Представьте, вы приезжаете в небольшое село, где проживает менее трёх тысяч человек, и замечаете на его улицах людей, одетых в самые известные и, зачастую, далеко не самые дешёвые бренды. Вот прошла девушка, наряженная в свитер от Tommy Hilfiger, вот в коляске мило агукает младенец, укутанный в комбинезончик с логотипами Карла Лагерфельда, вот на стареньком велосипеде мимо промчался мальчишка с ног до головы одетый в Mexx, а за ним его подруга с узнаваемыми перекрёстными стрелками Off-White на спине курточки. Скорее всего первое, что придёт в голову при виде такой картины – это то, что все эти люди одеты в так называемую «паль» – вещи-подделки, контрафакт, не имеющий ничего общего с заявленным на логотипе производителем. И, вероятно, в какой-то другой деревне так и будет. Но Соколовка, что находится в Кызылжарском районе, на сегодняшний день стала исключением. Корреспондент Петропавловск.news убедилась в этом лично.
Мода – модой, но для жителей деревень это, конечно, не главное. Важнее, чтобы дети были сыты и одеты, зарплаты хватало на всё необходимое, мужа всегда ждал горячий ужин, а жена не штопала свой старенький пуховик, стыдливо прикрывая дырку кусочком ткани. Благодаря фонду «Томирис», жители Соколовки стали не только моднее, но и гораздо счастливее.
У многих из них больше не будет болеть голова из-за бесконечных вопросов – во что одеть стремительно растущего ребёнка, а чаще, не одного, и не двух. У многих выпускников решился вопрос с пиджаками, рубашками и платьями на главный школьный праздник, у мам и пап, получающих минимальную заработную плату, больше не будет остро стоять вопрос – закупить на зиму дрова или приодеть чадо в новую зимнюю куртку. Вопрос с одеждой для более чем ста семей Соколовки и близлежащих населённых пунктов, по крайней мере на ближайшее время, точно решён.
Фонд «Томирис» – это детище некогда такого же простого соколовского мальчугана по имени Ренат. Когда-то много лет назад он бегал по селу, будучи воспитанником местного детского дома, и мечтать не мог о брендовых вещах или продвинутых игрушках. И вот, спустя годы, повзрослев и возмужав, Ренат Мусаипов основал семейный фонд, который существует уже 10 лет и занимается тем, что помогает малообеспеченным семьям из сёл Северо-Казахстанской области. К примеру, в прошлую субботу, 22 апреля, устроил в Соколовской средней школе грандиозную раздачу вещей.
Томирис – это имя дочери основателя фонда. А ещё главный помощник папы – Ерасыл. Парню пока нет и восемнадцати, а он уже вовсю помогает семейному делу и даже участвует в погрузке и разгрузке пожертвованных вещей. Кстати, одежда, обувь, аксессуары и игрушки приехали на север страны из столицы. Там фонд проводит основной сбор. Именно в сердце Казахстана живут те самые отзывчивые люди, которые жертвуют тысячи единиц одежды и обуви, чтобы где-то в далёкой условной Соколовке или Большой Малышке чья-то жизнь стала проще и легче. В Астане семья Усаиповых живёт уже очень давно, но их благотворительные порывы направлены в сторону СКО.
Словосочетание «second hand» в Казахстане и, в принципе, на всём постсоветском пространстве воспринимается иначе, чем, например, в Европе или Америке. У нас это, скорее, признак бедности, чем рационального использования вещей. Меж тем в какой-нибудь Великобритании люди с огромным энтузиазмом идут в ресейл-магазины и находят там брендовые вещи по куда более доступной цене, нежели в официальных бутиках.
Ресейл (от англ. resale – перепродажа) – это рынок перепродажи одежды, обуви и аксессуаров. По ощущениям и словам, которые нам удалось услышать от тех, кто пришёл за помощью от фонда, именно жители Кызылжарского района – самые продвинутые в этом вопросе и совершенно не стесняются того, что одежду и обувь, привезённые фондом, уже кто-то носил. Ведь вещь должна служить человеку, а не наоборот. И если она отличного качества и может прослужить новому хозяину ещё много-много лет – счастливы будут все. И тот, кто решил от неё избавиться, и те, кто стал её новым хозяином. Да и экология из-за перепроизводства пострадает чуть меньше.
Все вещи, привезённые из столицы, не вошли даже в актовый зал средней школы. Часть пришлось разместить в другом кабинете. На протяжении нескольких часов мы наблюдали, как люди шли непрерывным потоком. Шутили, что пришли «пошопиться», с воодушевлением искали необходимое и, на удивление, вообще не ссорились друг с другом. Ни за пуховики, ни за шубы, ни за брендовые эксклюзивы.