу, заготавливал корм для домашнего скота, а Сакыш смотрела за детьми, за домом и еще работала дояркой. Но вся эта хлопотная жизнь не казалась для нее тяжелой, потому что рядом был муж, который, как и все мужчины в деревне, был главой семьи. Муж любил и оберегал ее, каждый вечер осенью и зимой он ставил сушиться ее обувь на печку, утром просыпался раньше и затапливал печь, в морозные дни поднимался ночью и подкидывал угля в печку, чтобы в доме было тепло.

 

Когда машина с доярками в дождь не могла доехать с летней дойки домой, то на своем тракторе он всегда выезжал к ним на выручку, хотя у половины доярок мужья работали трактористами. Серик был прекрасным отцом, который никогда не поднимал руку на детей и не разрешал ей обижать детей, когда она в сердцах хотела наказать их за непослушанье и детские шалости, которых за день набиралось немало. Теперь все, что они делали вдвоем, навалилось на нее одну.

 

dsc02317
Сакыш удочерил родной брат матери – нагашы, когда ей было от роду несколько месяцев: она росла единственным ребенком. Но в юности вырастившая ее мать умерла, а родная, которая жила через несколько домов почему-то не сблизилась с ней, да и с братьями и сестрами ее отношения нельзя было назвать теплыми. Единственным родным человеком, которому она могла полностью доверять, с которым более двадцати лет делила трудности и радости, с которым растила семерых детей, был ее муж. Он нередко говорил жене: «Ты мне и отец и мать». Эти слова относились и к нему – в полной мере она поняла только теперь, в 44 года, когда его не стало.
Серик очень много читал, каждый год в сентябре, невзирая на недовольное бурчание жены, он шел в контору и выписывал журналы «Простор», «Жулдыз», «Звезда Востока», газеты «Правда», «Комсомольская правда», районную «Колос» и «Мурзилку» для малышей. Сауле, Бауржан и Бакыт унаследовали от отца любовь к чтению, если в доме появлялась интересная книга, то драки за нее между детьми было не миновать. Страстной мечтой мужа было дать образование детям, он всегда мечтал, что Сауле будет юристом, Бакыт – врачом или учителем… Счастлива ли была Сакыш с мужем? Пока он был жив, она об этом не задумывалась. Жизнь в деревне была трудной, но так жили все сельчане, о другой жизни они не знали. С весны до осени, когда начинались посевная, сенокос и уборка, дети почти не видели отца: уходил и возвращался, когда дети еще или уже спали. Муж, как бы поздно ни приехал с поля, первым делом отмывался от пыли и мазута, заходил к детям и всех целовал, только потом шел кушать. Он заботился о жене, о детях и это было нормальным, и Сакыш воспринимала все это как должное.
Раньше она не боялась ночных стуков в дверь, когда кто-нибудь приезжал или надо было вытащить забуксовавшую в дождь машину, потому что в доме был мужчина. А теперь она вздрагивала, если кто-то стучался среди ночи. Под сердцем навсегда угнездился холодный страх, страх за будущее… «Как же жить дальше? Что будет с детьми? Смогу ли я одна поднять их?» — эти мысли возвращались каждую ночь, лишь на время отступая днем в череде забот.
Сейчас, когда уже прошло более тридцати лет после той страшной зимы, оглядываясь назад, Сакыш удивляется тому, как она выстояла. Уйдя из жизни, муж как будто передал ей свое желание выучить детей. Сколько трудностей пережила она вместе со своими детьми! Летом того 1983 года большая корова Зойка заразилась бруцеллезом и ее забрали на забой, вторая корова еще не давала достаточно молока, чтобы прокормить семью. Не задумываясь ни на минуту, на деньги, которые дали за Зойку, она разузнала, что в Смирново продается молочная корова и купила ее, она боялась потерять тот средний достаток, в котором до сих пор жили дети: еды в доме всегда было вдоволь. Вечер, когда привезли со Смирнова Малютку, такой была кличка их новой коровы, был первым радостным вечером после смерти мужа. Эта первая победа заставила поверить в свои силы, приобрести уверенность. Она больше не стеснялась ходить в контору, писать заявление на получение сена, соломы, дров, угля. Вместе с детьми приготовила к зиме сараи, запаслась углем и дровами, купила на откорм утят. Жизнь потихоньку налаживалась. За первой радостью последовала другая: Бакыт поступила в медучилище, на фельдшера. С тревогой ждала осень, потому что пришла повестка на Бауржана, летом ему исполнилось 18 лет. «Может ему дадут отсрочку?» — надеялась тихо, но сама просить не пошла: не хотела, чтобы сын чувствовал себя в чем-то ущемленным, отстав от сверстников. Теперь она жила одним, чтобы дети не чувствовали себя в чем-то обделенными. Когда старшую дочь отправили на шестимесячные курсы библиотекарей в Петропавловск, и тут не стала возражать.
Получив пенсию на детей за несколько месяцев, полностью с ног до головы одела дочерей, которые в сентябре отправлялись на учебу. В октябре сделала для сына проводы в армию, пригласила стариков, чтобы благословили сына в дальную дорогу. Одно событие за другим, радостное и грустное шли рядом. Проводив сына-помощника в армию, стала готовиться к годовщине мужа. Трудно сказать, какая зима была страшней, прошлая или эта. Приходила домой с темнотой, дома ждали малыши: Замзагуль, которая училась во 2 классе и маленький Рустан, которому летом исполнилось 5 лет, самым старшим теперь был Талгат, но и он учился в 4 классе в интернате. После работы шла сразу в сарай, только вычистив навоз, задав всем корму и подоив коров, шла домой. Малыши, увидев свет в сарае, с нетерпением смотрели в окно, сплющив носы: еще немного и мама зайдет домой, раскочегарит затухающую печку, разогреет еду и покормит их. Все трое ждали субботу, когда Талгат приезжал из интерната, девочки из города. Малышам сёстра всегда привозили гостинцы. Страшная усталость валила с ног, и Сакыш, проверив уроки Гули, засыпала крепким сном, утром надо встать в 6 утра, растопить печку и идти на работу. Плакать она больше себе не позволяла, собрав всю волю в кулак, она продолжала жить ради детей. Дети — все, что у нее осталось, у них все должно быть так, как было раньше и даже лучше.

 

После работы, напрямую, через лес бежала домой, надо дочку проводить в школу. Покормив малышку и проводив в школу, опять шла в сарай управляться, затем готовила обед детям и себе, к обеду опять шла на работу, затем опять бежала домой, надо было напоить своих коров и телят. Небольшая передышка наступала после обеда, когда пообедав с детьми, она могла позволить себе получасовой отдых. В пять надо идти на вечернюю дойку, а до этого еще надо поделать работу по дому: заштопать прохудившиеся носки или постираться, приготовить ужин. Такой ритм жизни отвлекал от тяжелых мыслей.

 

dsc01398
В трудную пору жизни, когда близкие и любимые покидают нас, рушится привычная жизнь и кромешная темнота страха сжимает в тиски сердце, очень важно найти точку опоры. Такой опорой для Сакыш стали ее дети, их будущее и благополучие. Сами того не зная, дети давали ей силу выстоять и не сломиться. Талгат на выходных чистил навоз в сарае, делал запасы угля и дров в коридоре, девочки стирались, делали генеральную уборку, доили коров и Сакыш по субботам после работы заходила сразу домой, где громко смеялись и возились малыши, а на столе ждал горячий ужин. В такие вечера, в кругу своих детей, радуясь их успехам, слушая их оживленную болтовню, она отогревалась сердцем. Слава Аллаху, лишь бы детки были здоровы, думала она. После ужина они все садились и читали письма от Бауржана, он служил в Приморском крае, и писал домой каждую неделю. Поздоровавшись со всеми, он начинал расспрашивать о хозяйстве, хватает ли корма для скотины, поят ли вовремя, когда отелятся коровы, тепло ли в сарае. Как идет подготовка к годовщине папы, стоят ли бараны на откорме и многое другое.
На годовщину мужа Сакыш все приготовила как положено, за год она изменилась, это уже не была убитая горем молодая женщина, она превратилась в главу семьи, став детям и отцом, и матерью. Она стала строже и требовательней к старшим детям, но баловала младших Гулю и Рустама, и старшие их обожали. Вернулась после учебы Сауле и вышла летом замуж, еще через год вернулся с армии Бауржан, а затем приехала работать фельдшером Бакыт и заочно поступила в пединститут, младшие учились хорошо, хозяйство потихоньку опять крепло. Каждый год в этой дружной семье происходили радостные события, женился Бауржан, совхоз выделил стройматериалы для нового дома, а старший сын Толеген со своей бригадой построил его. Бакыт вышла замуж и вот уже Гуля поступила в педучилище, а спустя 2 года Рустам поступил тогда еще в Высшую школу милиции в Алматы. Один за другим появлялись внуки, каждый вечер перед сном Сакыш благодарила Аллаха и просила здоровья и благополучия своим детям и внукам.
Той страшной зимой Сакыш и представить не могла, того, что ее ждало. Она даже не подозревала насколько может быть сильной женщина-мать! Сейчас она иногда помогает перевести слова на казахский язык своей внучке Томирис, дочери своего младшего сына, которому тогда было только четыре с половиной годика, а сейчас он уже полковник МВД и со снохой Шынар воспитывают дочь. Самая младшенькая дочь Гуля живет в Астане, в звании капитана служит начальником строевой службы в комендатуре СВО и с мужем Талгатом воспитывает двоих сыновей. Впрочем все три дочери живут в Астане: у Сауле и зятя Оралбека оба сына женаты, начали строить дом, Бакыт работает учителем в Академии хореаграфии, с супругом полковником Каирбеком воспитывают сына и дочь. Толеген так же живет в Смирново и со своей Алмой уже трижды бабушка с дедушкой, Бауржан со снохой Мауиёй выдали дочь замуж и тоже имеют внучку, выучили сына, он тоже как дядя с тетей выбрал службу в форме. Талгат со своей женой живет под Кокшетау.

 

 

 

dsc01811
Каждый вечер перед сном Сакыш просит у Аллаха здоровья и благополучия своим детям, внукам и правнукам…
А что можем пожелать ей мы, ее дети? Наше желание по-детски эгоистично, хотя мы уже давно не дети: пусть наша МАМА живет долго и всегда поддерживает нас теплыми, полными любви, словами! Пусть она всегда ободряет нас в трудные минуты! Пусть она всегда любит нас, ибо ничто в этой жизни не может быть выше материнской любви! Мы дети своей матери, которых благословил всевышний, подарив судьбу, быть детьми этой сильной и мудрой женщины!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *