Хозяева «отчуждённых» домов боятся потерять крышу над головой
Грандиозный снос домов в районе ДСР под строительство Дворца спорта не обошёлся без казусов. Сегодня на границах улиц Жамбыла, Труда, Горького и Позолотина от прежних жилых строений не осталось ни следа – пустырь, обнесённый металлическим забором, даже намёка не оставляет на то, что ещё месяц назад вся площадь была густо заселена. Лишь два двухэтажных дома, уцелевшие после сноса, говорят о том, что не всё в принудительном отчуждении пошло гладко…
Наши корреспонденты заинтересовались странным обстоятельством, решив, что, скорее всего, собственников данных земельных участков не устроила предложенная государством компенсация. А, значит, дело по разбирательству было передано в суд и между сторонами идут баталии. Но, не тут-то было…
Семья Травиных в доме по ул. Позолотина, 42 живут с 2004 года. Всю свою душу они вложили в отделку купленных у прежнего хозяина практически голых стен. Обустроили и придомовую территорию, возвели капитальный гараж. В апреле этого года были ознакомлены с приказом об отчуждении земельного участка на основании постановления акимата города Петропавловска СКО от 3 апреля 2013 года № 597 «О начале принудительного отчуждения земельного участка». Узнали о том, что их дом будет снесён. На основании заключения специализированной фирмы по оценке имущества их собственность была оценена в 21 миллион 593 тысячи тенге. С размером компенсации Травины согласились.
Морально подготовившись к тому, что придётся искать новое жильё, подыскали себе квартиру. Уже было начали готовиться к переезду, да вот только деньги за отчуждённое имущество Травиным никто отдавать не торопится.
Ещё 13 сентября они подписали акт приёма-передачи своего имущества в пользу ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Петропавловска». Но вот только сегодня уже 31 октября, а обещанных денег так никто и не увидел.
Спустя некоторое время после подписания акта приёма-передач документов на земельный участок и недвижимость, находящуюся на нём, продавцы забили тревогу: когда же будут деньги?
И неспроста. Взамен дому, они нашли подходящую квартиру, отдали хозяевам задаток – три тысячи долларов. При этом было заключено письменное соглашение о задатке, заверенное в нотариусе. По его условиям уже 24 октября истёк последний срок внесения оставшейся суммы от стоимости квартиры. Не секрет, что по истечении указанного срока сделка аннулируется, и продавец вправе не отдавать задаток.
Сроки приближались, а денег так и не было. Травины стали обращаться в акимат. 8 октября на имя руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог А. Чернова Елена Травина направила свою претензию. В ней она указала, что «договором, заключённым между сторонами 13 сентября 2013 года, установлено, что выплата возмещения за изымаемый земельный участок для государственных нужд производиться единовременно не позднее одного месяца со дня подписания договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого участка». На основании этого она просила предоставить ей письменный ответ с указанием причин несоблюдения и не выполнения условий договора. Также она просила предоставить письменный ответ о том, когда же всё-таки будет выплачено возмещение в размере 21 миллиона 500 тысяч тенге.
Только через 15 дней Травины получили ответ от господина Чернова, в котором он ясно дал понять, что от них ничего не зависит и то, когда будут деньги, может знать только городской маслихат, так как финансирование этого вопроса находится на рассмотрении его сессии.
— Они заставили нас подписать новый договор от 25 октября, — рассказывают чета Травиных. — У первого срок истёк. Нам сказали, если новый не подпишите, то 30 октября деньги не получите!
С хозяевами квартиры, за которую семья внесла залог, удалось перенести срок выплаты оставшейся суммы до 30 октября. Но и он, к сожалению, уже истёк.
— Обещали, что 30 октября точно рассчитаются, — говорит Елена Травина, — но слова не сдержали. На приёме у замакима господина Галеева – чуть больше недели назад, нам сообщили, что все сессии городского маслихата уже прошли, деньги утвердили, осталось подождать около недели.
Но и она давно прошла, а воз и ныне там. По словам Травиных, к акиму города они пробиться не могут, так как чиновники ссылаются на то, что данным вопросом занимается его заместитель Галеев. Но здесь также не могут назвать точную дату выплаты возмещения.
Оказавшиеся в тупике люди, уже боятся самого страшного, что их оставят без денег и без жилья. Поскольку акт приёма – передачи документов они заключили, отдав все имеющиеся бумаги на земельный участок и дом в пользу городского акимата. А вот никаких подтверждающих данный факт документов на руки не получили. Они, быть может, и не стали бы бить тревогу, если бы оговариваемые сроки не затянулись на более чем полтора месяца.
Чтобы перестраховаться, Елена Травина отправилась к господину А. Чернову, чтобы взять расписку о том, что правоустанавливающие документы были приняты, и заверить её печатью, которой, по непонятным причинам, не было на выданном акте.
Конечно, остаётся надеяться, что данная ситуация разъясниться в самые ближайшие сроки и Травины получат свои деньги в полном объёме. Только вот кто будет возмещать сгоревший залог? По идее та сторона, которая не выполнила условия договора. А ведь получается, что таковой является отдел ЖКХ!
P.S.
А вот во втором доме, уцелевшем после сноса – по ул. Труда, 29 всё спокойно. Его хозяин Женис Баймусин уверен, что деньги им обязательно выплатят уже в начальных числах ноября.
Да и спокойствие хозяев этой двухэтажки можно понять, их задаток пока не сгорел. Хотя окончательное заключение сделки купли-продажи нового жилья намечено на начало ноября. А ведь ноябрь-то на носу!
Ольга ВАЙТОВИЧ,
фото автора