29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Казахстан после СССР: все ли так плохо, как говорит оппозиция

Казахстан после СССР: все ли так плохо, как говорит оппозиция

Казахстан – передовое государство, полноценный лидер Центральной Азии. Об этом много и красочно официальные лица государства в докладах, статьях, сообщениях и отчётах.Достижения Казахстана – это видимость, которая существует только в отчётах, ­категорически не соглашаются оппоненты президента Назарбаева и его сторонников. Казахстан – сырьевой придаток Запада, растерявший и распродавший богатейшее советское наследие. Государственные отчёты и заявления маскируют массовую нищету и отсутствие перспективы у страны. Права ли власть, права ли оппозиция, или обе стороны представляют две крайности, одинаково далёкие от реальности, разбирались аналитики отдела «новости Казахстана» журнала «Биржевой лидер«.

Блеск и нищета Казахстана: чем Казахстан отличается от КазССР

В статье Сергея Полтавского «Блеск и нищета Казахстана», опубликованной «Республикой KZ», проводится параллель между Казахской ССР и постсоветским Казахстаном. Автор указывает на основные достижения советского и социалистического Казахстана:

— успешная модернизация: создание химического, машиностроительного, текстильного производств
— выпуск более 10% общесоюзного объёма высоковольтной аппаратуры, 7% прокатного и 10% обогатительного оборудования, производство высокотехнологичных изделий (мобильные комплексы с баллистическими ракетами средней дальности)
— за тридцать лет (с 1955 года) построено 43 новых города, в том числе около десяти крупных промышленных центров
— в первой половине восьмидесятых построено более 400 предприятий, в первую очередь машиностроительных и металлообрабатывающих
— продукция тяжмаша поставлялась почти в 50 стран мира, в том числе в Западную Европу и Японию
— функционировали десятки предприятий легпрома – хлопчатобумажные, суконные, кожевенно-обувные, швейные фабрики
— развитое сельское хозяйство (республика была одним из основных производителей мяса, шерсти изерна в СССР)

В отличие от советского периода, после 1991 года Казахстан, по мнению автора, шёл не просто по принципиально иному, а по губительному пути. Проявляется это в том, что:

— временный подъём экономики был связан исключительно с благоприятной ситуацией на мировых рынках сырья (в частности, нефти) и металлов, цены на которых выросли в разы и десятки раз;
— «подъём» ограничился исключительно добычей и продажами ресурсов. В нефтепереработке – застой, объёмы переработки отстают от темпов добычи, и при этом часть сырой нефти импортируется из России. Модернизация НПЗ по плану должна завершиться лишь к 2016-му году, при этом новых строить не будут (по мнению автора, на модернизации старых проще отмывать деньги); моторные масла, авиационный керосин и высококачественный бензин по-прежнему импортируются;
— крупные предприятия, конкурентоспособные даже по европейским меркам, банкротятся и ликвидируются; о постройке новых речь даже не заходит, а запуск запланированных постоянно переносится;
— модернизация не осуществляется даже в инфраструктуре, энергетике и водоснабжении: количество аварий в этих сферах увеличивается;
— разрекламированная борьба с коррупцией никак не мешает обогащению чиновников;
— государство не ставит и не решает стратегические задачи ни в экономическом, ни в политическом плане. Запущена масса громких программ и проектов – «Стратегия индустриально-инновационного развития», «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государствмира», «Государственная агропродовольственная программа», «Прорывные проекты», проекты развития казахстанских СЭЗ и кластеров, программа ФИИР (форсированного индустриально-инновационного развития). Но ни один из этих проектов не выполнил свои функции, большая часть тихо свернулась, запущенные «прорывные» проекты прорвались в основном в банкротство – и всё это потому, что планы изначально были невыполнимыми.

