Железные коробки, которые когда-то были главными «супермаркетами» города, теперь почти все закрыты или используются в качестве будок для охранников на автостоянках. А ведь раньше на каждой улице Петропавловска стояло по несколько десятков таких торговых точек. Небольшая ларёчная подборка от корреспондента Петропавловск.news.
При прочтении данного материала рекомендуется прослушивание песни «Ларёк» группы ДДТ.
В 90-е годы в Петропавловске самыми большими магазинами были Универмаг, ЦУМ и Универсам (Сокол), а также магазины на первых этажах жилых домов, такие, как «Буратино», «Берёзка» и им подобные. Назвать супермаркетами в классическом смысле слова было нельзя, работали до 8 часов, а народ требовал всего самого необходимого круглосуточно. Особенно это касалось алкоголя и сигарет.
И вот тогда появились ларьки. Везде и сразу. И судя по тому, как они развивались, прибыль приносили огромную. За них шли войны, в них били стекла недовольные покупатели, воришки, пытавшиеся украсть с витрины то, что поближе лежит. И их жгли.
Последний ужасный случай на моей памяти, когда девушку заживо сожгли в ларьке на улице Уалиханова.
Ларек в классическом смысле — это будка, в которую покупатель не может зайти, а товар получает исключительно через дырку-окно. Естественно, окно — за железной решеткой. Обычно ширина ларька — 2 метра, а длина 3, внутри — лежанка для продавца. Связь между покупателем и продавцом имеет такие размеры, чтобы подать можно было любой товар, но чтобы при этом никто не смог залезть снаружи и обокрасть.
В 90-е годы на темных улицах Петропавловска мелкая преступность была обычным делом: вас могли ограбить на улице, дома, К вам могли запросто забраться в форточку по балконам вплоть до третьего-четвертого этажа, выставить деревянную дверь, а железные, по слухам, снимались даже легче, потому что их петли были снаружи.
Мне особенно хорошо помнится круглосуточный ларёк на конечной остановке 9-го маршрута — у Тубдиспансера. Внутреннее пространство было так заставлено продуктами, что девушка-продавец (соседка) не могла улечься там иначе, как в позе эмбриона. Рядом стояла опасная электропечка (у некоторых в ларьках были и буржуйки, часто становившиеся причинами пожаров).
В качестве света в ларьке чаще всего была одна лампочка, подвешенная над окошком — чтобы лучше было видно деньги. Никакого наружного видеонаблюдения, пультов охраны, охранников… В некоторые ларьки проводили телефоны, связанные длинным проводом с ближайшим домом (спаренные, как тогда называлось), которые сначала считались незаконными, а потом подключались за дополнительную плату.
В конце 90-х владельцы киосков продавцам оставляли только появившиеся мобильные телефоны со строгим указанием о том, что звонить нужно только в самом крайнем случае, потому что это невероятно дорого. И потому продавец, как правило, это были молодые девушки, быстро училась разговаривать с ночным контингентом. Кто-то сразу включал наглость, а другие наоборот, мило улыбаясь, быстро находили себе покровителей, что за улыбку, пачку сигарет и бутылку водки, могли объяснить районным хулиганам, насколько «эта тёлка нормальная и что её не надо трогать». Но так случалось не всегда.
Если поднять криминальные сводки 90-х и 2000-х, можно понять, сколько судеб сломала торговля, сколько людей разорилось после того, как их ларьки вместе с товаром взламывали, сжигали, а, то и вовсе увозили под покровом ночи.
А примерно к 2003-2004 году большую часть старых ларьков убрали или заставили модернизировать на фоне постоянно спадающего на нет и переходящего в другие формы криминального апокалипсиса. Но иногда на улицах Петропавловска все ещё можно встретить эти железные недоразумения.
Впрочем, порой то, что приходит им на смену — немногим лучше.
В деревнях Северного Казахстана ларьки до сих пор имеют большое распространение, как и магазины в частных домах или на первых этажах многоэтажек, если это касается крупных населенных пунктов. Например, при попадании в Новоишимское (райцентр района Габита Мусрепова) непривычному к такому зрелищу человеку покажется, что снова вернулись 90-е годы.
Помню в 90-х огромную вереницу ларьков по ул.Мира на Доме быта. Десятка полтора… Потом их пытались объединять в что-то единое… И мы школьники бегающих туда за жвачкой и марсами с ближайших 23-й и 4-ой школы…