Две противоборствующие стороны, каждая из которых, по сути, права в своих требованиях, делят в суде центральный вход в бывшую гостиницу «Восход». Это здание уже много лет представляет собой малосемейное общежитие, находится в ужасном техническом и антисанитарном состоянии. Как стало известно, гостиница была распродана государством частным лицам в 1990 году. Тогда с молотка ушли не только жилые комнаты, но и помещения общего пользования — душевые, туалеты, холлы, лифты и даже центральный вход в здание. За последний и идёт борьба между председателем КСК «Мечта-СК» Раисой Хроменко и молодым предпринимателем Айымгуль Аягановой, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
Жительница нашего города Айымгуль Аяганова в 2020 году купила часть фойе бывшего центрального входа по госпрограмме у Ольги Рысевой, чтобы открыть там магазин. Как стало известно, в 1990 году парадный вход в гостиницу приобрела Ирина Рысева. До 2018 года фойе было закрыто на замок. Много лет назад с улицы была оборудована входная группа, вставлены пластиковые окна, козырёк, но до «внутренностей» дело не дошло. Помещение простояло без дела 30 лет и пришло в запустение, что прекрасно демонстрирует фото.
В 2020 году Ирина Рысева продаёт его Айымгуль Аягановой. По словам нынешней хозяйки, до приобретения части фойе она владела торговыми бутиками. Затем влезла в кредит по государственной программе, чтобы открыть магазин. Наняла рабочих, завезла стройматериалы для ремонта. И тут встретилась с сопротивлением Раисы Хроменко. Бдительная председатель, которая добилась модернизации «малосемейки», не позволила бизнесвумен осуществить планы. Домоуправительница намерена не только отремонтировать запущенное здание, но и оборудовать парадный вход. Раиса считает, что 600 жителей должны пользоваться безопасным, предусмотренным проектировщиком входом.
Как рассказала Айымгуль Аяганова, заметив в бывшем фойе рабочих, Раиса Хроменко подала заявление в полицию на собственника за незаконное завладение чужим имуществом.
— Сотню раз пожалела, что купила это помещение. Приобрела по госпрограмме в кредит. Раньше у меня были бутики. А из-за судебных процессов обанкротилась, — говорит Айымгуль.
В ответ на вызов председателя Аяганова подала иск на КСК «Мечта-СК», чтобы защитить своё право собственности. Раиса Хроменко не планирует отступать и верит, что сможет вернуть центральный вход во благо дома. В помощь наняла адвоката Анатолия Жицкого, который подал встречное исковое заявление о признании сделки купли-продажи помещения части фойе в доме по ул. Горького, 172 недействительной.
— Мы намерены добиться признания сделки купли-продажи между Рысевыми, а затем между Рысевой и Аягановой недействительными. Есть статьи закона о жилищных отношениях, которые запрещают продажу и покупку общего домового имущества. Лестницы и подсобные помещения никогда не продавались. Считаю, что решение суда должно быть в пользу КСК, которое защищает интересы 600 проживающих здесь людей. Если суд признает право собственности, решение будет законно. Но далее мы всё равно будем добиваться признания сделок между Рысевыми и между Рысевой и Аягановой недействительными, — говорит адвокат, представитель КСК «Мечта-СК» Анатолий Жицкий.
Правозащитник опирается на статью 31 п. 8 Закона РК о жилищных отношениях:
«До государственной регистрации объекта кондоминиума сделки с общим имуществом объекта кондоминиума не приобретают юридической силы, за исключением случаев, когда сделка с долей в общем имуществе считается совершённой при осуществлении сделки с имуществом, находящимся в индивидуальной (раздельной) собственности».
Пункт 8 нормативных постановлений Верховного суда Казахстана о некоторых вопросах применения законодательства о праве собственности на жилище запрещает приватизацию общего имущества:
«Выдел собственнику принадлежащей ему доли означает передачу в его собственность определённой изолированной части жилища и построек хозяйственно-бытового назначения, соответствующих его доле и влечёт за собой прекращение права общей собственности (статья 218 Гражданского Кодекса РК). Подсобные помещения в квартирах (кухня, коридоры, кладовые и т. п.) должны оставаться в общем пользовании и разделу не подлежат. В многоквартирном жилом доме доля каждого собственника помещений в общем имуществе (подъезды, лестницы, лифты, чердаки, крыши, подвалы и др.) не может быть выделена в натуре».
Пункт 1 статья 158 Гражданского Кодекса РК предусматривает:
«Сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, а также сделка, совершённая с целью заведомо противоречащей основам правопорядка, является оспоримой и может быть признана судом недействительной, если настоящим Кодексом и иными законодательными актами РК не установлено иное».
Одно из заседаний этого судебного разбирательства произошло в выездном формате. 24 августа судья петропавловского городского суда №2 Гайни Хамзина пришла к зданию и оценила ситуацию на месте. Она бегло взглянула на первый этаж бывшей гостиницы, увидела, что все помещения приспособлены под бизнес разного рода. Затем высказала мнение, что нет ничего странного в том, что центральный вход принадлежит частнику. Ведь он, как и всё здание, был приватизирован в 1990 году. Тогда не стало гостиницы. Жильцы «малосемейки» покупали комнаты без центрального входа, значит, их права не ущемлены.
— До приватизации здесь были гостиница и ресторан, был центральный вход в гостиницу. Затем помещения продали, переоборудовали. Но это было давно. Сейчас мы имеем правоустанавливающие документы, что у помещений, в том числе, которое купила Аяганова, есть хозяева. И вы (обращается к председателю КСК Раисе Хроменко) не можете препятствовать деятельности предпринимателя, который хочет привести в порядок разрушенное помещение и работать в нём, а не как Рысева в своё время — купила за бесценок и оставила, — прокомментировала судья Гайни Хамзина.
Также она пояснила, что встречный иск от КСК о признании сделки купли-продажи недействительной подходит под понятие «ненадлежащий истец», поскольку КСК не имеет права признавать такие сделки недействительными и предложила обратиться в прокуратуру.
— Не надо делать из мухи слона. Вход закрыт, и это естественно, ведь помещение находится в частной собственности. Сейчас Аяганова является собственником, а вы нарушаете её права, — продолжает разговор с истцом и ответчиком судья городского суда №2. — Права жильцов не ущемлены, потому что они покупали комнаты без центрального входа. Он стоял столько лет бесхозным, у жильцов никто ничего не отнял.
Судья Гайни Хамзина попросила противоборствующие стороны мирно разрешить спор. Однако Раиса Хроменко и Анатолий Жицкий не собираются сдаваться. Они намерены и уверены, что смогут отвоевать центральный вход в здание. Председатель КСК планирует организовать в фойе место для вахтёра, там же будет находиться участковый, который сейчас располагается в её рабочем «кабинете», оборудовать колясочную, грузопассажирский лифт. В общем, сделать из ныне запущенной общаги настоящую конфетку.
Раиса Хроменко говорит, что приостановила ремонт в помещении Аягановой из добрых побуждений. Она настолько уверена в победе, что заблаговременно пожалела средства предпринимательницы, которые та вложит в реконструкцию.
Между тем бывшую гостиницу «Восход», куда сейчас без личного телохранителя и дихлофоса от тараканов заходить страшно, по словам Раисы Хроменко, совсем скоро ждёт модернизация. По проекту будет капитальный ремонт кровли, канализации, водопровода. «Малосемейку» оснастят теплообменником, у жителей будет горячая вода. В коридорах отремонтируют полы и заменят окна. Помимо этого, председатель попросила отремонтировать двор, перенести мусорные баки дальше от дома и сделать детскую площадку.
— Хочется, чтобы люди жили по-человечески! В случае ЧП, будь то взрыв баллона, все ринутся в узкую дверь. Друг друга передавят там. Здание обследовали ЧС-ники и выявили много нарушений. Жителям нужен нормальный вход. А этот, откуда лезут бичи, наркоманы, кошки, закроем. Аварийные выходы по бокам здания откроем, чтобы в случае ЧП люди могли безопасно эвакуироваться. Безопасность обеспечит видеонаблюдение, — говорит Раиса Хроменко.
В феврале 2020 года она взяла «малосемейку» под свою опеку, организовала КСК, навела маломальский порядок, добилась ремонта по программе модернизации жилого фонда. На одном ремонте председатель останавливаться не собирается. Она борется не только за комфорт, но и за безопасность жильцов. А об этом, считает, не может быть и речи, пока 600 человек входят и выходят в здание общежития через одни двери.
Молодая предприниматель Айымгуль Аяганова никогда не думала, что покупка помещения обернётся судебными тяжбами. Возможно, не заступи на пост председателя деятельная Раиса Хроменко, никто и не вспомнил бы, что в этом доме когда-то был большой центральный вход.
Мы будем следить за этим судебным процессом. Обязательно расскажем, какое решение примет судья, и как сложатся судьбы злополучного центрального входа и сторон, бьющихся за него.
Читайте также:
Что мешает открыть боковые входы сейчас? Или просто важно отобрать это помещение? Эта Раиса сама положила глаз на комнатку. Вот жаба и душит.
Сергей, Курсанов как вам не стыдно? Она очень принципиальный человек и не один дом в городе привела в порядок. А уж иметь там комнатку, врагу не пожелаю. Так что Сергей, возьмите и сделайте что нибудь полезное для общества.