Знаменитую зону для убийц и насильников рядом с Жаман-сопкой в Есильском районе Северо-Казахстанской области выставили на аукцион. Имущественный комплекс из 29 зданий оценили в 26,4 миллиона тенге и планируют продать его на торгах 14 сентября этого года. Колония особого режима ЕС-164/4 была закрыта 3 года назад, а осужденных, которые отбывали здесь наказание, перевели в другие казахстанские зоны. В этом году исполнилось 60 лет со дня основания этой колонии, сообщает Петропавловск.news.
На аукционе будут продавать всё хозяйство колонии: несколько зданий гаражей, пожарное депо, аптеку, мечеть (да, в этой зоне была мечеть), здание КПП, штаб, столовую, котельную, швейный цех, штрафной изолятор, баню, склады и само собой — бараки для заключенных.
- Барак №1, общая площадь 620,9 кв.м., количество помещений 37, год постройки 1963;
- Барак №2, общая площадь 454,0 кв.м, количество помещений 28, год постройки 1962;
- Барак №3, общая площадь 472,6 кв.м,количество помещений 25, год постройки 1970;
- Барак №4, общая площадь 609,8 кв.м, количество помещений 32, год постройки 1973;
- ПВР и барак №6, общая площадь 434,6 кв.м, количество помещений 19, год постройки 1962:
Колонию ЕС 164/4 основали в 1961 году. Несколькими годами ранее здесь был разработан гранитный рудник, который, в итоге, зеки и долбили. Кстати, учитывая то, что здесь добывались тысячи тонн камня — зона была одной из «богатых» по меркам СССР. В Северо-Казахстанской области до сих пор ходят слухи о том, что облицованные с использованием этого гранита здания — сильно фонят. Заключенных особо не жалели — сидели в зоне самые опасные преступники.
В 1997 году здесь произошел кровавый побег. 9 августа шестерых заключенных вывели на разработку рудника. Двое из них решили бежать, разоружили двоих солдат срочной службы, которые были конвоирами, и закололи их. Начальник караула по некоторым данным успел выкинуть патроны от автоматов, но сам все-таки был убит. Заключенные выбежали на расположенную рядом трассу, ведущую в районный центр, остановили машину и убили находившихся в ней пятерых человек, в том числе женщину и ребенка. Далеко, правда, не ушли. В тот же день поднятый по тревоге гарнизон загнал беглецов. В результате один из двух преступников убил другого, а позже, в СИЗО, и сам свел счеты с жизнью.
После этого работы на руднике навсегда остались в прошлом, а в Казахстане стали вести курс на соблюдение всех прав человека в местах лишения свободы.
Колонию собирались закрыть давно: условия содержания для заключенных не соответствовали никаким нормам. Да и служащие здесь солдаты и офицеры бытом были недовольны. Постоянно не хватало персонала, медиков.
В то же время жители села Горное, расположенного практически за стенами колонии, просили учреждение сохранить, ведь это — единственное предприятие, обеспечивающее жизнь населенному пункту. Тем не менее, колонию закрыли, гарнизон расформировали. Здания казарм, кстати тоже выставили на аукцион. Их собираются продать за 1 878 000 тенге.
Уже после закрытия колонии весь этот имущественный комплекс, стоящий у подножья Жаман-сопки, едва не разграбили без всякого аукциона.
— Заместитель акима Есильского района и аким сельского округа подозреваются в незаконном демонтаже и реализации металлических конструкций бывшего учреждения, состоящего на балансе акимата сельского округа. В период с мая по июнь 2020 года работы проводились привлеченной ими частной организацией. Тем самым государству был причинен материальный ущерб в размере 2,5 миллиона тенге, — сообщили в Антикоррупционной службе Северо-Казахстанской области 10 июля прошлого года.
В 2003 году в сопровождении офицеров УИС в этой колонии я брал интервью у троих осужденных. Все как один «случайно» и «невиновны», а тот, что был местным имамом, сидел за третье убийство. Странное впечатление, но совершенно не такое, какое человек, ни разу не сидевший, имеет о местах лишения свободы.
На этом, вероятно, история страшной колонии на Жаман-сопке закончится навсегда. Рано или поздно ее продадут, разберут на части, рекультивируют и не останется никаких воспоминаний. А жаль. Из таких мест нужно делать музеи и водить в камеры, специально оборудованные максимально зловеще, условно осужденных, чиновников-казнокрадов и тех, кому сейчас по доброте закона дают малые сроки, а раньше впаяли бы по полной.
Читайте также:
Последний абзац прям с языка сняли 🙂