Разве есть люди, которым не знакомо «веселое имя Пушкин», как говорила о поэте в детстве Марина Цветаева? Оказывается, и таких неучей иногда можно встретить. Когда в Петропавловске бушевали страсти по старинному парку, который подвергся странной и беспощадной «реконструкции», больше похожей на вырубку леса, в народе началось беспокойство по поводу возможного переноса памятника дружбе народов Казахстана и России, символом которой стали два гениальных поэта — Александр Пушкин и Абай Кунанбаев. Но его оставили не месте — напротив областного акимата.
Иногда в Петропавловске можно слышать, что памятник Пушкину поставлен в стране, где он никогда не бывал. Это так. Но поэт не бывал ни в одной из 40 зарубежных стран, в которых ему поставлены десятки памятников, где знают и любят его поэзию, где, наконец, в наши дни живут 58 его потомков по линии младшей дочери Натальи Александровны. Именно благодаря ей Пушкины породнились с английской королевой и… династией Романовых. На просторах нашей огромной страны памятники великому поэту есть повсюду – в том числе там, где он никогда не бывал. Это память и дань его творчеству, его таланту, его вкладу в нашу культуру и жизнь…
«Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью», написал когда-то Пушкин, даже не догадываясь, что в казахской степи через несколько лет после его трагической гибели появится на свет мальчик, так похожий на него духовно. Их развело время, но они братья по необычной судьбе, по любви к поэзии духу. Всё в русской литературе идёт от Пушкина: он создатель русского литературного языка, основоположник реалистической литературы, историк, лучший в России поэт. Все то же самое сделал для казахов Абай — великий казахский акын, основоположник казахской литературы и современного литературного казахского языка, мыслитель и философ. Вместе эти два гения — мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской. И Пушкин, и Абай в своих бессмертных произведениях говорили о добре, дружбе, любви, о счастье, размышляли о месте поэта и поэзии. Абай был первым среди казахов, кто познакомил свой народ с поэзией Пушкина. Он первым в казахских степях стал пропагандистом и переводчиком произведений великого русского поэта, а также Лермонтова, Крылова, Салтыкова-Щедрина, передал в своих произведениях передовые взгляды своих современников Чернышевского и Белинского, Л.Толстого. Абай перевел на казахский язык более пятидесяти произведений русских и иностранных поэтов и прозаиков. Интересно отметить, что в переводе Абая письмо Татьяны из «Евгения Онегина» А. Пушкина стало народной казахской песней, ее и сегодня поют на просторах великой степи. С 1890 по 1898 годы Абай писал свои знаменитые «Гаклии» («Назидания»). В этом своде философских мыслей и изречений Абай высказал сокровенные думы и переживания, отношение к окружающему миру. «Назидания» вошли в золотой фонд казахской литературы, их теперь изучают в школах. Как же можно отказываться от такого прошлого!
Понимая значения творчества Абая, правительство Казахстана еще в 1938 году приняло решение о создании в столице республики (тогда Алма-Аты) памятников Амангельды Иманову, Абаю и Чапаеву. Союзом московских скульпторов был объявлен конкурс на лучшие проекты памятников. В нём приняли участие известные архитекторы и скульпторы Советского Союза, в том числе, Мухина, Королев, Нерод. В Алматы приезжали Андреев и Шульц, чтобы ознакомиться с местом, где будут установлены памятники, и собрать материалы, характеризующие облик Абая и Амангельды. Предполагалось, что Абай будет изображен в парке, на фоне густой зелени, в спокойной рабочей обстановке. Памятник должен был ясно подчеркивать роль и место Абая в казахской литературе, в культуре казахского народа, показать гениальность и красоту души поэта. Но из-за войны планы изменились. Работа над памятником была остановлена, как оказалось, на два десятилетия. Только в 1954 году был проведен новый конкурс, на котором победил известный казахстанский скульптор Хакимжан Наурызбаев. Так как это был первый в Казахстане памятник Абаю, на него не пожалели ни денег, ни материалов, и в 1960 году был воздвигнут огромный, высотой более 13 метров монумент на площади у Дворца Республики (тогда Дворца им. Ленина), а так как ее перестраивали и расширяли, добавляя новые объекты, то и скульптуру приходилось переносить. С самого начала скульптуры было две. Вторую, бюст поэта, установили в театре оперы и балета, носящего его имя, но какие-то местные «реконструкторы» его отправили в никому неизвестные «запасники». Дурные примеры варварского отношения к памятникам культуры, к сожалению, появились и у нас. Под разными предлогами иногда сносят не только революционные монументы, даже имеющие большую художественную ценность, но в некоторых городах под горячую руку попал и Абай. В пригороде Караганды, носящем имя поэта, исчезла вполне приличная скульптура, якобы устаревшая. Вместо нее решили поставить… трех коней. Что удивительно, простые люди понимают ценность памятников и возмущаются такими нововведениями. А чиновники своевольничают, не учитывая мнения народа.
Сейчас практически во всех областных центрах есть памятники Абаю, кое–где даже по два, как правило, очень похожих на алматинский. Разные источники называют и разное количество скульптур. Вероятно, в Казахстане их около полусотни. Кроме казахстанских, есть они в Ташкенте, Иране, в Венгрии, в Каире и Пекине (обычно около посольств или библиотек).
Недавно установлены памятники Пушкину сразу в двух африканских странах. Между ними давно идут споры о том, какая из них является родиной Пушкина. До сих пор нашего голубоглазого рыжеватого гения считали эфиопом. В 1996 памятник Пушкину был торжественно открыт в столице Эфиопии – Аддис-Абебе, причем, один памятник в этой стране давно стоял около местного университета.
Обычно открытие памятников приурочивают к какой-либо знаменательной дате, например, связывают с юбилеем поэтов.
Но первый памятник А. С. Пушкину был открыт в Риме в 1837 году. В это время в России даже на могиле поэта еще никакого памятника не стояло. Воздвигла его в своем саду сразу после известия о гибели великого земляка княгиня Зинаида Волконская, сестра декабриста. Это из ее московского дома отправлялась на каторгу в Сибирь Мария Раевская-Волконская. Этот памятный знак сохранился до сих пор, правда, уже вмурованный в стену.
А последний открыт совсем недавно в Гатчинском районе Ленинградской области по инициативе сатирика Михаила Задорнова. Он установлен на родине няни Пушкина Арины Родионовны в селе Воскресенском. Поэт на нем — маленький мальчик. Автор бронзового монумента — российский скульптор Валерий Шевченко.
Сейчас, когда в сорока странах мира существуют около 500 памятников Пушкину (называют и другие данные), Петропавловский памятник считается одним из лучших, по крайней мере, в Казахстане. Его история такова: 2006 год в Казахстане был объявлен годом Пушкина, а в России — годом Абая. В день Независимости Республики Казахстан в Петропавловске и был открыт тот самый двойной памятник казахскому просветителю Абаю Кунанбаеву и русскому поэту и писателю Александру Пушкину. Скульптор Казбек Сатыбалдин, архитекторы — Валерий Затай и Султан Баймаганбетов, кстати, их проект занял первое место на специально объявленном по этому поводу конкурсе.
В Москве, в сквере на Чистых прудах, напротив посольства Казахстана, появился красивый памятник Абаю Кунанбаеву. Бронзовый монумент — дар правительства Казахстана российской столице. Кроме самого памятника Кунанбаеву, в состав композиции входят и два каменных истукана, созданные в стилистике половецких идолов.
Памятник Абаю (Ибрагиму) Кунанбаеву был торжественно открыт 4 апреля 2006 года. Общая стоимость сооружения составила около 162 млн тенге — более 1,25 млн долларов. Финансировала проект казахская сторона. Авторами скульптурной композиции является российско-казахский авторский коллектив. Скульпторы: Марат Айнеков (известный как создатель эскизов казахстанской национальной валюты тенге), Саид Айнеков. Конструктор: Сайран Фазылов. Архитекторы: Валерий Романенко, Тимур Сулейменов. Дизайнер: Игорь Поляков. В открытии памятника приняли участие президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Решение об установке памятника Абаю Кунанбаеву в Москве было принято во время встречи Н. Назарбаева с В. Путиным в рамках официального визита президента в Российскую Федерацию в январе 2005 года.