Если вы дитя войны, составляете свою родословную или ищете в интернете друзей из того самого военного детства, то может случиться так, что вы сделаете невероятно важные и даже исторические открытия. Например, что ваша бабушка в детстве строила подводные лодки. Не строила? А вы откуда знаете? У меня, к примеру, есть настоящий документ, что все петропавловские школьники во время Великой Отечественной войны принимали участие в благородном деле – в сборе средств на подводную лодку и другое вооружении для армии, а одна девочка проявила особую активность.
«Выписка из приказа №11 по НСШ №46 ст. Петропавловск от 15/П- 43 г. Объявляется благодарность с занесением в личное дело ученице 1 «В» класса Даровских Лиде за активное участие в мобилизации средств по подписному листу на подводную лодку «Пионер». П/п Директор Качалова Верно: делопроизводитель Волкова».
Можно бы на этом месте поставить точку. Ведь маленький поблекший листочек с выцветшими буквами ясно говорит: первоклассница Лида Даровских не стояла со сварочным аппаратом в заводском цеху и не сваривала из листов железа корпус подводной лодки. Семилетняя девочка всего-навсего «приняла активное участие в мобилизации средств».
Лидию Фёдоровну Даровских знают многие жители Петропавловска как партийного работника и директора средней школы им. Н.К.Крупской.
При помощи электронной почты мы спросили у землячки, ныне живущей в старинном Нижнем Новгороде, как она, в 1942 ещё совсем маленькая девочка, оказалась среди самых активных комсомольцев Петропавловска (а возможно, и всего Казахстана!) и заслужила столь высокую награду – благодарность самого директора школы? Ответ гласил: «Не только комсомольцы принимали участие в сборе средств на подводную лодку «Пионер», а все школьники. Субмарина не зря так называлась». Оказывается, в 1942 году инициаторами движения по сбору средств на строительство боевых кораблей стали комсомольцы Кировской области. А их инициатива стала продолжением традиций шефства комсомола над ВМФ СССР, начало которому было положено ещё в октябре 1922 года на V съезде РКСМ. Инициативу кировских комсомольцев поддержали партийные организации и рабочие коллективы многих районов СССР. Молодежь всего Казахстана тоже подключилась к патриотическому движению. В первых его рядах и была первоклассница Лидочка Даровских.
К обсуждению сохраненного Лидией Федоровной раритета подключились её и мои бывшие коллеги, друзья, бывшие ученики, как живущие ныне в разных уголках Земли, так и оставшиеся на родине. И пошло обсуждение проблем строительства судов для военно-морского флота в условиях Великой Отечественной войны. — Первоклассники!? Самостоятельно, без сопровождения взрослых? – спрашивали одни, видимо, сравнивая детей военных лет с современными, которых мамы водят в школу за ручку чуть ли не до выпускного бала. — Сколько же могли сдать ученики 1 класса?! — сомневались другие. И тут выяснилось, что педагоги вообще не разрешали первоклассникам ходить по предприятиям и собирать деньги пусть и на такое благородное дело – на помощь фронту. Мало ли что могло случиться с малышами! — Мы сначала с подписным листом по организациям ходили, — написала Лидия Федоровна. — Но первоклассникам не доверяли — было обидно. Я начертила по образцу подписной лист и пошла самостоятельно сначала на работу к маме, а потом по другим организациям. В итоге принесла довольно большую сумму. Ругать меня не решились, вот и объявили благодарность.
Других наших собеседников интересовало, были ли в Казахстане собраны деньги и построены ли на них морские суда для борьбы с фашистами. А вдруг и тогда… Знаете, как сегодня бывает… Такие подозрения сразу отвергались: — Нет, что вы! Это было свято! — отвечала даже не сама Лидия Федоровна, а её подруги. Они сообщили, что лодка была построена и принимала участие в боевых операциях под Ленинградом. Блокадный Ленинград 1942 года – это ведь тоже свято … Город, в числе других воинских соединений, защищали и две дивизии из Казахстана, о чем тогда едва ли знали школьники. Лена Грибанова, знакомая Лидии Федоровны, раздумывала: «Сбор средств на подводную лодку «Пионер» …. Помню, был фильм «Тайна двух океанов». Там тоже действовала подводная лодка «Пионер». А вообще — то, очень забавная история, похожая на какую-то пионерскую игру… или даже на аферу. Сразу хочется узнать, была ли лодка и куда пошли деньги. Лидия Федоровна ответила Лене: «Леночка, в те годы о коррупции представления не имели, я думаю». Тут же размечталась Наталья : «Вот нам бы сейчас такую сознательность! В то время призыв «Всё для фронта — всё для победы» не был пустыми словами». Дариха Касымова добавила: «Да! От мала до велика — всё для Победы. На том и выстояли наши деды, и победили. Нет разницы в возрасте…!» А ещё одна знакомая Лидии Федоровны, Ирина Купина, похвалила её: «Вот это раритет! Молодец, Лидия Федоровна, сохранила!» И никто не спросил, зачем их любимая наставница более 77 лет хранит листочек с благодарностью и почему она так настойчиво добивалась разрешения принять участие «в мобилизации средств». Я вспомнила, что на страничке Лидии Федоровны в «Одноклассниках» среди её личных фото есть портрет довольно молодого мужчины в военной форме, а под ним тест: «Мой брат, Цупиков Владимир Петрович. В 1940 году окончил школу и поступил в военное училище. С1941 по 1945 годы воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Гвардии капитан погиб 6 мая 1945 года и похоронен на кладбище советских воинов в городе Бранденбурге. Ему было 23 года. Почти рядом – фото мужчины постарше. Подпись под ним такая: «Даровских Фёдор Андреевич, мой отец. Ушёл из жизни в возрасте 40 лет 8 ноября 1942 года при выполнении задания военкомата».
Нужно ли объяснять, почему девочка-первоклассница, несмотря на запрет педагогов, начертила подписной лист и пошла по предприятиям «для мобилизации средств на подводную лодку «Пионер»? Наверное, директор школы знала о гибели отца девочки и решила хоть немного смягчить ее горе, написав приказ о благодарности «с занесением в личное дело». Чтобы развеять сомнения женщин, была ли вообще построена подводная лодка на деньги, собранные детьми, я обратилась к своим постоянным «консультантам по военным вопросам» — к сыновьям и внуку. Старший, с детства увлекающийся военной историей, особенно флотом, сразу, без справочников и Интернета, ответил: «Не было такой подлодки – «Пионер»! Оказалось, в справочниках ВМФ есть списки всех судов. Сын сбросил мне адреса нескольких «морских сайтов». На одном из них я нашла интереснейшие сведения о судах, построенных во время войны на деньги, собранные казахстанцами.
Некоторые трудовые коллективы тогда дарили бойцам не только корабли, но и самолетЫ, танковые и тракторные колонны и другое оружие и технику, полностью построенные на деньги, собранные казахстанцами.
Другие СУДА пришлось достраивать, так как к началу войны они были готовы только на 72 %. На достройку тоже шли деньги из «Фонда обороны», где концентрировались собранные казахстанцами средства.
Все-таки были суда, в названиях которых звучало слово «Пионер» или «Комсомол»»: «Пионер Казахстана» и «Комсомолец Казахстана». Например, были построены (ещё — убрать) два торпедных катера: ТК-607 «Комсомол Казахстана» и ТК-608 «Пионер Казахстана». Существовало и ещё одно подводное судно, построенное на деньги казахстанцев, — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис. Она была названа в честь Героя Советского Союза Джаппасбая Нурсеитова, уроженца Кызылординской области, отличившегося при форсировании Днепра. Помните стихи Твардовского: «Люди, тёплые, живые, шли на дно, на дно, на дно…». Так написал поэт о них — бойцах, погибших при форсировании Днепра. А сколько моряков, молодых, полных жизни и надежд, ушло на дно морей и океанов вместе со своими, казалось бы, надежными субмаринами.
В мае 2018 года дайверами-поисковиками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» на дне Финского залива была обнаружена затонувшая подводная лодка, идентифицированная как «щука». Эта находка поставила точку в героической, трагической и загадочной истории советской субмарины Щ-317. Летом 1942 года она не вернулась из боевого похода и была забыта на десятилетия. Таких пропавших без вести судов было много во всех странах и на всех морях. Но подлодка Щ-317 для нас, североказахстанцев, особенная: в состав погибшего экипажа подлодки входил наш соотечественник – уроженец села Стрельниковки Северо-Казахстанской области Григорий Дибров.
Вот что удалось выяснить о нём членам экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Сельский парень, Григорий (ЗПТ -) в 1938 году был призван на флот, попал на берега холодной Балтики, стал подводником и был определен служить на Щ-317 акустиком. Великую Отечественную войну старшина второй статьи Григорий Дибров встретил уже командиром отделения гидроакустики. Он прошел боевой путь вместе со своей «щукой»: два боевых похода в ходе зимней войны с финнами; чуть не погиб при обстреле подлодки своими же тральщиками, принявшими ее за немецкую субмарину. Потом шёл долгий ремонт в замерзающем блокадном городе. Летом 1942 года Балтийский флот был заперт в Кронштадте, — немцы перегородили Финский залив плотным минным заграждением, считавшимся непроходимым. Самые крупные заграждения «Насхорн» («Носорог») и «Зееигель» («Морской еж») ещё в 1941 году стали кладбищами для экипажей многих советских кораблей. Балтика превратилась во внутреннее море фашистской Германии. Корабли и торговые суда шведов и финнов безнаказанно, как в мирное время, курсировали по морю, снабжая немцев стратегическим сырьём – железной рудой, никелем и углем. Именно тогда у командования ВМФ появилась дерзкая идея о прорыве советских подводных лодок в Центральную Балтику. Затея эта многим казалась самоубийственной, особенно прорыв через узкий и мелководный Финский залив, нашпигованный минами так, что моряки прозвали его «супом с клецками». Немцы и финны выставили на 150-километровом рубеже более 20 тысяч мин. «Щ-317» — первая советская подводная лодка, которая смогла пройти лабиринт минных заграждений. В июле 1942 года у берегов Швеции внезапно появилась наша «щука» и за короткое время потопила три вражеских судна и повредила еще одно. Выполнив задание, подлодка получила разрешение на возвращение домой, успешно прошла большую часть пути обратно и уже на подходе к базе подорвалась на последней мине минного заграждения. Этот поход считается одним из самых результативных в истории русского подводного флота. Но о самом героическом судне 77 лет ничего не писали, т.к. не были известны причины его гибели. Числились без вести пропавшими и 37 моряков-подводников. Среди них – Григорий Дибров из казахстанской Стрельниковки. Я услышала о нём впервые перед Днём Победы в одной из давних передач на российском Первом канале. Ведущий говорил, что его всю жизнь ждала мама и искала родная сестра. Но нашли советскую подлодку «Щ-317» лишь в 2018 году на дне Финского залива, на глубине 78 метров, участники поисковой экспедиции «Поклон кораблям великой Победы». По подсчетам историков, в годы Великой Отечественной Балтфлот потерял 46 субмарин, 24 из них долго считались пропавшими без вести. Подводная лодка «Щ-317» уже 15 советская подлодка, найденная экспедицией «Поклон кораблям великой Победы» (находят суда и другие экспедиции). Поисковики пообещали к 75-летию Победы найти оставшиеся под водой Балтики последние 5 лодок. Недавно было установлено, где находятся две из них, – осталось найти последние три. Субмарину не станут поднимать из глубины. Дайверы пригласили священников, и они провели над местом, где покоятся герои-подводники, поминальную службу — литию. (Кстати, один из священников стал членом экспедиции дайверов –поисковиков).В память об ушедших в вечность защитниках Родины дайверы в последний раз спустись на дно залива, к лодке. Они укрепили на её борту мемориальную доску с названием подлодки и с именами всех Героев, и теперь ищут их близких. На карте Балтийского моря теперь появился ещё один значок: «Братская могила Щ-317». В истории Великой Отечественной Войны одним белым пятном стало меньше.