Художественный совет считает, что только 8 из 34 статуй могут остаться в городском парке. Что господин Сатыбалдин будет делать с остальными своими «шедеврами»?
Не меньше, чем прорыв случился на минувшей неделе в повисшем в воздухе вопросе по поводу архитектурных форм, установленных в парке. Журналистов пригласили на пресс-конференцию в городском акимате, где своё слово по поводу проблемы высказали чиновники, авторитетные в местной художественной среде люди, — даже председатель городского совета старейшин. Более того, небезызвестный Петропавловску скульптор Казбек Сатыбалдин, автор и владелец творений, переполошивших город, тоже прибыл на эту встречу и не стал молчать.
Формально поводом для встречи стал своеобразный отчёт о работе городского отдела архитектуры и градостроительства. Но горячее обсуждение вызвали два вопроса. Это, мягко выражаясь, своеобразные статуи якобы классиков литературы и фонтан в городском парке, проработавший всего один день.
Как оценивают работы, оказавшиеся в нашем городском парке, местные чиновники от архитектуры и градостроительства, представители творческой элиты, вошедшие в художественный совет при акиме города, узнать удалось.
Рекомендовано, да будет ли выполнено?
Например, начальник отдела архитектуры и градостроительства Василий Стихин отметил: «Мы ожидали, что скульптуры украсят наш парк, но этого не получилось».
«Садово-парковая скульптура является отдельным жанром, отличным от скульптуры вообще. Это связано с тем, что парки посещают большое количество горожан, гостей города, взрослых и детей. Парковая скульптура имеет особое значение для воспитания зрительного восприятия красоты и гармонии и не только в скульптуре, но и в окружающем пейзаже.
Кроме того, парковая скульптура, если не является жанровой, а является образами известных людей, эти образы должны быть максимально реалистичны.
Образ этих людей закрепляется в нас с детства. Большинство из нас впервые увидело образы классиков мировой литературы благодаря алее писателей в городском парке. И те образы, которые сложились, в дальнейшем подтверждались иллюстрациями в книгах, телевидением. То есть, закрепление в сознании детей и взрослых узнаваемых образов – одна из задач такой скульптуры.
Более того, если скульптуры имели реальные прообразы, прототипы, то вполне естественно, что они должны иметь уважительные и правдоподобные скульптурные изображения.
К сожалению, так получилось, что скульптуры, предоставленные Сатыбалдиным, в полной мере не удовлетворяют требованиям, предъявляемым садово-парковой скульптуре.
При этом мы не говорим об анатомических замечаниях к скульптурам, мы не говорим о пропорциях фигур, об одежде. И мне больше всего жалко вложенного скульптором труда, поверьте мне, за такой короткий срок изготовить такое количество скульптур чрезвычайно сложно. И жалко, потому что представленные предварительные эскизы, которые были согласованы, повторюсь, были согласованы здесь у нас, очень сильно отличаются от того, что сейчас находится в парке», – рассказал о мнении художественного совета Андрей Попов, автор герба города Петропавловска, главный специалист отдела архитектуры и градостроительства.
В итоге совет рекомендовал: «В связи с несоответствием выполненных работ утверждённым эскизам с учётом определённых художественным советом недостатков не принимать в эксплуатацию скульптуры, расположенные по периметру центрального фонтана парка культуры и отдыха. Определить необходимое и достаточное количество, тематику и внешний вид каждой скульптуры».
При этом Андрей Попов оговорился, что хоть скульптуры и раскритиковали, это не значит, что все сто процентов фигур надо условно собирать и вывозить. Часть фигур, по его мнению, отображает всё, о чём говорилось выше.
А последние фразы докладчика звучали, на взгляд автора этих строк, вообще как-то пессимистично: «У фигур есть автор и владелец. Как он посчитает нужным, так и сделает. Мы выразили своё мнение»….
Невольно в голову ворвалась мысль, что у нас так часто всё, что имеет рекомендательный характер, так и остаётся лишь рекомендацией.
Небезынтересно и другое. Представитель пресс-службы акима города Лариса Орловская особо подчёркивала на пресс-конференции, что ни один критический журналистский материал аким города Нуржан Ашимбетов не оставляет без внимания. По каждому принимаются меры. По её словам, вот и после многочисленных журналистских выступлений по поводу скульптур в парке аким собрал градостроительный совет, который поднял проблему качества архитектурных форм.
А если бы журналисты просмотрели, задался бы кто-нибудь вопросом насколько то, что установлено Сатыбалдиным в парке соответствует критериям парковой скульптуры?
Почему вообще градостроительный, художественный советы рассмотрели вопрос только после того, как он оброс неслыханным скандалом?
Почему статуи сначала поставили в парк, а потом заговорили о приёмке в эксплуатацию?
Художника обидеть каждый может…
Если опираться на рекомендательную позицию художественного совета, наверное, надо полагать, что судьба статуй, а вместе с ними и внешний вид нашего парка, теперь зависят от Казбека Сатыбалдина, скульптора из Южной столицы. Примечательно, прочно обосновавшегося в нашем Петропавловске.
По крайней мере, практически все скульптуры, памятники, которые воздвигались в нашем городе за последнее время, – творенье его рук.
Почему в нашем парке оказались скульптуры–«уродцы», что с ними будут делать? Предлагаем вам самим поискать ответы на эти вопросы в цитируемой речи автора и владельца.
— Проделана очень большая работа. Вот передо мной эскиз расположения скульптур, как они должны были быть. Многие говорят, что там скопление, в одном месте как бы собраны. Здесь хорошо видно, скульптуры как должны быть расположены. Во-первых, конечно, в течение двух лет эта работа велась. То, что местные специалисты, конечно, там дали слишком, я думаю, критику такую, как будто человек пришёл, как с луны свалился. Дело в том, что вот те журналисты, которые я потом прочитал, конечно, почему они не подошли ко мне, они только однобоко показывают вот ситуацию в парке?
Теперь то, что вот скульптора местные, не знаю у них дипломы есть или нет, пускай эти скульптора мне конкретно покажут, что они соорудили. Как они, смогут ли лепить, вообще, монументальные работы? Конкретные работы мне пусть покажут. Есть ли дипломы хотя бы? Есть там погрехи, конечно, я не говорю, что идеален. Это в любой работе, даже в вашей журналистской работе, тоже бывают такие работы. Поэтому я не говорю, что я гениальную работу привёз, нет, конечно. Сами знаете у нас жизнь какая — сложная. Я просто хотел сказать, что работа ведётся, времени мало даётся. На одну скульптуру ушло примерно 15 дней. Это чтобы сделать каркас, вылепить, отформовать ещё надо, перевести в бетон, набить бетонную набивку.
Конечно, мы будем исправлять кое-что. Мы его сделали под бронзу, но может действительно… первоначально была идея сделать под мрамор, чтобы было светленькое, ….но потом в конце так получилось. Конечно, мы в Алмате это где-то в сарае не делали. К нам приходили товарищи, скульптора. Вот я привез протокол художников, дизайнеров, которые приходили к нам, наблюдали и которые подсказывали, что там, где исправить. Один из таких скульпторов–дизайнеров, член союза художников, автор флага Республики Казахстан Ниязбеков, который постоянно у нас в гостях бывает.
И скульпторов очень много, конечно, все члены союза художников, все скульптора, все Москву, Ленинград заканчивали. Во-первых, для скульптора сам материал подсказывает. Мне определили материал. Материал – бетон. Он дешевле. Бетон есть бетон. Под этот материал делаешь работу такую лаконичную, собранную. Там ничего лишнего не должно быть. Если сказали бы в бронзе, конечно, там можно было вылепить всё красиво, — заявил собравшимся Казбек Сатыбалдин.
На вопрос «Что делать со статуями теперь будете?», он ответил дословно: «Будем думать. Кое-что будем вывозить, кое-что поправлять будем».
Далёкие от скульптурного искусства журналисты, на встрече всё же не унимались, интересуясь подробностями творчества автора.
— Как так получилось, что у всех скульптур одинаковая обувь, если это ручная работа?
