Недавно друзья и коллеги вот этого когда-то юного моряка Черноморского флота, а ныне известного в Куске и в Ставрополе поэта, писателя и ученого Андрея Михайловича Крупенникова, поздравили с 90-летним юбилеем. Все участники торжественных мероприятий с таким уважением говорили о его преподавательской, научной и творческой деятельности, что Петропавловск.news, где иногда тоже печатаются работы этого же автора, тоже решил подробнее рассказать об Андрее Михайловиче как об авторе интереснейших статей и книг.
Андрей Михайлович Крупенников в своей биографии обычно пишет о себе скромно. «Родился в 1932 году в Курской области. Из семерых детей был младшим. В годы Великой Отечественной войны семья дважды пережила оккупацию, в родном селе Карандаково», где на берегах речки Тим прошло детство будущего писателя и его шестерых братьев и сестер.
Места в окрестностях Курска знамениты совсем другим: в годы Великой Отечественной войны именно в этих краях прогремели страшные танковые сражения, вошедшие в историю страны, как битва на Орловской-Курской дуге и танковое сражение под Прохоровкой.
О том, что куряне – храбрые воины, издавна известно всем, кто читал хотя бы «Слово о полку Игореве». Легко представить себе, что пережили жители курских селений во время танковых сражений, если в городках и селах, где веками жили «храбрые куряне», не осталось камня на камне, а Курск стали называть вторым Сталинградом. Историки до сих пор спорят, сколько танков вступили в смертельный бой с фашистами под Прохоровкой — полторы тысячи с обеих сторон или больше.
А. М. Крупенников, автор книги о своем военном детстве «Из рощи виден Тим» и многих газетных статей о том времени, не брался анализировать ход и итоги танковых сражений. Он беспристрастно рассказал о том, что запомнил он сам. О том, как фашисты в любое время дня и ночи врывались в крестьянские избы и бесцеремонно забирали все, что привлекало их внимание: вещи, продукты и даже животных. Вездесущие мальчишки бегали туда, куда им вовсе не надо. Они работали, как взрослые, и видели то, чего не надо бы им ни делать, ни видеть: как враги казнят партизан и подпольщиков, как гонят босыми по снегу пленных красноармейцев и местных жителей, обреченных на жизнь в фашистском рабстве. Видели дети, как мать Андрюши прячет своих несовершеннолетних дочерей на печке или в соседском погребе среди кадушек с соленьями.
Впрочем, немудреные запасы скоро заканчиваются. Отбирать больше нечего…. Семья голодает….
Андрей Михайлович описывает не только войну. Он рассказал, что сельские дети, как и он сам, начинали работать в колхозах еще в мирное время. Непосильный труд и жестокая война отняли у них детство: «Многие дети погибли, а оставшиеся в живых превращались в старичков в детском обличье. Дети страдали, испытывали страх, непосильный труд, холод и голод». Сам Андрюша носил в огромном ведре воду из родника, чтобы помочь маме-доярке и получить в обед немного каши и кусок черного хлеба. Осенью его несколько «палочек-трудодней» добавлялись к тем, что заработали мама и сестры. На каждый трудодень – «палочку» обычно полагалось 200 — 300 граммов зерна, и мальчик чувствовал себя кормильцем семьи. Ведь остальные ее члены – женщины. Еще в 1939 году отец, взяв с собой двоих детей, ради заработка завербовался на работу в шахтах Черемхово. У беспаспортных колхозников тогда не было иной возможности перебраться в города, где можно было получать хоть небольшие, но «живые» деньги. Андрюша навсегда запомнил слезы матери и сестер, провожавших родных в неведомую им Сибирь. Наверное, их сердца чувствовали, что разлука будет долгой. И точно! Отец вернулся из Сибири домой лишь после войны — через 10 лет! Да каких! В них поместились не только тяжелая работа в шахте, но и все ужасы войны и оккупации его семьи. К судьбе Андрея Михайловича тех лет, к его родным и землякам очень подходят стихи А. Ахматовой:
«Нет, не под чуждым небосводом,
Не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был. («Реквием»).
А народ села Карандаково и маленького городка Тима дважды был в оккупации. Досталось и их родной деревне, где жили Крупенниковы (она почему-то носила имя Португалия). И в первую, и во вторую оккупацию наглые захватчики вели себя в родных селениях курян (да и везде, где они побывали!) как хозяева. Русские люди остались наедине со страшной бедой: голод и болезни убивали их ничуть не меньше, чем в голодные 21–й и 33-й годы, и не меньше, чем немцы. По-хозяйски расположившись в Карандаково и в окрестных селах, они отбирали у голодных людей последнее. Автор пишет, как люди старались забыть о хлебе, соли и обо всем, что можно съесть. Летом они часто ели траву и всё, что хоть как-то напоминало еду. А враги, конечно, даже не предполагали, что за ними пристально наблюдает деревенский мальчик и запоминает все, что происходит вокруг. То ли маленький Андрюша знал, что будет писать книги, то ли просто цепкая детская память сохранила для нас детали военного быта. Вот пример. Уже взрослым Андрей Михайлович вспоминал, как среди зимы повезло его оголодавшей семье: мальчишки, Андрюша и двое его друзей, нашли в степи убитую лошадь. Ночью мать со старшими детьми пробрались к находке. Они отрубили от туши куски мерзлого мяса — этих запасов еды, странной для русских людей, хватило семьям ребят на несколько дней.
Удивительно, но и в тех страшных условиях дети учились в школе. Классы, украшенные портретом фюрера, помещались в одной половине старого купеческого дома — во второй жили немецкие солдаты. Отличное соседство, не правда ли?! Высшее образование тоже нелегко далось подросшему деревенскому юноше. Едва ли современная молодежь хорошо представляет, каково это — учиться во время военной и послевоенной разрухи. Студентам, живущим вдали от дома, приходилось обитать у чужих людей или в общежитии, питаться тем, что могла припасти для них мама: «Мы с Лидой так и ездили на учебу со своими котомками в соседние полуразрушенные города. Сестра — в Тим, я – в Курск», написал Андрей Михайлович в одной из своих биографических книг. Лида — это Лидия Михайловна Крупенникова – старшая сестра Андрея, в будущем — Заслуженная учительница Казахской ССР. Более 30 лет она отдала детям Целинного края. Перед великими Курскими битвами Лида, как и другие жители окрестных сел и городков, уезжала копать окопы или противотанковые рвы.
Девушка очень хотела стать учительницей, но лишь после освобождения Курска и Тима у нее появилась возможность поступить в педучилище. Андрей, рисовавший с детства, тоже стал учиться в Курском художественном училище.
Зимой 1942 г. казалось бы, пришла долгожданная Победа — немцев в первый раз выгнали из Курска. Однако радоваться было еще рано. Захватчиков, конечно, погнали и к югу, и к западу, но жизнь колхозников не стала легче. Они по-прежнему, как и до войны, работали в своих селах «за палочки». Поэтому их дети стремились к учебе, чтобы хоть как-то изменить свои жизни. Вот и ездили брат с сестрой Крупенниковы «с котомками» в свои университеты. Лида окончила свой курс наук в положенное время и отправилась трудиться в одном из целинных селений. Андрей же в середине учебы был призван во флот и на четыре года оказался в «легендарном Севастополе». Судьба его резко изменилась: матросу Крупенникову поручали оформлять «морские» стенгазеты и журналы. Часто ему приходилось не только оформлять их, но и писать все тексты — от простых информаций и заметок до солидных очерков. Так у Андрея прорезался литературный талант. Он пропустил целых 4 года учебы, зато вернулся в педучилище после службы почти готовым журналистом — с солидным списком работ, опубликованных в различных сборниках, журналах и газетах в Севастополе.
Обо всем этом Андрей Михайлович Крупенников, конечно, уже взрослым, напишет в своих книгах. Зачем? А много ли мы знаем о жизни людей в оккупации? Если бы знали, то безмозглая молодежь, в шутку ли или всерьез, не болтала бы в перестроечные годы, да и сейчас, что уж лучше бы фашисты победили нашу страну. Тогда они, «лжепатриоты», вдоволь наелись бы немецкой колбасы.
Как ждали дети, когда оккупанты исчезнут из их курской Португалии! Но когда во второй раз настал этот долгожданный день — 8 февраля 1943 года – никто от радости не бросил повседневных дел. Надо было опять «трудиться, хотя бы ради одного: завтра новый день, и его надо как-то прожить. Хоть с мерзлой картошкой или брюквой с колхозных неубранных вовремя полей, хоть с хлебом из мякины… Вот Лида поступила в педагогическое училище в том самом Тиме. А ехать на занятия ей было не в чем». И вся семья принимается за дело. Брат плетет для сестры лапти из конопляных веревок. Кто-то отдает Лиде свой жакет — самую красивую и добротную вещь в семье! В ней все потом фотографировались…
Невестка Катя помогает спасать семью от навалившегося на родных тифа. Эту кошмарную эпопею, когда свалились все, родные выдержали благодаря ей — молодой маме, жене, брата — фронтовика. Ослабевшие, едва выздоровевшие, Крупенниковы снова брались за работу…
Кроме нескольких солидных книг о своем детстве, о военной и послевоенной юности, к своему 90-летию ставропольский ученый Андрей Михайлович Крупенников опубликовал в научных и поэтических сборниках еще 170 работ. «Из родника моей души» — так называется один из его поэтических сборников. «Чтение и размышления над книгами А. М. Крупенникова могут стать путеводной звездой для многих молодых людей и кладезем мудрости для любого читателя», написал о творчестве Александра Михайловича его коллега по курской газете «Родина». Кстати, он же, автор юбилейной статьи, подсчитал, что А. М. Крупенников постоянно учился. И не только в средних учебных заведениях. На его счету два средних и три высших образования. Да каких! В 1963 году Андрей Михайлович, тогда выпускник художественно-графического отделения педучилища, уже поработавший в школах и техникумах Ставрополья, окончил с отличием художественно-графический факультет Московского педагогического института имени Ленина. А в 1974 году там же, в Москве, он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. С 1975 по 2010 год А. М. Крупенников работал в должности доцента в Ставропольском аграрном институте (ныне это аграрный университет). На счету доцента А. М. Крупенникова – научные статьи, а также очерки и солидные книги о пережитом в годы Великой Отечественной войны, и рассказы о судьбах земляков.
Свое 90-летие он встретил, как обычный рубеж в жизни увлеченного своим любимым делом человека. Конечно, были и торжественные встречи с читателями, и речи, и награды, и даже поздравление Президента РФ. Но главное для нашего юбиляра – работа. Накануне юбилея Андрей Михайлович издал свою 11-ю книгу — «Из родников души моей». В ней – стихи, да такие молодые! Скоро выйдет из печати еще одна его юбилейная работа – книга об одном из самих известных в Ставрополье художнике – П. М. Гречишникове, таком же талантливом самородке, как и сам писатель. А. М. Крупенников — ветеран Великой Отечественной войны.
Он недавно награжден медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и получил Поздравление Президента РФ ко дню Победы. Наш автор отметил приближающийся юбилей Победы своим подарком нашим читателям: на днях вышла из печати его новая, пятая, книга «В пространстве Отчизны». В ней рассказывается, что пришлось пережить семье Крупенниковых на территории дважды оккупированной Курской области. Но самые приятные награды он получил от своих читателей, присылавших ему поздравления и признания в любви к его творчеству.
Антонина Казимирчик, Тула
Эта наша с тобой биография или история одной семьи
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск