В третьей декаде марта в зоне водного бедствия оказался Восточный Казахстан. Теперь большая вода дошла и до нас. Если население Восточно-Казахстанской области покидало свои затопленные дома из-за паводка, то жители двух районов Петропавловска страдают вовсе не по вине природного явления. Уже около месяца население Бензостроя и Береке живёт, как в Венеции.
Тревожный звонок в редакцию «Газеты нашего города «Петропавловск.news.» прозвучал в прошедшую пятницу. Уже известная нам жительница новоиспечённого района «Береке» Александра Дробахина снова обратилась к нашим корреспондентам. Не получив ни помощи, ни даже слов поддержки, как на приёме у президента АО «Петропавл су» Сагындыка Бегалина, так и от службы ЧС нашего города, Саша снова позвонила к нам.
Весь район Береке, где семья Дробахиных ещё в 2008 году получила землю по государственной программе для молодых семей, сегодня утопает в воде. Несколько скромных времянок, выстроенных на отведённой земле, стоят как будто посреди огромного озера. Причём для того, чтобы попасть в родной дом, выстроенный чуть больше двух лет назад, Александре приходится взбираться на спину к мужу…А потом уже ехать верхом, через это “море” несколько десятков метров. А иначе никак, потому что глубина водоёма, посреди которого сегодня стоит дом Виталия и Саши, в некоторых местах достигает метра. Так что простые сапоги по колено не спасают, только болотники.
Почти в каждом доме этих микрорайонов есть дети и старики. Как они умудряются выживать в условиях, когда под полом стоит вода, стены трескаются от сырости, а к дому можно подплыть только на байдарках, остаётся загадкой.
Житель дома 13 по ул. У. Громовой 76-летний Жасулан Дюсенов живёт на самом стыке старого района с новым Береке. Получается, что его старенький дом первым принимает атаку искусственной стихии. Вода в его дворе уже скрыла половину крыльца. Естественно, что все сараи затоплены.
Вместе с пенсионерами проживает ещё и их внучка с двумя своими детьми школьного возраста. Чтобы добраться до работы или школы, Дюсеновым, как и большинству жителей затопленных домов, приходится идти до суши в сопровождении. Супруга Жасулана Зинаида — очень больной человек, она практически не выходит из дома. Поэтому провожает своих родных пожилой пенсионер. Утром он забирает резиновые сапоги, а вечером, по звонку, снова приносит их на указанное место. А как иначе?
Владимир Михайлович проживает в этом районе в доме №26 «А» по улице 1-й проезд И.Залманова (бывш.1-й проезд 9 января) уже 24 года. Он утверждает, что здесь такого никогда не было, какой бы снежной ни была зима. На свой огород Владимир Михайлович засыпал 90 машин земли. Сегодня его участок размыт полностью. Сено тоже испорчено:
— Корову пришлось продать. А что оставалось делать? Дожидаться, пока она умрёт сама, живя в воде. У моего соседа уже погибло два барана!
Если под дом пошла вода, рассуждают собравшиеся жители, ничего хорошего с ним не будет. Тем более, что стоит она не день-два, а уже второй месяц. И неизвестно, когда уйдёт.
— Размоет фундамент, посыплется штукатурка, пойдёт сырость, грибок, гниль и всё прочее. Раньше на этой полянке, где сейчас вода стоит, мы сено косили. А теперь здесь настоящее болото.
Причём болото не только на полянке, ныне именуемой новым районом Береке, но и во дворах, в сараях, и даже в подвалах домов.
Ещё немного, и застоявшаяся вода начнёт цвести. И тёплая весенняя погода, установившаяся в нашем регионе, только способствует этому событию.
— Нервы уже сдают, — рассказывает Александра Дробахина. — Жили без света, без дорог, в грязи, а теперь ещё и по уши в воде – это перебор. Да к тому же дома, на строительство которых брали кредит, приходят в негодность, так же, как и засыпанная территория. Кто нам возместит потери?
Кто виноват и кто поможет?
По словам многочисленных жителей, оказавшихся в зоне бедствия, с которыми наши корреспонденты встречались 16 апреля, этот паводок произошёл вовсе не из-за снежной зимы. Трубопровод, проходящий здесь, прохудился, по их словам, аж в трёх местах. И из огромной «шестидесятки» — трубы диаметром в 600 мм — на протяжении нескольких месяцев лилась вода.
— Эта труба подтекала уже давно, — рассказывает Александра. — Результат налицо: весь наш Береке, улицы И.Залманова (бывш. ул.9 января), 1-й проезд И.Залманова (бывш 1-й проезд 9 января) затопило полностью. Ещё несколько улиц затронуло – Московскую, У. Громовой, Северную. Вторую неделю бъёмся, но никаких результатов эта словесная война не приносит. Ходили к президенту АО «Петропавл су», а он сказал, чтобы мы доказывали, что это их вода. Звонили ЧС-никам, но и они отказались нам помочь в данной ситуации. За две недели, которые мы просили о помощи, только два дня назад, 14 апреля перекрыли воду в дырявой трубе. Теперь она, по крайней мере, не пополняет и без того разлившееся озеро…
С 16 марта обеспокоенные жильцы стали обзванивать все организации, в чьём ведомстве мог бы находиться этот трубопровод. Приезжали и специалисты АО «Петропавл су» и АО «СевКазЭнерго», брали пробы воды. Но затем утверждали, что по составу она не может принадлежать им. А как же они могут признать её, удивляются местные жители, когда сюда стекаются отходы с мясокомбината, мельницы и т.д. Летом скопленную здесь воду даже скот не пьёт, поскольку она солёная.
По рассказу Александры, в понедельник 19 апреля к ним приезжали ЧС-ники. Покачав воду из их озера два часа, они снова уехали, пообещав, что утром следующего дня на место работ прибудет «Кировец» для перекопки траншей. Но, как уверяет Александра, никакой техники ни утром, ни днём того дня и в помине не было.
В минувший вторник жители этих домов написали коллективные письма на имя городского и област-ного акимов, а также на имя прокурора города. Несмотря ни на что, они всё же надеются, что небезразличны местным властям.
Комментарий
Ситуацию с затопленными районами прокомментировал главный инженер АО «Петропавл су» Сергей Визеров:
— Здесь не стоит вопрос о том, чья эта труба, а о том, чья это вода? Откуда пришла вода на данный трубопровод, можно только догадываться. Одним из вариантов сложившейся ситуации с затоплением может быть то, что в этом году промерзание грунта выше всех средних норм. Эти районы находятся на болоте, которое всегда промерзает меньше, чем сухая земля. Когда началось таяние снега, воде некуда было деваться, поскольку промёрзший грунт озера не позволил этого… И она начала растекаться. На сегодняшний день могу сообщить, что главный инженер очистных сооружений попросил у меня буровую установку для проведения работ в том районе уже завтра — 21 апреля.
Поэтому в скором времени вода уйдёт с этих районов. Данный водовод давно закрыт. По сей день не обнаружено, чья шла вода. Но никакой течи там сегодня нет. В дальнейшем мы планируем полное перекрытие этого трубопровода, чтобы впредь не возникало подобных ситуаций.
Ольга ВАЙТОВИЧ