29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Как зарождалось среднее образование в Петропавловске

Первое среднее учебное заведение Петропавловска – реальное училище было открыто почти 116 лет назад. На заседании клуба «Краевед» в областной библиотеке им. С. Муканова историки рассказали, как был организован образовательный процесс в этом учебном заведении, а также о его учащихся, что оставили след в истории города и края, сообщает корреспондент Петропавловск.news.

Несмотря на то, что Петропавловск в конце 19-го начале 20 веков был относительно небольшим уездным городом, образование здесь было поставлено на высоком уровне. В книге «Город Петропавловск за 200 лет» Александр Семёнов пишет, что в 1913 году из 7 тысяч детей школьного возраста посещали школу свыше 3,5 тысяч детей – хороший процент для степного города. По словам заведующей отделом Северо-Казахстанской областной универсальной научной библиотеки им. С. Муканова Юлии Пискуновой, такого охвата не было во многих крупных промышленных городах. В 1915 году 17% от городского дохода шло на образование.
Историк и краевед Лидия Мелёхина много лет изучала вопрос образования в дореволюционном Петропавловске. По её словам, к началу 20-го столетия в Петропавловске было 13 учебных заведений – пятиклассное городское училище, прогимназия, две церковно-приходские школы, женское приходское училище, две станичных школы и шесть медресе при мечетях. А вот среднего учебного заведения в городе не было. Его наличие было необходимо для поступления в ВУЗы.

— Первого июля 1903 года состоялось открытие среднего учебного заведения – реального училища. Первоначальный вид здания запечатлели видовые открытки, выпускаемые в нашем городе. Первые из них были изготовлены в 1905 году. Печатались они как местными издателями – книжными магазинами Лидии Блюменталь и братьев Овсянниковых и Ганшина с сыновьями, так и московскими. Директором училища был назначен выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, преподаватель русского языка Пётр Бережков. На этом посту он проработает 9 лет, — начала свой рассказ Л. Мелёхина.

Занятия в реальном училище начались в октябре 1903 года. Двери были открыты для 38 учеников, поступивших в первый класс, и 15 второклассников. По данным на первое января 1909 года в училище уже насчитывалось 183 учащихся и 11 преподавателей.

Поступить сюда было непросто. В первый класс училища, где обучались только мальчики (в то время обучение в Петропавловске было раздельным, — прим. авт.), школяры поступали в возрасте 11 лет. Далеко не каждый мог стать его учащимся. Нужны были глубокие знания по всем преподаваемым здесь дисциплинам. По каждому выдвигались высокие требования.

Так, по основному предмету – «закон Божий» поступающий в первый класс должен был знать наизусть 23 молитвы. Отчётливо их рассказывать, знать содержание Ветхого и Нового заветов. По русскому языку — умение писать под диктовку, разбирать предложение по членам, находить подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, знать части речи. По литературе — знание 10 басен Крылова наизусть. Поступить в училище мог ученик, предварительно окончивший церковно-приходскую школу или городское училище.

Вклад в историю

Обучение в реальном училище было платным, длилось 7 лет. Первый выпуск состоялся в 1911 году. Желающие поступить в высшее учебное заведение должны были окончить ещё один – дополнительный класс. Продолжить обучение по доппрограмме из первого выпуска изъявили желание 10 человек (на фото 1). Их выпускной состоялся четвёртого июня 1912 года. Многие из этих молодых людей оставили глубокий след в истории родного края.

Два друга Саша Резчиков и некий Гена Д. (к сожалению, фамилия последнего неизвестна) после окончания училища продолжат общение, несмотря на то, что разъедутся по разным городам. Александр поступит в политехнический институт г. Санкт-Петербурга. Гена Д. через год после окончания отправит Саше открытку и опишет, как в 1913 году проходил выпускной в училище: «Привет металлургу от горняка. Питерцу от омича, Сашке от Генки. Был на параде с Валей и смотрел на реалистов, которые стояли на площади с половины одиннадцатого до двух часов. Уморились, уморились, уморились, и я и они. Потом они в реальном читали, потом съели по три обеда каждый, потом спали, потом плясали до двух часов ночи, потом не могли найти выход из сада, ибо напились всем кагалом, а я не пил».

Этот самый Сашка – Александр Резчиков уже в советское время в 1917-18 годы станет первым директором Петропавловского консервного завода.

После окончания училища Матвей Купицкий поступит в Томский медицинский институт. По его окончанию вернётся в Петропавловск. В 1923 году станет главврачом первой советской больницы. Ещё через три года создаст первый рентген кабинет в Акмолинской губернии.

— Когда началась Великая Отечественная Война, врач второго ранга Матвей Купицкий возглавил эвакогоспиталь 35/95 в Петропавловске, организованный на базе первой советской больницы. За годы службы Купицкий награждён орденом Красной звезды и орденом Трудового красного знамени, удостоен звания заслуженного врача КАССР и отличника здравоохранения СССР, — рассказывает Л. Мелёхина.

Писатель Марк Виткин в своих книгах рассказывал о людях, работавших в эвакогоспиталях. Политдонесение врача Купицкого секретарю обкома партии, приведённое в одной из книг, красноречиво показывает тяжёлые условия того времени.

«Эвакогоспиталь 35/95 в настоящее время в силу отсутствия транспорта остался в исключительно критическом состоянии. Картофеля для питания раненых на складах не имеется. Он в количестве 20 тонн находится в Соколовском районе. Дров для варки пищи также нет. Закупленные дрова в количестве 100 кубометров находятся в Соколовском лесничестве. Полученный уголь в количестве 50 тонн со складов не вывезен, так как лошади выполняют работу на посевной. Просим вашего разрешения на возврат в госпиталь автомашины, находящейся в зерносовхозе. Начальник госпиталя Купицкий».

Ещё один выпускник реального училища 1912 года Леонид Круглов поступит в Томский технологический институт. В семейном архиве Кругловых сохранились документы, рассказывающие о жизненном пути молодого человека. Через год после поступления начинается первая мировая война. Леонида мобилизуют на фронт. Сохранился послужной список подпоручика Круглова, погибшего 19 сентября 1917 года. На тот момент ему было всего 25 лет.

При поступлении в реальное училище помимо свидетельства о рождении нужно было иметь справку о состоянии здоровья. Содержание одной из них, выданную сыну врача Алексея Мухина, Лидия Мелёхина зачитала вслух: «Свидетельство сие дано Льву Мухину восьми лет отроду в том, что на его теле имеются знаки предохранительной оспы и никакими болезнями, препятствующими поступлению в учебное заведение, не одержим. Врач третьего участка Леонид Кузнецов».

Остался учиться и пропал без вести

Состоятельные жители города стремились, чтобы их сыновья поступили в реальное училище. Трое сыновей купца Георгия Давыдова, владевшего конфетной фабрикой и кондитерской, также обучались здесь.

— С началом революционных событий 1917 года Давыдов продаёт фабрику и вместе с женой уезжает в Ростов. Старший сын к тому времени уже учился в Томске. Двое младших сыновей – Яков и Григорий остаются для обучения в Петропавловске. Вскоре средний сын оканчивает училище и самостоятельно уезжает к родителям. А вот младший — Григорий остаётся в городе до окончания учёбы, намеченного на 1920 год. Шла война, революция – родители оставили 15-летнего ребёнка практически одного. Не мудрено, что Григорий пропал без вести. До сих пор о нём нет никаких вестей, — сетует краевед.

Перед смертью Георгий Давыдов поручил старшему сыну найти своего младшего брата, но поиски не увенчались успехом. Сейчас хоть какую-то весть о родном дяде пытается найти его внук – Георгий, которому в прошлом году исполнилось 90 лет.
Писатель-фантаст из Петропавловска

В Петропавловске с шести до 13 лет жил известный писатель и изобретатель Александр Казанцев, написавший романы «Пылающий остров», «Фаэты», «Арктический мост», «Взрыв» и другие. Родился он в семье богатого купца Петра Казанцева. Его дед — Григорий Казанцев был единственным купцом первой гильдии нашего города.

Родился Саша в Акмолинске, где его отец работал уполномоченным скотозаготовительной фирмы Григория Казанцева. Там же купец имел конную ферму по разведению ценных пород лошадей. Имели Казанцевы и дачу в роще. Жили на широкую ногу. Детям выписывали пони из Шотландии.

Когда Григорий Казанцев из-за болезни не смог самостоятельно вести дела в Петропавловске, он вызвал сюда сына с семьёй. В своём мнемоническом романе Александр опишет больного деда: «Жила семья деда на втором этаже двухэтажного дома над собственным скобяным магазином. К нему примыкала их же колбасная. Ему было 72 года. Он лежал на спине с распущенной поверх одеяла бородой. Над ним раскинулся марлевый балдахин сплошь покрытый мухами. У дедушки был рак». Григорий Казанцев умер в 1913 году. Похоронен на кладбище у церкви Всех Святых.

В 1916 году Александр поступит в первый класс реального училища, где проучится около двух лет до начала гражданской войны. Подготовка к поступлению также нашла отражение в автобиографическом творчестве писателя: «Шурику надо было готовиться в реальное училище и настала пора учителей и гувернантки Дони Ивановны из Прибалтики, с которой дети болтали по-немецки, так и не овладев этим языком. С математикой дело у Шурика было лучше. В 11 лет — первый класс реального училища. Учителя в мундирах. Инспектор училища Балычев, привил любовь к математике, развитую потом частной учительницей, сухонькой старушкой Верой Ивановной Черданцевой».

