Поделиться своей историей меня подтолкнул вопрос «Кто это?» На странице в «Одноклассниках» моя троюродная сестра выложила фотографию своего погибшего дедушки (родного брата моего деда). Ниже в комментариях первый вопрос был: «Кто это?» И вопрос этот задал её 52-летний сын. Правнук погибшего 02.02.45 г. советского солдата, похороненного в Латвии. «Иваны, не помнящие родства» — не об этом ли?
Про моего дедушку по матери, Хохлова Антона Фёдоровича, я знал, что он погиб в 1941 или 1942 году. Точной информации в семье не имелось. Была пожелтевшая от времени фотография в семейном альбоме. И всё.
Очень плохо, что у меня мысль о поиске возникла достаточно поздно, в 48 лет. В 2013 году я начал активно искать следы деда в интернете, благо он уже стал обширным с массой информационных сайтов. Через ЦАМО (Центральный Архив Министерства Обороны СССР) в Подольске получить информацию не удалось.
В 2015 году наткнулся на сайты obd—memorial.ru, podvignaroda.ru. И там нашёл информацию о своём дедушке, который, как оказалось, воевал в 598 ОСБ 314 Стрелковой дивизии, сформированной в Петропавловске!
Наша дивизия участвовала в Синявинской операции на Волховском фронте в составе 2-й ударной Армии, не позволив немецкой армии сомкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда, соединившись с финскими войсками. Погибли около 110 тысяч человек.
Вскоре я узнал о примерном месте захоронения деда в Ленинградской области. Ранее, прилетая в Ленинград, я несколько раз был всего в 60-ти километрах от него, а его правнук проезжал в 10-ти километрах от его могилы, и мы не знали этого! Просматривая множество фотографий захоронений, братских могил Ленинградской области, на которых родственники размещали фото своих погибших родных, надеялся увидеть табличку с фамилией деда. Но безрезультатно.
Созвонившись с администрацией посёлка по номеру, найденному в интернете, узнал, что в деревне Васильково городского поселения Назия были перезахоронены останки погибших советских солдат с трёх братских могил, в том числе из деревни Сирокасски, где был похоронен мой дед.
По спискам в этой братской могиле похоронены 925 человек, из которых считаются увековеченными, то есть об их месте захоронения известно родным, лишь чуть более 450.
В том же 2015 году летом всей семьёй, вместе с нашими взрослыми детьми, состыковав отпуска, прилетели в Санкт-Петербург, приехали на братскую могилу почтить память нашего деда.
9 мая 2019 года мы с женой ещё раз были на братской могиле, которую уже реставрировали. Были установлены новый памятник и плиты с фамилиями солдат. Настоящих героев. Мы все обязаны воинам-победителям Великой Отечественной войны своим рождением.
Но для меня 9 мая – это ещё и день моего рождения. И каждый раз его отмечая, мы первый тост произносим за память тех, кто своим подвигом участия в той Великой войне, своими жизнями позволили нам жить, работать, любить, рожать детей на этой земле.
А к монументу 314-й стрелковой дивизии в Петропавловске с тех пор дважды в год, на 9 мая и 3 октября, в день смерти деда, мы возлагаем цветы. И запретить нам это никто не может. Тем и жива память поколений.
18 апреля 2021 г. на 98-м году ушёл из жизни Канапия Габдуллинович Ахметов, возможно, последний солдат 314-ой Стрелковой дивизии, командир стрелкового взвода, помощник начальника штаба 1078-го стрелкового полка.
К маю 2022 года в Северо-Казахстанской области осталось 15 ветеранов ВОВ. Всего же, по данным министерства труда и соцзащиты населения Казахстана, на 1 апреля 2022 года в РК проживают 387 участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
Можно было бы и промолчать о запрещении проведения шествия Бессмертного Полка, обоснованного экономическими и политическими причинами. Но так шаг за шагом мы предаём память наших погибших в Великой Отечественной войне предков, которые есть в каждой казахстанской семье. А потом просто убираются памятники…