Традиционно листая подшивки в преддверии праздника, предлагаем читателям Петропавловск.news предновогодний выпуск, опубликованный в печати 26.12.2013 – когда данный заголовок ещё воспринимался в совсем ином, более привычном контексте.
«Носите маски. Лишь только под маской ты сможешь остаться собой!», — утверждала когда – то «Машина времени», вызывая естественное раздражение идеологов от культуры. Вопрос философский, а тем временем сама маска (с латинского «личина» ) до сих пор является неотъемлемой частью костюмированного бала, в том числе, конечно, новогоднего. Найти сегодня новогоднюю маску, подходящую абсолютно под любой костюм, нетрудно, но многим нравятся венецианские, получившие мировую известность.
В прошлом венецианцы носили маски не только во время карнавала, но и в будни, во избежание нежелательных встреч в самый неподходящий момент. Понятно, что это давало дополнительные преимущества искателям аморальных приключений, и вскоре ношение масок в течение большей части года было запрещено. Исключение распространялось лишь на период карнавала. Изготовлялись венецианские маски из папье – маше и кожи, а также керамики и фарфора. Со временем маскарады превратились в один из самых популярных видов праздничных развлечений, создавая иллюзию иного, более свободного мира, где каждый на короткий срок мог превратиться в собственную противоположность – богатые одевались бедняками и наоборот. Маска уравнивала всех, однако в присутствии монарха носить ее запрещалось. Маски из бархата и тафты появились во Франции в XVI веке, получив затем наибольшее распространение в Англии и Голландии как часть женского дорожного и прогулочного костюма. Со временем маски из ткани также стали частью карнавальных и маскарадных костюмов и именно в этом качестве дошли до наших дней.
На Руси придворные костюмированные балы, карнавалы и маскарады появились как результат преобразования народных традиций – на Рождество и масленицу ряженых крестьян зазывали в дворцовые покои, где им подражали высокородные господа (по свидетельству современников, Иван Грозный очень любил плясать вместе с ряжеными). Но собственно история русских маскарадов началась, конечно, с петровской эпохи. Политика «прорубания окна в Европу» ощущалась и здесь – однажды Петр заставил придворных вместе с их женами вырядиться в старинное русское платье, после чего последовало шествие по Петербургу с непристойными песнями и кривляниями. Так Петр пытался отучить своих подданных от кокошников и боярских одежд. Постепенно маскарадная культура прижилась в России, и при дворе Анны Иоанновны на проходящих костюмированных балах танцевали дриады и наяды в полумасках. Маскарады с переодеванием при дворе Елизаветы Петровны, именуемые «Метаморфозами», не имели аналогов не только в России, но даже в видавшей виды Европе, поскольку на таких мероприятиях мужчины танцевали в женских нарядах с фижмами, дамы же были одеты в мужские костюмы, открывающие ноги до колена.
В наши дни маски по – прежнему украшают карнавалы во многих странах мира, причем делать их можно из самых доступных материалов — газета, картон или бумага, в которую заворачивают посылки на почте (она более пористая). Все это пропитывается клеем, затем прикладывается слой марли, и с помощью фантазии мягкой податливой массе можно придать какую угодно форму. Заодно между делом традиционно посматривая «Карнавальную ночь», где незабвенный Серафим
Иванович Огурцов диктует секретарше свой «разгромный» текст. А секретарша – в маске…
Подготовил Дмитрий Авдеев