Экспертное мнение: оппозиционеры преувеличивают. Но проблемы есть

Для критики основания есть, пояснил ведущий эксперт Академии Masterforex-V из Канады Евгений Ольховский. Однако не надо забывать, что «Республика KZ» — оппозиционное издание, а, значит, необходимо делать скидку на пристрастность. Тем не менее, они согласны с тем, что экономика современного Казахстана:

— действительно является максимально приближенной к сырьевой модели. При этом в реальном секторе экономики платежеспособный спрос создаётся десятком так или иначе иностранных предприятий-экспортёров топлива и сырья. Получается, что экономическая стабильность не обеспечивает экономической безопасности, поскольку «замкнута» на узкую группу факторов;
— деградирует, поскольку некоторые инициативы и программы власти, как, например, вышеупомянутая ФИИР, лишь усиливают сырьевую зависимость экономики Казахстана, поскольку среди её инвестиционных проектов преобладают те, что связаны с добычей сырья;
— имеет структуру экспорта, которая акцентирована на минеральных продуктах (почти 79%); машины, оборудование, приборы составляют менее процента экспорта. А вот в импорте – почти 40% (самая значимая группа товаров);
— уже не может опираться на сельское хозяйство, поскольку последнее практически уничтожено. Почти половина населения Казахстана живёт в сёлах, но доля сельского хозяйства в структуре ВВП сократилась по сравнению с 1990 годом в шесть раз, и причиной тому прямое сокращение аграрного производства. Достаточно примера по экспорту мяса и мясопродуктов, который за период независимости сократился со 184,5 тысяч тонн до 300 тонн (в 615 раз). В Казахстан даже завозят импортный племенной скот, который, однако, нечем кормить, так как сокращены площади под кормовые культуры.
— вгоняет сельское население Казахстана в нищету. Заработная плата на селе в два раза ниже средней по стране, рабочих мест попросту нет, а программы переселения людей из депрессивных регионов в перспективные приводит лишь к полному исчезновению первых и возникновению проблем во вторых;
— приводит к увеличению разрыва между доходами богачей и низших слоёв. На сегодня этот разрыв эксперты оценивают как тридцатикратный, отмечая, что средний класс при этом фактически отсутствует;
— является долговой: внешний долг Казахстана превышает 132 миллиарда долларов США, и в расчёте на душу населения является самым высоким в СНГ (1540 долларов на человека при чуть более тысячи в России, чуть менее 900 долларов в Украине и три сотни в Беларуси). Причиной тому – отсутствие госконтроля над кредитованием национальных компаний, основных должников.

Однако эксперты советуют быть объективными, поскольку несложный сравнительный анализ показывает, что, при всех указанных недостатках, экономика Казахстана остаётся относительно стабильной. В период глобальных экономических кризисов эта характеристика является более важной, чем высокий рост. Это, например, характерно и для Беларуси, которую вплоть до прошлого года даже зарубежные эксперты рассматривали как заслуживающий внимания пример преодоления кризиса, сохранения стабильности за счёт жертвования темпами роста. Тем более если сравнивать успешное развитие Казахстана с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, в которых:
— темпы экономического роста значительно слабее чем в Казахстане,
— курс тенге значительно более устойчив чем узбекского сума, таджикского сомони, и кыргызского сома,
— экономическая мощь Казахстана с ВВП 232,441 млрд долларов превосходит все остальные государства Средней Азии бывшего СССР вместе взятые: Узбекистан — 94,151 млрд. долларов,Туркменистан — 41,548 млрд. долларов, Таджикистан — 16,011 млрд. долларов США, Кыргызстан — 13,172 долларов. Мало того, по уровню ВВП, Казахстан обогнал Данию, Финляндию, БолгариюАзербайджани ряд других стран мира конкурируя… с Израилем (235,446 млрд. долларов США).
— уровень жизни казахстанцев значительно выше нежели таджиков или киргизов,
— уровень демократических свобод значительно выше нежели у главно конкурента Казахстана — Узбекистана,
— политическая стабильность в Казахстане также значительно выше нежели в объятых гражданской войной Кыргызстане или Таджикистане, а в сравнение с Узбекистаном даже у западных правозащитников значительно меньше претензий, чем к режиму Ислама Каримова в Узбекистане (см.Оппозиция в Узбекистане: кто и зачем выдумал «Бирдамлик»).
— развитие промышленности в Казахстане, в отличие от того же Узбекистана или Таджикистана, достаточно вспомнить недавний запуск электровозного завода.

Поэтому, оппозиционные СМИ выбрали неправильную (точнее выгодную им) методику сравнения современного Казахстана с Казахской ССР, вместо того чтобі сравнивать с соседними республикамипо отношению к которым современный Казахстан — это устойчивая, стабильное и динамично развивающееся государство, яркий пример для подрожания соседних государств, — пояснил Евгений Ольховский.

Мало того, сравнение современного Казахстана с Казахской ССР является не совсем корректным,считает канадский эксперт. При совершенно иной экономической конъюнктуре главным фактором успешного развития КазССР было то, что её окружали четырнадцать партнёров и союзников, в том числе таких гигантов, как Россия и Украина. Естественно, это влияло и на скорость модернизации, и на конкурентоспособность. Социалистическое управление, при всех его ограничениях, даёт существенно больший контроль над ситуацией, чем капиталистическое.

Современный Казахстан окружён уже не союзниками, но конкурентами, со всех сторон. Его членство в Таможенном союзе не компенсирует отсутствия СССР, поскольку ТС – это всего лишь организация сотрудничества, члены которой остаются конкурентами (что чётко видно повзаимоотношениям России и Беларуси). В то же время очевидно, что сам факт сохранения добрососедских и партнёрских отношений с Россией уже является большим достижением, каковым не могут похвастаться не только прибалтийские страны или Грузия, но даже Украина.

Да, в стране есть серьёзные проблемы с сельским хозяйством, соглашаются эксперты. Но эти проблемы сегодня характерны для всех стран бывшего соцлагеря, поскольку они вынуждены идти «вторыми номерами» за Западной Европой и США, принимая их правила игры (устанавливаемые, например, ВТО). Даже если страна не является членом ВТО, она всё равно испытывает на себе давление ограничений организации, которым подчиняются её соседи (соседствующие с Казахстаном Киргизия и Россия являются членами ВТО). При этом государство Казахстана вкладывает огромные средства в строительство ферм, птицефабрик, теплиц и овощехранилищ. Поэтому, констатируя наличие проблем, необходимо констатировать и предпринимаемые меры по их решению.

То же относится и к коррупции. Конечно, она не искоренена. Однако даже сам автор статьи в «Республике KZ» ссылается на расследование финансовой полицией фактов крупных хищений и возбуждение уголовных дел по отношению к ряду должностных лиц Атырауской области. Это противоречит его же тезису о том, что борьба с коррупцией абсолютно безуспешна. Эксперты подчёркивают: борьба с коррупцией выражается не в том, что чиновники сами прекращают злоупотребления, а в том, что они несут за них ответственность и наказание.

Основные опасности для Казахстана: мнение экспертов

Действительно серьёзные проблемы Казахстана – это отсутствие системной последовательной модернизации производства и образования, считает Евгений Ольховский. О модернизации в Казахстане говорится и пишется много. В том числе и сам президент Назарбаев посвящает модернизации программные статьи. Однако в этих статьях он делает странные выводы о том, что экономическая модернизация практически завершена, а все проблемы коренятся в социально-политической модернизации. В рамках которой необходимо изменить отношение казахстанцев к труду, а молодёжь обеспечить новыми «стройками века» наподобие БАМ. Из выступлений президента можно сделать вывод, что главная трудность заключается в том, что казахстанцы не желают трудиться. Это отчасти напоминает заявления одной высокопоставленной белорусской чиновницы о том, что низкие зарплаты трудящихся белорусов объясняются тем, что они слишком часто пьют чай на работе. Такие «объяснения» лишь раздражают и без того озабоченный проблемами народ; это должен учитывать лидер масштабов Назарбаева. Возможно, президент Назарбаев не учитывает и того факта, что «стройки века» и тому подобные суперпроекты под силу только сверхдержавам. Такой сверхдержавой был СССР, но ею не являются ни современная Россия, ни современный Казахстан. Следовательно, нужно искать другие методы.

