В этой статье, мы расскажем о выдающемся бойце Казахстанского Киокушина — Чех Виталии. Он поделится секретами своего восхождения на мировой пьедестал и тем, как он воспитывает в своем зале новых чемпионов.
— Добрый день, Виталий. Начнем с того, как начинался Ваш путь становления бойца?
Добрый день! Пусть становления у меня начался еще в 3 года. Совсем юный я попросил родителей записать меня в секцию каратэ. Откровенно, не совсем помню этот момент, совсем чуть-чуть. Начал тренироваться, потихоньку нарабатывая навыки. Я спарринговался с ребятами, и поначалу не особо получалось, но зато отчетливо помню как свой первый турнир в г.Алматы я выиграл в 6 лет. И у меня была первая золотая медаль. Она у меня, конечно же, до сих пор сохранилась.
— Отлично! Это хороший результат! Что было потом? Дальше тоже выигрывали?
Были и победы и поражения. В 8 лет я победил на Чемпионате Киргизии. Затем в 10 лет победил на Чемпионате Казахстана. Это самый трудный турнир у нас в стране. Вообще, Казахстан считается одним из самых сильных команд во всем мире наравне с Японией — родиной нашего вида спорта, и Россией с ее огромным количеством спортсменов. Я считаю, это хороший результат. В 12 лет звание «Кандидат в Мастера спорта РК» было у меня в кармане. В юношеские годы не бывает без поражений. То вроде бы ты на пике, то «летишь вниз». Но я не останавливался. Думаю, именно это помогло мне стать в будущем чемпионом.
— Мы знаем, что Вы — Вице-Чемпион мира по каратэ. Расскажите подробней, как Вы добились этого?
Начну с того, что до Чемпионата мира, я участвовал на Первенстве мира в г.Москва в 2014 году и занял 3 место, став бронзовым призером Первенства мира по юношам и юниорам. Уже тогда я ставил цель стать чемпионом мира по взрослым. И вот 2015 год, в октябре, я со взрослой сборной Казахстана отправились в г.Хабаровск на объединенный Чемпионат мира. Я отбился тогда 5 боев и завоевал серебро. В финале я победил, но, к сожалению, ошибка судей повлияла на результат. В итоге, теперь я всем говорю что я — Чемпион мира! Никто из нашей федерации на тот момент не завоевывал серебро на таком турнире. Было приятно, что я в 18 лет этого добился!
— Поздравляем! Очень круто! Интересно, как чемпионы мира воспитывают своих учеников? Есть ли отличия от обычных тренеров?
Обычных тренеров не бывает:) Просто есть чемпионы, и не чемпионы. По поводу этого могу сказать, что тренироваться у меня трудно. Не каждый сначала попадет ко мне, и потом не каждый продержится. У меня своя методика тренировок. Я ее отрабатывал на протяжении 8 лет, и сейчас она доказывает свою эффективность. Мои ребята участвуют на соревнованиях, аттестовываются на пояса и тренируются как у себя в группе, так и посещаем учебно-тренировочные сборы. Мой зал называется Chekh_dojo_Almaty и имеет 2 филиала. Веду тренировки лично я сам, и вкладываю весь свой опыт и навыки в ребят. По поводу отличий тренеров, конечно есть. Ведь у каждого тренера свой подход к детям, свой опыт. Соответственно, каждый тренер видит каратэ по-своему, и преподает каратэ так, как знает. Правильно или нет? Это уже другой вопрос. Я точно могу сказать, что при выборе тренера для своего ребенка, я бы непременно пытался попасть в группу чемпиона мира. Логика проста : Если он достиг этого, значит он расскажет, и покажет, как именно он достиг этого, и научит моего ребенка повторить это. Опять же, это лишь мое мнение.
— Вы правы, каждый сам решает к кому отдавать своего ребенка. Как Ваши дети сдают аттестации? Как вообще дойти до черного пояса?
В каратэ есть градация поясов, по которой каждый ученик «продвигается» к заветному черному поясу. 10 поясов до черного, и 10 поясов до Черного пояса, 10 дана. Честно, очень тяжелый путь. Поэтому не у всех получается дойти даже до середины. Но если дошли — то не пожалеют об этом никогда! Мои ребята уже скоро дойдут до середины. Очень приятно наблюдать, как под твоим руководством у маленьких спортсменов получается что-то, как они сдают на пояса, как радуются вместе с родителями. Обычно я готовлю своих спортсменов так, чтобы они точно аттестовались и получили следующий пояс. То есть, чтобы они попали на аттестацию, сначала они мне показывают полностью всю программу, и только затем я допускаю, или не допускаю их до основной аттестации. Это тоже как элемент моей методики.
— Трудно тренировать детей? Бывает что не хочется?
Нет, не бывает. Хотя, конечно, это не легко. Тренерство порой бывает еще хлеще чем карьера бойца. Очень уважаю своего тренера, и вижу как мои дети так же уважают меня. Когда ты любишь детей, и любишь дело, которым занимаешься — то любые сложности проходят быстро. Я бы хотел пожелать каждому человеку любить свое дело так, как это делаю я! Мои ученики — продолжение меня, поэтому им я уделяю очень много времени.
— Как после долгих лет Вы не разлюбили этот вид спорта? Не надоело?
Нет! Никогда не думал об этом, честно. Для меня, каратэ — это жизнь. Это то, что я люблю всем сердцем и готов делиться этой любовью с теми, кто хочет и жаждет этого. Я хочу оставить след, хочу чтобы через меня прошли многие чемпионы. Пусть они еще многие маленькие — я уверен, что мы добьемся вершин и в любых ситуациях будем биться до последнего!
Марк Захаренко