Полицейские стали оперативнее рассматривать заявления
Почему преступность поднимает голову и удаётся ли её осадить? Все ли спокойно по ту сторону колючей проволоки и чего ждать от передачи колоний в структуру МВД? Эти вопросы наш корреспондент адресовала Серикбаю Еримбетову – заместителю прокурора СКО.
— Серикбай Садыкович, статистика неумолимо констатирует рост преступности в нашей области. В чем причина такого положения дел по мнению прокуратуры?
— Действительно, за истекшее полугодие в области имеется рост числа зарегистрированных преступлений на 10 процентов. Но наш регион не исключение, рост наблюдается почти во всех областях республики. То есть, говоря полицейским языком, сложная криминогенная обстановка.
В числе субъективных причин роста преступности, на мой взгляд, есть работа правоохранительных органов, особенно полиции, на которую ложится основное бремя борьбы с преступностью и которая больше не старается создавать иллюзий благополучной криминогенной обстановки.
Это и правильно, потому что для эффективных превентивных мер нужно знать реальную картину.
При росте преступности драматизировать ситуацию, я думаю, не стоит. Как утверждал главный герой популярного советского телесериала, состояние борьбы с преступностью определяется не ростом преступлений, а способностью правоохранительных органов раскрывать их. Общая раскрываемость преступлений у нас составляет более 80 процентов, что считается неплохим показателем.
— Алкоголь – больная тема для Северного Казахстана. Редкая полицейская хроника за сутки обходится без преступлений, совершенных на пьяную голову. Как прокуратура помогает региону протрезветь?
— По предложению прокуратуры области, Координационный Совет правоохранительных органов по состоянию преступности рекомендовал основные направления профилактической работы и предложил акимам районов и городов обеспечить реальность мест досуга молодежи, спортивных площадок, библиотек, усилить контроль за реализацией алкогольных напитков. Если эти рекомендации буду исполняться, на что мы надеемся, думаю, кривая динамики преступности несомненно пойдёт вниз.
— СКО стала одним из первых регионов, где внедрена электронная учетно-регистрационная дисциплина. Оправдывает ли новинка надежды на пресечение сокрытия преступлений?
— Имеющиеся проблемы в немалой степени связаны с критериями оценки эффективности работы органов уголовного преследования.
Существующая система оценки деятельности правоохранительных органов привела к возникновению противоречий между обязанностями и интересами органов уголовного преследования. С одной стороны, от них требуется обеспечить рост раскрываемости и снижения преступности, с другой — регистрировать все заявления и сообщения о преступлениях. На этом фоне сотрудниками полиции в целях повышения показателей раскрываемости преступлений применяются различного рода манипуляции.
Только за 7 месяцев текущего года прокурорам выявлено 123 укрытых от учета преступления, из них 6 относятся к разряду особо тяжких, 11 – тяжких, остальные 106 — средней и небольшой тяжести.
Как показывают наши изучения, укрываются в основном преступления, раскрытие которых считается почти безнадежным. По моему убеждению, если критерий раскрываемости будет главенствующим, укрытие и будет продолжаться. Оценка по такой форме более выгодна вышестоящим нашим подразделениям. По одной цифре можно дать оценку всей работе. Это не правильно.
Сейчас Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел разрабатывают новые критерии оценки раскрываемости и деятельности органов внутренних дел. С введением их, надеемся на улучшения учетно-регистрационной дисциплины.
До этого органы прокуратуры принимали меры организационно — нормативного характера для обеспечения полноты и достоверности регистрации преступлений.
С 1 июля 2010 года во всех подразделениях органов внутренних дел области осуществляется электронная регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, задачей которой является укрепление учетно-регистрационной дисциплины.
Внедрение новых технологий в процесс регистрации заявлений о преступлениях повысило его прозрачность, сведения в режиме онлайн поступают сейчас в базу данных органов правовой статистики, откуда направляются надзирающему прокурору и начальникам органов уголовного преследования, что позволило усилить прокурорский надзор и ведомственный контроль за ходом рассмотрения заявлений.
Данные меры также позволили устранить волокиту, способствовали принятию законных решений в установленные законом сроки.
— Вы курируете вопросы соблюдения требований законодательства в местах лишения свободы. В последние годы здесь случались серьезные инциденты, что сделано для сохранения стабильности?
— Осуществляя надзор за соблюдением прав осужденных, мы, в первую очередь, обращаем внимание на соблюдение со стороны администрации положенного осужденным норматива коммунально–бытового, медицинского обеспечения. В местах лишения свободы осужденные обеспечены полноценным питанием. В этом году рацион осужденного дополнился еще свежими фруктами, соками и даже лимоном. Увеличилось количество мяса, рыбы, сахара и других продуктов питания.
Сказать, что в местах лишения свободы созданы все условия по мировым стандартам, было бы неправдой. Проблемы есть. К примеру, медицинское оборудование, можно сказать, требует полного обновления. Жилые помещения для осужденных по дизайну оставляют желать лучшего.
Но самая большая проблема – это трудоустройство. Из общего количества осужденных, находящихся в исправительных учреждениях нашей области, трудоустроено мизерное число. Производственные базы в них устарели, продукция не выпускается.
Специфичность учреждения и контингента сказываются и на укомплектованности исправительных учреждений кадрами, особенно медицинскими работниками. К тому же зарплата работников учреждения не самая высокая.
Возвращение Комитета уголовно-исполнительной системы в МВД, я уверен, будет способствовать порядку и стабильности в местах лишения свободы.
— Одно из важнейших направлений работы прокуратуры — защита конституционных прав и интересов граждан в уголовном процессе, каковы итоги и что, на ваш взгляд, требует совершенствования?
— За первое полугодие нами освобождено 43 лица в связи с отсутствием оснований для ареста, одно лицо — за неподтверждением подозрения. Согласитесь, это довольно внушительная цифра. Она повторяется ежегодно. Поэтому, каждое задержание без достаточных оснований должно вызвать беспокойство. Решение о возбуждении уголовного дела нужно согласовать с прокурором, как это было раньше в советский период. Такое согласование явилось в определенной мере защитой граждан от незаконного их уголовного преследование. Но потом кто-то посчитал, что согласование с прокурором стадии возбуждения уголовного дела ограничивает процессуальную самостоятельность следствия и дознания. Следствие всегда считалось дубинкой правоохранительного органа. Значит, за дубинкой всегда нужен глаз да глаз.
Несогласные утверждают, что есть же у прокурора полномочия проверить законность возбуждения дела в течение 10 дней. Да, есть. Но любая проверка проводится в течение определенного времени.
Согласитесь, мы не должны допустить даже самое малое нахождение нашего гражданина незаконно в сфере уголовного преследования. Вот для чего нужен упреждающий прокурорский надзор.
Инна ЛИТВИНЕНКО