Теперь здесь всё не так, как было в моем далеком детстве, когда сюда, в здание из старого красного кирпича, меня привела бабушка. Событие это было волнующим, как и само здание, старое, ещё не реконструированное, почти без мрамора и стекол с подсветкой. Но оно оказалось таинственным, полным загадок и предметов, поразивших моё воображение.
А его запах! Старая бумага, пыль, немного сыроватый и прохладный воздух… И тишина, в которой не стоит громко говорить — я сразу это как-то понял сам, без замечаний и инструкций со стороны бабушки.
Зал, который был первым, сразу заворожил меня. В нём жила древняя история и экспонаты, найденные у нас, в Северном Казахстане. Увидев окаменелости — гигантские бивни мамонта и другие остатки древних ископаемых, я был заворожен. Тишина, тусклый свет и части огромных животных, живших миллионы лет назад. У меня сразу появилось непреодолимое желание прикоснуться к ним.
Пожилая женщина-экскурсовод рассказывала о том, что и на территории области, и на месте нашего города в невероятно далёкие времена местность была совершенно иная, что здесь тысячи лет назад бушевали волны древнего океана, а на суше обитали многие виды животных, останки которых представлены в экспозициях, рядом с которыми я стою сейчас.
Эти древние вещи ищут и находят люди, которые называются археологи. Потом другие люди, реставраторы, занимаются обработкой и восстановлением находок, чтобы показать их нам здесь.
Я понял, какое это невероятно интересное занятие — искать древности, чтобы можно было прикоснуться к ним, хотя прошло так много времени, что и представить невозможно. Быть археологом — это очень-очень интересно, и я решил, что, может быть, я тоже стану археологом.
Наконечники стрел, скребки привлекли моё внимание, и я поражался тому, что, оказывается, из камня можно сделать такое. Мне даже не верилось тогда, что это возможно, что человек может сделать такие вещи сам, без станков, инструментов из металла. Впервые я узнал о том, что в истории человечества был период, когда оно не знало изделий из металла совершенно. Иглы из кости. Скребки, толкуши и чаши для размола семян, каменные топоры.
Для меня открывался совершенно другой мир, которого я не знал. И тут же я подумал о том, какие трудности испытывали люди, жившие в каменном веке, о том сколько опасностей их подстерегало. Я смотрел в этот момент на изображение саблезубого тигра и думал, что остановить такого могучего хищника при помощи стрел с каменными наконечниками практически невозможно… Но далёкие предки умели это делать. Поэтому я стою здесь, где другие их потомки построили музеи, подобные этому, построили города, создали государства, открыли новые территории.
История человечества — это история великого героизма и воли, история стремлений к новому, к лучшему. Человечество имеет и тёмные, неприглядные страницы, к сожалению, но в целом это великое чудо. Понимание этого приходит как раз в тот момент, когда смотришь на реальные вещи из прошлого, которые рассказывают о том, как всё начиналось.
Дальше передо мной стоял реконструированный, собранный из осколков горшок, из которого когда-то ел человек. Где этот человек? Что стало с ним? Скудна ли была его пища? Как он умер? От набега врага или нападения хищника? Может, болезнь убила его? Была ли у него семья? Как много вопросов от взгляда на один лишь предмет — на древний горшок с нехитрым, но красивым рисунком!
Зал древнейшей истории оставил след во мне на всю жизнь. Я до сих пор поражаюсь тому, насколько глубока история человечества и насколько долгим был путь к цивилизации.
Глядя на вещи из мезолита, бронзового века, я представлял, как мамонт идёт по высокой траве, и это происходит прямо там, где протекает теперь река. Позже, когда я приходил на высокий берег реки, на котором стоит город, и смотрел на открывающийся простор, то мне казалось, что я вижу пространство, залитое водами древнего океана, как постепенно появляется суша, как по траве идут люди с копьями и луками, а наконечники у копий и стрел были такими, какие я видел в музее. Это происходило прямо здесь, но очень давно.
Я до сих пор помню посещение зала древнейшей истории, хотя с того дня прошло немало лет. Потом я, бабушка и пожилая женщина-экскурсовод прошли дальше, в другие залы. Там я увидел казахские наряды потрясающей красоты, украшенные царскими монетами женские уборы, в другом зале — крепостную пушку и ружья и узнал, что город, в котором я живу, когда-то был крепостью. А в зале, посвящённом событиям гражданской войны, я узнал, что на улицах, по которым я шёл в музей вместе со своей бабушкой, в 1919 г. шли бои. Мне казалось, я слышу выстрелы и грохот сапог бегущих солдат.
Мы шли через зал, в котором лежали личные вещи бойцов Великой Отечественной войны, их награды, настоящее письмо-треугольник с фронта – все это я видел только в кино. Я смотрел на пулемёт и остро почувствовал, что это такая же страшная вещь, как та шашка, что хранится в зале, посвященном гражданской войне. Так дошли мы до конца экспозиций. Сколько времени заняло это путешествие в прошлое, не знаю. Помню, что тогда я вообще забыл о существовании мира, который остался за стенами музея.
Повзрослев, я иногда по-прежнему прихожу в музей. Теперь здесь более людно, больше экспонатов, чаще проходят экскурсии. Но я вспоминаю то сказочное ощущение прикосновения к тайне в зале древнейшей истории. Это мой любимый зал. Сделайте то же самое: зайдите туда и попробуйте ощутить дыхание истории. Невероятно таинственное ощущение!
Алексей Тютюнник, читатель
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск