В судебных инстанциях продолжают полыхать отзвуки скандального иска депутата городского маслихата Павла Афанасьева к своим бывшим соратникам из партии «Ак жол». Правда, на сей раз в роли ответчика приходится выступать уже Афанасьеву. Не сумев доказать вину экс-однопартийцев в распространении в отношении него клеветнических и оскорбительных сведений, юрист Афанасьев, по-видимому, не нашел ничего лучше, как… обругать в прениях бывших единомышленников. Истец Дмитрий Подковыров считает, что тем самым ответчик распространил сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию и нанес ему моральный вред в размере 200 000 тенге.
Наблюдателю судебных баталий между бывшими однопартийцами становится ясно, как белый день, что конфликт сей имеет застарелый характер. И если у человека стороннего отдельные проявления противостояния могут вызвать лишь ироническую улыбку, то для оппонентов, разведенных по разные стороны судебного барьера, все куда серьезней. Так, Афанасьев, что называется, на голубом глазу обвинил Подковырова в «нечестности по отношению к близким людям» на основании (держитесь крепче за стул!) «анкеты такого виртуального лица как «Дмитрий Подковыров», в социальной сети «Мой мир», где в графе «семейное положение» было указано «женат, но готов встречаться». На мой субъективный взгляд, такой «матерый компроматище» более уместен в устах приподъездной бабули, желающей любой ценой «уделать» товарку, нежели в выступлении профессионального юриста в судебных прениях. Все-таки от юристов обычно ждешь аналитической правовой аргументации, а не «сплетен с душком». Беря на себя смелость оценивать моральный облик бывших коллег, Афанасьев, судя по всему, и не ставил перед собой задачу быть мало-мальски корректным. «Их плоский ум, низменные и животные инстинкты, мелкий и мерзкий характер», «эти люди не готовы на столкновение «лоб в лоб», а действуют из-за угла, исподтишка, распространяя слухи и анонимные письма, компрометируя и шантажируя», «не способны к критическому мышлению, не могут осознавать границы и пределы добра и зла, чёрного и белого», «избрал ложь девизом всей своей жизни» – вот лишь некоторые из нелестных слов, которые подсудимые услышали в свой адрес.
Обвинитель зря старался, упражняясь в обличительной риторике. Суд не принял ни один из его доводов и оправдал всех троих подсудимых – Дмитрия Подковырова, Дамира Баязитова и Екатерину Олькову. А за свое скандальное выступление в прениях Афанасьеву теперь приходится держать ответ в гражданском суде.
Ответчик заявил, что с иском не согласен, а все им сказанное является его личным мнением. «Действующее гражданское законодательство не устанавливает какую-либо ответственность за мнения или суждения, поскольку право на них гарантируется статьей 20 Конституции РК о свободе слова, которая включает в себя право распространять информацию любым, не запрещенным законом способом», — заявил ответчик в суде. И теперь судье Алие Айсиной предстоит разобраться, запрещенным или разрешенным законом способом Афанасьев распространял свое мнение о бывших партийных друзьях.
Так мнение или сведения распространил ответчик? Во время последнего судебного заседания сторона истца озвучила результаты исследования, проведенного специалистом-филологом из республиканского Центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции. Согласно его заключению, в речи Афанасьева содержится негативно-оценочная характеристика Подковырова, Баязитова и Ольковой. Более того, специалист делает вывод о том, что в текстах представленного на исследование объекта содержатся отнюдь не мнения или суждения, как оценивает их ответчик, а «негативные сведения, выраженные в утвердительной форме, которые в случае не соответствия действительности являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца».
По закону, если имеют место быть распространенные порочащие сведения, то истцу достаточно лишь доказать факт их распространения, а вот на ответчика уже налагается бремя доказывания их действительности. Но не будем предугадывать события. Впереди — очередное судебное заседание. Судья предложила сторонам подготовиться к прениям. Остается надеяться, что на сей раз они пройдут без унижения чужого достоинства и бранных эпитетов, за которыми может последовать новый судебный иск.
Вера ГАВРИЛКО