Сотрудники Антикоррупционной службы по Северо-Казахстанской области изучили несчастный случай, произошедший в декабре 2020 года на стройке нового казахского театра в микрорайоне Жас Оркен. Борцы с коррупцией сомневаются в заключениях комиссии по расследованию происшествия, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
По словам первого заместителя руководителя областной Антикоррупционной службы Нурлана Жахина, расследование показало, что работник без поручения руководителя проекта взобрался на крышу, где отсутствовали ограждения опасных участков. Было установлено, что работник виноват в случившемся на 50%, так же как и работодатель. При этом расследование установило отсутствие троса для закрепления предохранительных поясов. Поэтому антикоррупционщики не согласны с решением комиссии по определению степени вины в этом происшествии.
Департамент по противодействию коррупции по Северо-Казахстанской области провёл внешний анализ коррупционных рисков в деятельности областного управления государственной инспекции труда. На предприятиях Северо-Казахстанской области за 2020 год произошло 46 несчастных случаев, из них 8 смертельных, 3 групповых и 26 тяжёлых. За анализируемый период 2021 года на производстве произошло 3 несчастных случая, из которых 1 тяжёлый.
В результате анализа специалисты Антикоррупционной службы выявили множество пробелов в механизме расчёта степени вины пострадавшего и работодателя. Так, например, в состав комиссии входит работодатель, который имеет прямую заинтересованность в доказательстве своей невиновности. Это обстоятельство формирует открытые коррупционные риски. А именно, даёт возможность для необъективного принятия решения комиссией, проявления субъективного подхода государственным инспектором.
— В декабре 2020 года с работником ТОО «Петропавловский завод металлоконструкций» (далее — ТОО «ПЗМК») произошёл несчастный случай со смертельным исходом. Он упал с высоты на объекте «Строительство театра на 500 мест в городе Петропавловск», — рассказал Нурлан Жахин. — ТОО «ПЗМК» заключило договор на поставку услуги по монтажу металлических конструкций с ТОО «Дорстройтрест» (подрядная организация ТОО «DBK-Engineering»). Сотрудники всех трёх организаций последовательно выполняли свои функции на одном участке. Несчастному случаю предшествовало предписание технического надзора. Были указаны нарушения техники безопасности — отсутствовало ограждение опасных участков и периметра кровли. Была вынесена рекомендация о приостановлении строительно-монтажных работ до устранения нарушений.
По словам Нурлана Жахина, расследование установило отсутствие троса для закрепления предохранительных поясов. Они необходимы, как работникам ТОО «ПЗМК», так и ТОО «DBK-Engineering». Со слов работников, вместо этого монтажники привязывали альпинистскую верёвку к ферме, когда работали на краю крыши. Однако в данном случае такой возможности не было.
— Вызывает сомнение и то, что работники самостоятельно поднялись на крышу, чтобы загрузить туда металлические листы без поручения руководителя проекта. В разделе акта «Причины несчастного случая» указаны пять пунктов по неудовлетворительной организации производства работ. В разделе «Грубая неосторожность пострадавшего» — несоблюдение мер безопасности. Однако возникает вопрос, а была ли возможность у пострадавшего соблюсти меру по закреплению предохранительного пояса? Комиссией принято решение о степени виновности 50% работодателя и 50% работника, — сообщил первый заместитель Антикоррупционной службы региона.
Для сравнения в необъективности принимаемых решений комиссиями Нурлан Жихин привёл несколько примеров расследования несчастных случаев на производствах. Так, 31 мая 2020 года оператор-кочегар ТОО «Богатырский продукт» провёл ремонт печи. Для её розжига он использовал бензин. В результате получил тяжёлую травму — ожог головы и шеи 2 степени. В акте указаны причины несчастного случая. Касательно работодателя одна – недостатки в обучении безопасным приёмам труда, отсутствовал протокол проверки знаний по безопасности. Грубую неосторожность пострадавшего мотивировали несоблюдением личной безопасности и нескольких инструкций по безопасности. Комиссия приняла решение о 40% вины работника и 60% работодателя.
1 декабря 2020 года при разгрузке вагона с кирпичом получил травму разнорабочий ТОО «Стройкомпания». Он поскользнулся, упал с вагона и получил тяжёлую черепно-мозговую травму и переломы. Согласно акту, причинами несчастного случая стали неудовлетворительная организация работ, недостатки в обучении безопасным приёмам труда и грубая неосторожность пострадавшего. Он нарушил пункт инструкции по безопасности труда. Комиссия приняла решение 20% вины работника и 80% вины работодателя.
— Областному управлению государственной инспекции труда рекомендовано написать письмо о необходимости внесения изменений в Трудовой кодекс, чтобы включить в состав комиссии по расследованию несчастного случая представителя профсоюзной организации, обеспечить объективность принимаемого решения, защитить законные интересы и права пострадавшего. Помимо этого, ввести единый учёт, регистрацию и цифровизацию актов о несчастных случаях в единую систему профильного ведомства и внедрить внутренний ведомственный контроль. Разработать методики оценки степени вины работодателя и работника, — резюмировал Нурлан Жахин.
Короче не вижу я здесь никакого глубокого анализа — очередной тупой запрет типа в лес