Подарки Юрию Гагарину после первого полета в космос: «Два пальто, плащ, костюмы, белые рубашки». Решение об отборе и подготовке космонавтов к первому космическому полёту на космическом корабле «Восток» было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года и в Постановлении Совета Министров СССР № 569—264 от 22 мая 1959 года.
Отбор и подготовка будущих космонавтов были поручены Военно-воздушным силам (ВВС) Вооружённых Сил СССР. Непосредственно отбор был поручен группе специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя (ЦВНИАГ).
В начале лета 1959 года в летных частях появились медики — члены комиссии по отбору кандидатов в будущий отряд космонавтов. Сначала врачи по документам летчиков отбирали сильных и крепких парней. Военврачи искали и находили будущих космонавтов в основном среди лётчиков-истребителей. С. П. Королев считал, что именно такие специалисты лучше всего пригодятся для работы в одиночестве или в маленьких коллективах на космических кораблях. Были у Главного Конструктора особые требования и к физическим данным кандидатов. Он считал, что лучше всего подойдут парни в возрасте до 35 лет, ростом не больше 175 см, весом до 75 кг. (По другим данным — возраст до 30 лет, рост до 170 см, вес до 70 кг).
Но обычно беседы начинались с подписки о неразглашении. Сначала набрали более 3 тысяч кандидатов.
Тем временем 11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина была организована специальная войсковая часть № 26266, задачей которой была подготовка космонавтов. Впоследствии эта часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС. Но этого ждать пришлось довольно долго. По документам летчиков врачи решали, смогут ли они перенести возможные перегрузки при полете в космос. Медики изучили 3456 медицинских книжек и отобрали 352 человека. Молодые офицеры сначала не знали, почему им на собеседованиях задают какие-то странные вопросы, вроде этого: «Желаете ли вы летать на более современных типах самолётов, на новой технике?» Как правило, все отвечали утвердительно. Но когда задавался вопрос: «Хотели бы вы полететь на ракетах вокруг Земли?», реакция была различной. Большинство лётчиков говорили, что хотели бы. Однако некоторые медлили с ответом или отвечали: «Надо подумать». Были и такие, кто сразу отказывался «летать на ракетах». Этих, разумеется, сразу возвратили в части. Пока решался вопрос, «быть или не быть» летчикам испытателями (никто не знал, чего именно), еще 53 лётчика сами приняли решение отказаться от участия в новом деле, да еще с такими туманными перспективами. Ведь известно, «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». А тут… Не поймешь, чего хочет эта комиссия! Кандидатуры ещё 74 человек, по документам, с отличным здоровьем, отклонили по медицинским показателям. Общее число потенциальных космонавтов сократилось до 225.
К концу 1959 года полностью все этапы медицинского обследования прошли только 29 человек. Все они были допущены к «третьему этапу подготовки» — к специальным тренировкам. Однако директива главнокомандующего ВВС устанавливала, что численность отряда не должна превышать двадцати человек, поэтому руководству пришлось сделать окончательный выбор, переведя девятерых в «резерв» и отправив «лишних людей» обратно к месту службы. Оставшуюся двадцатку и подвергали «нагрузочным пробам»: выдерживали в барокамере, нагревая воздух в ней до 80 градусов, крутили на центрифуге, встряхивали на вибростенде – так проверяли устойчивость их организма к перегрузкам и к невесомости. Что они испытали тогда, написали сами космонавты в своих книгах.
На первых порах, в течение всего 1960 года, для проверки кандидатов в космонавты, а затем и для их подготовки использовали «подручное оборудование». Например, знаменитая центрифуга, оставившая после испытаний на ней неизгладимые впечатления у всех космонавтов, была трофейной и специально привезена из Германии. Для других тренировок использовались полигоны авиационных частей. Так, на прыжки с парашютами летчиков возили куда-то в Центральную Россию. А там выяснилось, что своеобразным «чемпионом» является только Волынов – у него 20 прыжков, а у всех остальных совсем мало. Да еще чуть не погиб Герман Титов, основной парашют у него не раскрылся, а намотался на голову. Будущий космонавт № 2 и дублер Гагарина не растерялся – удачно открыл запасной.
Авторы многочисленных книг о первых днях подготовки к полетам в космос писали и говорили, как о чем-то запредельно трудном.
«Тренировки были невероятно тяжелыми, но они закалили нас, — рассказывал космонавт из первого, гагаринского, отряда Алексей Леонов в одном из своих многочисленных интервью. – Мы ведь не были неженками. Я думаю, что если бы некоторых нынешних кандидатов в космонавты тренировать на нашем оборудовании, то далеко не все они выдержали бы нагрузки. Мы переносили все испытания не только потому, что были увлечены новой профессией, а еще и потому, что были детьми войны и повидали много такого, чего не испытали дети других поколений».
Первый полет планировался на декабрь 1960 года. 11 октября с грифом «Сов. секретно. Особой важности» вышло постановление ЦК и Совмина, в котором говорилось: «Считать задачей особого значения подготовку и запуск космического корабля с человеком на борту в декабре 1960 года».
Но 24 октября 1960 года на Байконуре произошла трагедия. При подготовке к первому пуску межконтинентальной баллистической ракеты 8К64 произошел взрыв. Погибли 92 человека, включая главкома Ракетных войск маршала Алексея Неделина, более 30 получили ожоги. И ЦК приняло решение отсрочить полет. Космонавты о происшедшем на Байконуре знали. Королев вообще был сторонником того, чтобы честно рассказывать им о происходящем. Знали они и о том, что испытания комплексов «Восток», на котором предстояло полететь одному из них, проходили не слишком гладко: в 60-м году из пяти запусков успешными были только два. Космонавты знали, на что шли.
«Трудно было решить, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества,»— вспоминал шеф будущих космонавтов, генерал-полковник авиации Н. Каманин, один из семёрки первых Героев Советского Союза, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934 г.).
Окончательный выбор, кому лететь первым, был сделан только 8 апреля на закрытом заседании Госкомиссии, без космонавтов. Гагарин был назван основным, Титов — дублером, Нелюбов и Николаев — запасными. А на следующий день космонавты стали свидетелями того, как во время первого испытательного пуска королевской боевой ракеты 8К75 произошел взрыв. Обошлось без жертв, но космонавты были поражены увиденным зрелищем. Им тут же объяснили, что взорвавшаяся ракета не имеет ничего общего с той, на которой кому-то из них предстоит отправиться в космос. И от полета никто не отказался.
Через день состоялось еще одно заседание комиссии — его организовали специально для истории. Принятые решения были озвучены в торжественной обстановке в присутствии журналистов. До полета оставалось чуть более двух суток.
12 апреля, непосредственно перед стартом, Гагарин положил начало весьма необычной космической традиции. Ее не показывают по ТВ, но о ней знают все, кто интересуется космическими делами. На стартовую площадку облаченного в скафандр Гагарина везли на автобусе «ЛАЗ». И вдруг за несколько сотен метров до стартового комплекса Гагарину захотелось выйти… гм… гм… по малой нужде. Остановились. Космонавт вышел из автобуса, расстегнул скафандр и оросил правое переднее колесо автобуса. С тех пор «это же» делают перед полетом все космонавты.
Через несколько часов имя Гагарина узнал весь мир.
Накануне празднования 60-летия первого полета человека в космос Минобороны рассекретило документы о первых космонавтах СССР. Материалы быстро растащили по разным сайтам. Они доступны всем желающим на сайте этого серьезного ведомства в разделе «Земные орбиты покорителей космоса». Известно, что первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Ракета-носитель «Восток» с кораблем «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, облетела вокруг Земли за 108 минут. А в нынешнем юбилейном году с космодрома Байконур тоже стартовала ракета «Союз-2.1а» с транспортным пилотируемым кораблём «Союз МС-18», который получил имя «Ю.А. Гагарин». В «Роскосмосе» сообщили, что он пристыковался к МКС на две минуты раньше, чем это было запланировано.
Теперь космонавты Олег Новицкий, Петр Дубров, Марк Ванде Хай уже работают на борту Международной космической станции. Этот экипаж пробудет в космосе не 108 минут, как Юрий Гагарин, а 191 день.
Планируется, что за это время космонавты выполнят более полусотни научных исследований и экспериментов. Кроме того, одна из главных задач экспедиции — прием на околоземной орбите и интеграция со станцией нового модуля «Наука». Только в течение этой экспедиции космонавты должны дважды выйти в открытый космос для работ с новым модулем. Все было тщательно отработано во время тренировок на Земле.
Самый опытный в основном составе экипажа — командир Олег Новицкий. У него за плечами два полета и 340 суток, отработанные в невесомости. Герой России. Марк Ванде Хай тоже имеет космический опыт — один полет, он 341-й астронавт НАСА и 554-й космонавт мира. У него много наград за разные спортивные и профессиональные достижения. А вот Петр Дубров полетел впервые. Но какие у него годы – все еще впереди!
Мы уверены, что космонавты выполнят поставленные перед ними задачи и благополучно вернутся домой, где их ждут родные и близкие. Мы не можем только сообщить мужчинам, какие подарки приготовлены для них на земле, как не знал этого 60 лет назад и Юрий Гагарин.
Однако тогда, пока Юрий Алексеевич разъезжал по стране, встречаясь с ее восторженными гражданами, по личному распоряжению самого Никиты Сергеевича Хрущева, 18 апреля 1961 года секретным распоряжением Совета Министров СССР был утвержден список подарков Юрию Гагарину и членам его семьи.
Сейчас рассекречены многие документы архива Минобороны и размещены на сайте этого серьезного ведомства. Там есть специальный раздел, посвященный 60-летию первого полета человека в космос, в котором представлены очень интересные архивные документы, связанные с подготовкой к полетам на орбиту, и сведения о том, какие подарки были вручены Первому космонавту сразу после полета.
Некоторые современные молодые люди читают эти списки и смеются. Это они так поступают потому, что не пережили, как многие первые космонавты, войну в оккупированной разграбленной деревне, не прятались в подвалах и землянках от врагов, как семья Гагариных, чей дом сожги фашисты, а старших брата и сестру Юры пытались угнать в Германию, да парень ухитрился бежать и примкнуть к защитникам Родины. Слова Алексея Архиповича объясняют, почему после первого полета Ю. А. Гагарину вручили награду, кажущуюся странной и даже смешной нынешним молодым людям. По личному распоряжению Н. С. Хрущева, Первому космонавту вручили совершенно необходимые в быту вещи, тогда казавшиеся роскошными. Но если не ерничать, а просто подумать, что было в хозяйстве у молодых офицеров, недавних выпускников военных училищ, обычно живущих с семьями в казармах при аэродромах, станет понятно желание первого лица страны отблагодарить своих Героев.
Как народ жил после войны и что ему нужно, хорошо знал тот, кто велел обеспечить Первого космонавта всем необходимым для обычной жизни и поездок по миру. Вот почитайте, что было в списке подарков Гагарину, выставленном ныне в музее Ю. Гагарина в городе Гагарине на улице Ю. Гагарина и на сайте Минобороны. (Мы предпочли взять эти документы и фото в нашем любимом журнале «Родина»). Примерно такие же дары получали после полетов и следующие космонавты.
Для семьи Юрия Гагарина
Жилой дом и четырехкомнатная квартира
1. Денежное вознаграждение — 15 000 рублей
2. Меблировка спальни, столовой, детской, кабинета, кухни
3. Автомашина «Волга»
4. Телевизор «Рубин»
5. Радиола «Люкс»
6. Стиральная машина
7. Холодильник
8. Пылесос
9. Ковровые дорожки
10. Пианино
11. Постельное белье — 6 комплектов
12. Одеяла — 2 шт.
Для родителей Юрия Гагарина
Сборный дом из трех комнат
1. Телевизор
2. Радиоприемник
3. Мебель на три комнаты
Материалы доступны на сайте ведомства в разделе «Земные орбиты покорителей космоса».
Экипировка для Юрия Алексеевича Гагарина
1. Пальто демисезонное
2. Пальто легкое летнее
3. Плащ
4. Костюм — 2 шт. (светлый и темный)
5. Обувь — 2 пары (черные и светлые)
6. Рубашки белые — 6 шт.
7. Шляпа — 2 шт.
8. Носки — 6 пар
9. Белье нижнее шелковое — 6 пар
10. Трусы, майки — 6 пар
11. Платки носовые — 12 шт.
12. Галстуки — 6 шт.
13. Перчатки — 1 пара
14. Электробритва — 1 шт.
15. Два комплекта военного обмундирования (парадное и повседневное)
16. Чемоданы — 2 шт.
Экипировка для жены
1. Пальто демисезонное
2. Пальто летнее
3. Плащ
4. Платья — 3 шт.
5. Черный костюм
6. Шляпы — 2 шт.
7. Гарнитуры — 6 шт.
8. Чулки — 6 пар
9. Туфли — 3 пары
10. Сумки дамские — 2 шт.
11. Перчатки — 2 пары
12. Косынки — 2 шт.(шерстяная и шелковая)
13. Блузки — 2 шт.
14. Кофта шерстяная — 1 шт.
Экипировка для детей
1. Кровать детская
2. Детская коляска
3. Платья шерстяные — 4 шт.
4. Пальто — 2 шт. (зимнее и летнее)
5. Шапочки — 2 шт. (зимняя и летняя)
6. Обувь — 4 пары
7. Белье — 6 пар
8. Куклы, игрушки
9. Детское приданное
Экипировка для матери
1. Пальто летнее
2. Пальто зимнее
3. Плащ
4. Платья — 2 шт.
5. Платок пуховый
6. Туфли — 2 пары
7. Белье — 6 пар
8. Чулки — 6 пар
9. Кофта шерстяная — 1 шт.
Двум братьям и сестре Гагарина Ю. А. — по 1000 рублей.
Экипировка для отца
1. Пальто летнее
2. Пальто зимнее
3. Плащ
4. Фуражка
5. Белье — 6 пар
6. Рубашки — 6 шт.
7. Костюм — 2 шт. (темно-серый и темный)
8. Ботинки — 2 пары (светлые и темные)
9. Галстуки — 4 шт.
10. Носовые платки — 6 шт.
11. Носки — 6 пар
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск