Судебная коллегия Северо-Казахстанского областного суда рассмотрела резонансное уголовное дело в отношении бывших директора ПТЭЦ 2 Ержана КОНЫРБАЕВА, главного инженера Сергея ТОРХТИЯ, начальника котельного цеха Сергея МАРЧЕНКО. Поступило оно по апелляционному ходатайству прокурора на оправдательный приговор Петропавловского городского суда, сообщает Петропавловск.news со ссылкой на Ратель.
— Приговор Петропавловского городского суда оставить без изменения, апелляционное ходатайство прокурора — без удовлетворения, — зачитал председательствующий судья Сергей ВИКТОРЕНКО. — Апелляционное постановление вступает в законную силу с момента его оглашения.
Также оставлено без изменения частное постановление горсуда, вынесенное в адрес прокурора СКО, а частное ходатайство прокурора — без удовлетворения.
Напомним, 20 марта прошлого года в Петропавловске обрушилась одна из трех дымовых труб ПТЭЦ-2. В результате повредилась часть строений и оборудования теплоэлектроцентрали, нарушилось теплоснабжение городских домов, а главное, погиб человек — машинист-обходчик котельного цеха Наталья ЧЕФОНОВА. В ходе следствия выяснилось, что эта введенная в эксплуатацию в 1961 году труба “переработала” положенный ей срок примерно лет десять.
К 2022 году износ основных производственных фондов станции превысил 60% и более, а износ котлов достиг пика, происходили их частые аварийные остановки и простои, связанные с ремонтом. Рекомендованная в 2013 году по результатам технического обследования замена футеровки на 11 и 12 звеньях трубы, а именно по этой линии и произошел разлом, проведена не была. В ответе за все случившееся оказались вовсе не хозяева предприятия, как предполагали обыватели. Наоборот, АО “СЕВКАЗЭНЕРГО”, единственным учредителем которого является АО “Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация”, признано потерпевшей стороной наряду с супругом погибшей сотрудницы.
— Мы выражаем соболезнование семье погибшего и хотели бы помочь установлению истинных виновных, — сказала руководитель юридического управления АО “Севказэнерго” Наталья ДЖАМАНЧАЛОВА. — И считаем, что данные подсудимые не виновны. Ни один эксперт не установил, какая именно была основная причина падения трубы. По-нашему мнению, это не до конца произведенный ремонт футеровки по результатам технического обследования. Возникает вопрос, а на чей период руководства пришелся этот недоделанный ремонт? Естественно, не на период работы подсудимых.
— Я тоже не считаю их виновными, — сказал Юрий ЧЕФОНОВ.
К слову, сейчас он проходит потерпевшим по делу о мошенничестве, в результате которого потерял деньги, выплаченные в качестве компенсации.
Подсудимые также настаивали на оправдании, поясняя, что остановить эксплуатацию трубы и котлов в 2022 году было невозможно. Это привело бы к полной остановке станции и замораживанию города. Конырбаев неоднократно отмечал, что от предшественников ему досталось плохое наследство: аварийное состояние оборудования, дезорганизация в работе коллектива.
— Причин обрушения много, но были очевидные проблемы с трубой, которые были заметны всем, в том числе Конырбаеву, Торохтию и Марченко, в чьих руках была возможность принять хоть какие-то меры, — высказывался гособвинитель Тимур КУЛЬЖАНОВ. — Но они не удосужились это сделать.
Прокуроры настаивали на наказании в виде ограничения свободы с лишением права занимать руководящие должности в коммерческих организациях и на государственной службе сроком на три года. Однако все трое подсудимых были оправданы за отсутствием состава преступления.
Во время следствия, длившегося почти полтора года, эти люди подвергались аресту (потом были переведены на домашний арест и подписку о невыезде). Поэтому за ними признано право на возмещение вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности. Будут ли они это делать даже после решения судебной коллегии по уголовным делам суда СКО, неизвестно. По словам оправданных, они пока не думали об этом.
Напомним, городской суд вынес ряд частных постановлений, в одном из них указано, что необходимо усиление государственного энергетического контроля за деятельностью АО “Севказэнерго”, реагирование на сигналы граждан, работников предприятия о состоянии теплоэлектроцентрали. В другом частном постановлении в адрес прокуратуры СКО отмечено, что расследование дела осуществлялось необъективно с обвинительным уклоном.
“Обратить внимание прокурора СКО на отсутствие надлежащей организации работы по надзору за предварительным следствием, что привело к нарушению конституционных прав и законных интересов, оправданных, — указано в этом документе. — Довести до прокурора области о формальности выделения материалов в отдельное производство по факту некачественного ремонта дымовой трубы №1”.
Ранее журналистам поясняли, что при вступлении оправдательного приговора в силу уголовное дело должно быть направлено в прокуратуру для принятия мер по установлению лиц, совершивших уголовное правонарушение.
Адвокаты отметили, что предстоит разобраться, почему был отложен ремонт трубы на тех самых аварийных звеньях, где весной 2022 года и произошел разлом. В том числе выяснить, доводили ли тогда ответственные лица сведения о проблеме до вышестоящего руководства. Пока вопрос о том, так кто все-таки виновен в аварии, унесшей человеческую жизнь, остается открытым.