— Ну… одинаковая обувь. Это вам кажется. Если спортсменов поставьте, пожалуйста, в одинаковых костюмах, вы скажете, почему у вас обувь одинаковая. Точно также они в костюмах, атрибутика вся выдержана… люди приходили, были писатели, художники, скульптора. Я протокол представлю заказчику.
— А портретное сходство не важно? Таблички есть не на всех?
— Дело в том, что нам сказали к 6 июля ко Дню города привезти и поставить. Там постаменты не успели сделать. Это скульптура , она рассчитана на постамент 1метр 20.
— Почему у всех фигур одинаково укороченные ноги, а Ахматова, сидя рядом с Гумилевым, смотрится таким великаном, что страшно представить её в полный рост?
— Это скульптурный приём. Если один к одному — она пропадёт на этом фоне.
— Как вам, жителю Алматы, удалось так прочно обосноваться в Петропавловске?
— Я родился в Уалихановском районе. Это тоже моя родина… Госсимволы возле маслихата — это я спонсорскую помощь оказал, представляете. Барс, на въезде в город – тоже спонсорская помощь. Памятник 314 дивизии, фактически, тоже спонсорская помощь.
А по поводу заявления Андрея Попова о том, что большинство фигур не соответствует эскизам, автор подметил, что «тысяча человек – тысяча мнений», и привёл слова скульптора Эрнста Неизвестного: «Я отправил первичный эскиз и сразу принял решение, если начнётся обсуждение и советы, я откажусь от работы. Самый большой враг художника – советник, даже доброжелательный».
Когда фонтан зафонтанирует?
Ответ на этот вопрос, надо полагать, и есть, и нет.
Василий Стихин, в свою очередь заявил, что фонтан заработает в ближайшую неделю, НО….
Как выяснилось из дебатов между чиновниками и подрядчиками, всё не так уж просто.
Абилкасым Биманов, представитель генерального подрядчика фирмы «Болашак МА», занимающейся возведением фонтана, сообщил, что фонтан абсолютно готов к работе. Мол, хоть завтра включим!
Правда, есть нюанс. Работа фонтана напрямую зависит от получения разрешения на подключение электроэнергии. А также от того, кто будет принимать его в эксплуатацию и кто будет ответственным за его эксплуатацию.
Таких на сей момент, по-видимому, нет, поэтому Лариса Орловская поспешила отметить: «Сейчас создаётся ГКП «Парки и скверы города Петропавловска». Сроки организации – примерно середина сентября».
В беседу вмешался председатель совета ветеранов города и председатель Совета старейшин города Петропавловска Григорий Кухарь:
— Принято решение на уровне акима города, поскольку процедура ликвидации одного предприятия и создание нового имеет свои сроки, поэтому поручено Козлову, как будущему директору ГКП. Он будет, как ответственное лицо, уполномоченное лицо акимата за эксплуатацию фонтана и за электробезопасность. Потому что энергетики, пока не будет такого ответственного лица, рубильник не включат.
По данным генерального подрядчика, выполняющего госзаказ по сооружению фонтана, указанный г-н Козлов категорически отказался от возложенной ноши.
Но Григорий Кухарь уверен: «Другого кого-то искать, нанимать, это будет неразумно. Если он собирается работать директором ГКП, он должен, наверное, выполнить поручение акима города».
Валерий Крестников, председатель Художественного совета нашей области расставил свои точки над «i»:
— По скульптурам и по фонтану я думаю, мы люди взрослые, пиписьками, в смысле дипломами, меряться не будем. Центральная скульптура, дельфины и девушки — вопросов никаких. Сделано грамотно, бронза, ковка. Бетонные – ниже всякого художественного уровня. Пропорции ужасные. Я не говорю, что все. Мы вот 8 работ выбрали, которые можно оставить.
Насчёт скульпторов, у нас, например, сейчас делают за 10 дней тоже, кстати, сроки и тоже в бетоне, — вот это настоящая парковая скульптура. По стоимости — вообще даром.
Инна ЛИТВИНЕНКО
P.S. В минувшие выходные фонтан всё-таки заработал.