В том же мнемоническом романе писатель напишет об отце: «Мой отец был купцом. В гражданскую войну он воевал за Колчака, потом перешёл на сторону «красных». В боях он потерял все пальцы на руках, отморозил, когда лежал раненный в снегу. Но он никогда не признавал себя инвалидом. Умер в Москве 85 лет отроду».

Детские годы и отрочество – период становления личности — будущий писатель проведёт в Петропавловске. Потом он окончит Томский политехнический институт, и пойдёт работать на Белорецкий металлургический комбинат, где проявит себя, как изобретатель. Его разработка — сухопутная торпеда сыграет большую роль в снятии обороны Ленинграда. В 1962 станет победителем олимпиады по шахматам. Немалый след Александр Казанцев оставит и в медицине. Изобретение электростимулятора для сердца – дело его талантливых во всём рук. Школьная газета

Летом 1917 года в Петропавловске выходит первый номер газеты «Слово свободной школы». Её редакция находится в реальном училище, издателями являются учащиеся. Печаталась она в типографии печатного дела «Прогресс».

Краевед Лидия Мелёхина привела выдержку из первой полосы малотиражки. Это некое обращение к учащимся: «Товарищи, до сих пор мы спали, зубрили, сплетничали, ссорились… Нас не просвещали, а затемняли, начиняя мудрствованиями в изобилии рассыпанными в учебниках… Школа превратилась в мерзость, запустение, где господствовали жандармы, карьеристы, чиновники-формалисты, и, наконец, всякие никуда не годные отбросы. Революция дала нам свободу, позволила всем иметь своё суждение. И вы должны, товарищи, быть благодарны ей, должны проводит в жизнь принципы ею выдвинутые. Всячески стараться очистить школу от того зла, в котором она до сих пор погрязала. Кому же и не заботиться о нуждах учащихся, как не нам…».

Последний выпуск учащихся реального училища, по словам Л. Мелёхиной, состоялся в апреле 1918 года.
Обучение в реальном было доступно далеко не всем. Причиной тому были не только вступительные экзамены, но и высокая плата за обучение. Год обучения обходился родителям в 20-30 рублей на одного ученика, что очень дорого, даже по нынешним меркам.

Здесь за отдельную плату преподавали сокольскую гимнастику и борьбу. Физическая культура в то время не являлась обязательным предметом в программе.
«Живые» книги

В библиотеке им. С. Муканова работает музей редкой книги. Большую часть коллекции представляют оригинальные экземпляры из библиотек дореволюционных учебных заведений Петропавловска. Здесь есть и книги с экслибрисом «Библиотека Петра Григорьевича Казанцева» — из личного фонда купцов, а также из «Фундаментальной библиотеки Петропавловского реального училища».

— Каждая книга – биография. Штампы, пометки карандашами и чернилами оставленные учащимися — несут в себе огромную историческую ценность, — рассказывает Юлия Пискунова. — Ученики того времени читали такие книги, как «Чарльз Дарвин и его теория», «История областного управления в России от Петра Первого до Екатерины Второй», «Сжатый и жидкий воздух», «Зоопсихология», «Очерки Гоголевского периода» и др. Это свидетельствует об их высокой образованности.

P.S.
Здание реального училища относится к памятникам истории и архитектуры Петропавловска. Точной даты его строительства нет. По свидетельству архивных и публицистических материалов оно было построено между 1886 и 1897 годами. Первоначально в нём размещалось городское училище. В 1903 году преобразовано в реальное. В 1917 году здесь размещалась партийная библиотека и читальня городской организации РСДРП. После освобождения территории Петропавловского уезда от «белых» в здании реального училища была открыта первая советская школа второй ступени. В советский период памятник использовался как учебное здание, в котором размещались городские средние школы № 2, а затем № 7.
В довоенные годы здесь учился будущий Герой Советского Союза Виктор Булавский. В 1965 году улица Школьная, где расположено училище, была названа его именем.

Здание памятника находится в частной собственности. Несколько лет назад владелец взялся за его реставрацию. Только до логического завершения дело не дошло. Причём дворовый фасад здания, спрятанный под высоким забором, щедро обвитым колючей проволокой, красиво отреставрирован – белоснежные стены с сохранённым декором, новые оконные рамы. К сожалению, из-за ограждения можно любоваться только верхней частью приведённого в порядок памятника архитектуры. А вот лицевой фасад бывшего училища по сей день не встретился с заботливой «рукой» реставратора.

 

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *