Оралманы не уверены, что останутся на исторической родине
Прославленный на всю страну посёлок Байтерек, принявший семьи оралманов, живёт на грани грандиозного скандала. Возвращенцы говорят, что реальная жизнь на родине оказалась сов-сем не такой, какая обещалась.
Пилотная гордость
Поселок Байтерек в Кызылжарском районе близ села Элитное был примером лихого освоения безжизненной степи. Всего за несколько месяцев в прошлом году здесь выросли многочисленные дома для оралманов.
Проект мигом окрестили пилотным и гордились перед всей страной. Чиновники рапортовали, что строительство жилых домов ведётся за счёт кредита из республиканского бюджета на сумму более 593 млн тенге, хозпостройки строятся за счёт местного бюджета – более 141 млн тенге.
Много говорилось о перспективах нового посёлка. Главное, ему пророчили будущее настоящего маленького городка с развитой инфраструктурой. Даже с парком, спортивным комплексом, не говоря о детском саде, школе, прочих объектах соцкультбыта первой необходимости.
Изюминкой новорожденного посёлка было оснащение домов теплицами. Каждая – по три сотки. Считалось, что здесь оралманы будут выращивать овощи не только для своих семей, но и на продажу, обеспечив себе и работу, и доход.
Написано пером – не вырубишь топором
Жильцы показывают обрывок газетного объявления в российской газете «Омская правда», благодаря которому многие сегодня оказались здесь.
«Аким Северо-Казахстанской области приглашает этнических казахов и бывших граждан Казахстана, ныне живущих за рубежом, на постоянное место жительства по программе «Нурлы кош» (Светлое кочевье) на 2009 – 2011 годы.
В рамках программы предлагаются благоустроенные коттеджи в микрорайоне Байтерек, расположенном в пригороде города Петропавловска, рядом с районным центром Бесколь.
Коттеджи предлагаются на выбор: из пеноблока, бруса, ратана, общей площадью 76 кв. метров. Имеются приусадебные участки по 10 соток.
В социальный пакет «оралмана» (репатрианта) входят едино-временные пособия, выплачиваемые пропорционально составу семьи. к примеру, на семью из пяти человек выплачиваемое единовременное пособие – 1 миллион 130 тысяч 400 тенге (7700 у.е.).
Организуются ознакомительные туры…», — гласит газетный текст.
Какой оказалась реальность в Байтереке, нам рассказали его жители, которые поверили в рай на исторической родине.
«Обманули нас…», — именно эту фразу в беседах с людьми пришлось слышать чаще прочих.
А что на деле?
Айтпай Балтабеков приехал в Байтерек из Омской области. Жил в селе, работал скотником. Говорит, что жил не тужил, а на переезд решился ради своих троих ребятишек. На семейном совете с супругой постановили: дети должны жить на родине, говорить на родном языке.
«Жена съездила, всё понравилось. Обещали работу, говорили, что никаких проблем не будет», — говорит Айтпай Болтабеков.
Реальность, по его словам, оказалась такой: «Дома холодные, трескаются. 20 тысяч российских ушло только на оформление документов. Ездили за каждой справкой, тратились на дорогу. Весь скот дома сдал, сейчас ни с чем. Как здесь начать держать хозяйство – не знаю, маленький сарайчик, строить за свой счёт — денег нет.
Медпункт нерабочий. Здесь много маленьких, новорожденных детей. Стоит будка, нет никого. Если ребёнок заболеет, мне надо вызывать медика из соседнего села, а как вызывать, приедет — не приедет?»
Главная беда посёлка, по словам Айтпая, отсутствие работы. Лично он ещё намерен подождать решения проблем, потому что ему материально помогают родственники из России. Но так повезло не всем.
Люди в один голос твердят, что если власти им не помогут трудоустроиться, они вынуждены будут уехать.
Где трудоустраивать приехавших, наверное, главный вопрос. В новоиспечённом Байтереке пока рабочих мест нет в помине. Кроме единичных примеров.
Например, с Маратом Оспановым.
Марат Оспанов – молодой отец годовалого сынишки. Вместе с супругой они приехали в Байтерек из Омска тоже потому, что не имели там своего жилья. Оба супруга – высококвалифицированные специалисты с высшим образованием. Марат – бухгалтер-экономист, жена – педагог.
Сейчас Марат работает в … Байтереке сторожем, получая зарплату в 25 тысяч тенге. Это весь доход молодых специалистов с серьёзными дипломами.
«Нам даже тяжело существовать. Идём в магазин и берём продукты в долг. Мне как главе семейства очень тяжело, ночами думаю, как денег заработать», — говорит Марат.
Разрекламированные теплицы спроса не нашли. Люди говорят, для того, чтобы в них выращивать овощи нужны дополнительные немалые затраты на привоз земли, перегноя, удобрений. Да и вода недёшево обходится. Считают, овчинка не будет стоить выделки, тем более, что только сама теплица стоит 1,5 млн тенге.
Крыша дорогая, но холодная
Жилищный вопрос в Байтереке – отдельная тема.
Сабит Турганов рассказывает: «Мне не говорили, что дома будут платные. Объясняли, что это будет бесплатное соцжильё. Я приехал из-за жилья из Омска. Дочери 1 год и 10 месяцев. 99 процентов все надеялись на бесплатное жильё».
Аналогичное недоуменье по поводу того, что дома не бесплатные, их надо покупать или брать в ипотеку, мы встретили у многих жителей посёлка.
Но были и такие, которые признавались, что знали о том, что за дома придётся рассчитываться, только им, якобы говорилось, что в качестве господдержки предусмотрена пятилетняя отсрочка оплаты.
Как бы там ни было, встретить хотя бы одного человека, который бы сказал: «Я знал, что еду в посёлок, где придётся сразу обременять себя ипотечным кредитом за жильё» — встретить нам не удалось.
К качеству домов у жителей Байтерека особые претензии. Люди жалуются на промерзающие потолки, холодный пол, окна со щелями.
В итоге, даже те, кто согласен на ипотеку, не согласны с ценой таких новостроек.
Хамит Жукебаев считает: «Ни туалета, ни воды в доме. Нам за 32 тысячи долларов легче в городе квартиру купить».
Дело уголовное
Реализация программы «Нурлы кош» стала предметом прокурорской проверки. Она подтвердила, что оралманы не напрасно жалуются на то, как встретила их историческая родина.
По словам заместителя прокурора СКО Каната Мусина, в ходе проверки выявлены нарушения при предоставлении земельных участков, при госзакупках. Кроме того, нарушения имелись на всех этапах строительства, от разработки проектно-сметной документации до приёмки работ в эксплуатацию.
«В домах, которые строились по госпрограмме, подрядчиками необоснованно заменялись материалы на более низкие по качеству и классу. В итоге, по нашему представлению возбуждены 32 административных производства, привлечён к ответственности ряд лиц, на которых наложены штрафы на сумму около 2 млн тенге. Кроме того, по этим материалам финансовой полицией возбуждено уголовное дело за служебный подлог в отношении начальника отдела строительства Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Именно этот отдел являлся заказчиком строительства», — сообщил Канат Мусин.
По итогам проверки прокуроры пришли к выводу, что главной проблемой оралманов в Байтереке всё же является отсутствие работы.
— Трудности не в дороговизне жилья. А в том, что у оралманов нет работы, зарплата, которую они могут там заработать, ниже того, что они должны ежемесячно платить за дома. Поэтому вопрос, на мой взгляд, в первую очередь, в том, чтобы обеспечить их рабочими местами, дать возможность заработать. А то, что стоимость домов там необоснованно завышена и за счет оралманов кто-то бешеную прибыль получил, такого мы не усматриваем, – подчеркнул Канат Мусин.
На распутье
Новосёлы Байтерека признаются, что сегодня они в основном живут в своих домах не как владельцы, а как ответственные за сохранность дома постояльцы. Станут ли они здесь хозяевами – пока этот вопрос здесь без ответа.
Люди в один голос заявляют, что если не получат, как минимум, пятилетнюю отсрочку на оплату ипотечного кредита, махнут рукой исторической родине.
Так и говорят: «Ждём до мая. У всех ребятишки, зимой, надеемся, не тронут».
Инна ЛИТВИНЕНКО, фото автора