Настоящей проблемой в социальной сфере является кадровый голод – следствие деградации системы образования. Причём это касается не только высшего, но и профессионального технического образования, которое «поставляет» кадры для важнейшей составляющей цивилизованного образа жизни: инфраструктуры. Если в ближайшее время государство в сфере образования не перейдёт от деклараций к воплощению конкретных программ, то ситуация действительно может стать катастрофической.

Важнейшим фактором будущего Казахстана являются взаимоотношения с Россией. Сегодня Казахстан является членом Таможенного союза и ЕЭП. Однако от трений не застрахованы никакие международные взаимоотношения. Кто знает, возможно, вопрос перевода космодрома Байконур в казахстанскую юрисдикцию – это нормальный этап совместной деятельности в космической сфере. Но не исключено, что недоброжелатели (в том числе и внутренние) попытаются использовать этот момент для охлаждения взаимоотношений двух стран. Такие «тонкие места» так или иначе будут возникать, а вот будет ли готова к ним политическая элита Казахстана – неизвестно.

Немало вреда приносит Казахстану массовая ориентация должностных лиц на «показуху» и отчётность. Широкий резонанс получил выигрыш Казахстаном права проведения в 2017 году всемирной спецвыставки «ЭКСПО». В то время, как официальные лица выражали свой восторг, обычные граждане Казахстана демонстрировали куда более сдержанную реакцию на перспективу лишних бюджетных затрат, комментируя «Лучше бы дороги отремонтировали».

Практика, когда чистенький отчёт об успехах предприятия оказывается важнее остановленных цехов, для Казахстана актуальна. Это приводит и к провалу многих вполне содержательных программ, которым не хватает лишь одного: надлежащего контроля при исполнении. Эксперты подчёркивают: речь идёт не о давлении и санкциях (подобных тем, к которым неожиданно и с риском для собственного имиджа стал прибегать Александр Лукашенко), а об эффективном контроле, встречающем понимание у большинства слоёв общества. Одновременно они высказывают удивление: президент Назарбаев выстроил в Казахстане достаточно жёсткую вертикаль власти. И если она не даёт нужного эффекта (а этот эффект как раз и связан с необходимым контролем), то, возможно, система власти также нуждается в модернизации.

Косвенно об этом свидетельствуют и элементы авторитаризма, всё чётче просматривающиеся во внутренней политике. Так, количество наград Нурсултана Назарбаева, недавно ставшего ещё и «Почётным железнодорожником», всё больше напоминает коллекцию Леонида Ильича Брежнева, а бронзовый памятник, установленный в турецкой Анкаре, дополняет сходство, как и титул «лидера нации». Кроме того, казахские власти чаще стали прибегать к цензуре, вплоть до запрета оппозиционных изданий, объявляемых экстремистскими. Возможно, у них есть для этого основания; но нельзя забывать, что этот путь приносит немало осложнений международного масштаба.

Курс тенге и влияние экономического кризиса в мире

С точки зрения экономических возможностей Казахстана следует отметить,
1. Солидные золотовалютные резервы и средства Национального фонда, в сумме составляющие 87 млрд. долларов США;

2. В стране активно реализуются программы внутреннего развития ключевых сфер экономики — сельское хозяйство, промышленность, средний и малый бизнес, строительство. Это стимулирует развитие экономики, способствует росту занятости, совокупного спроса и, соответственно, предложения. В настоящее время не каждая высокоразвитая страна имеет такие перспективы роста.

Таким образом, можно полагать, что у Казахстана есть достаточно сильный потенциал для преодоления любых кризисных явлений, отмечают аналитики MIG Bank (компания входит в ТОПмирового рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V, отзывы о MIG Bank трейдеров MasterForex-V — позитивные).

С начала текущего года:
— официальный курс доллара США – повысился на 1.73 тенге (1.17%%),
— евро – подорожала на 2.05 тенге (1.07%),
— российский рубль – укрепился на 0.25 тенге (5.42%).

По сравнению с началом прошлого года официальный курс доллара США – повысился на 0.27 тенге (0.18%), евро – подешевела на 0.25 тенге (-0.13%) и российский рубль – укрепился на 0.01 тенге (0.21%).

график

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *