29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Что значит «не сошлись характерами»?

Каковы истинные причины распада семей и кто поможет, если самый близкий человек оказался тираном?

Щепетильные ситуации, от которых никто не застрахован, стали темой семинара в Северо-Казахстанском областном суде. Слушателями мероприятия, организованного учебным центром Северо-Казахстанского областного суда и неправительственной организацией «Центр поддержки женщин» и посвящённого равенству полов, были судьи и специалисты судебной системы.

Руководитель «Центра поддержки женщин» Алина Орлова сразу оговорилась, что мировая практика доказывает, в защите от дискриминации, насилия, в том числе самого распространенного – домашнего насилия, нуждаются все женщины. Высокообразованные, успешные, самодостаточные – не исключение. Хотя именно наличие образования, работы, самостоятельности в жизни позволяют женщинам не превращаться в покорных рабынь.

Декларации есть — приютов нет

Алина Орлова также отметила, что сегодня в нашей стране уделяется большое внимание гендерной политике, её правовому аспекту.

Например, ратифицирована международная Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, реализуется Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 – 2016 годы. Все эти документы закрепляют равенство полов во всех сферах жизнедеятельности государства и в семье.

Только вот если это равенство добровольно не соблюдается, например, в семье, отстоять его на деле оказывается не так просто. Простой пример: по данным правозащитницы Алины Орловой, в Казахстане до сих пор не открыто ни одного приюта для жертв домашнего насилия, хотя речь о них идёт долгие годы. А практика показывает, что уйти на время из домашнего ада, успокоиться, воспользоваться помощью психолога – лучшее средство в решении таких проблем.

«Центр поддержки женщин» за свой счёт снимает обращающимся номера в гостиницах, но средства есть не всегда. Значит, и помочь удаётся не всем.

Семейное счастье зыбко

То, что среди всех форм насилия домашнее насилие – актуальная беда для североказахстанцев, подтверждает и судебная статистика.

«Сегодня семья как социальный институт испытывает серьёзные нагрузки и подвергается глобальным деформациям. Ускорившийся темп жизни, резкое изменение социальных условий, успехи науки, либерализация законодательства, снижение роли традиционных ценностей — всё это неоднозначно сказывается на семье», — считает судья Северо-Казахстанского областного суда Елена Максюта.

Судебная статистика подтверждает, что семейное счастье сегодня, увы, зыбко. С 2004 по 2010 годы в регионе отмечается устойчивое увеличение количества дел о расторжении брака. В 2004 году поступило 1066 заявлений о расторжении брака, в 2010 году зарегистрировано пиковое количество заявлений — 1930.

«При рассмотрении дела суды выясняют действительные причины возбуждения дела о расторжении брака, и, как правило, формулировка, указанная в заявлениях – «несходство характеров» не совпадает с истинными мотивами развода.

Изучение дел данной категории свидетельствует о том, что такими причинами чаще других являются пьянство или алкоголизм супруга, пристрастие к азартным играм, жестокое обращение, длительное раздельное проживание, супружеская измена, наличие второй семьи, неспособность к деторождению», — говорит Елена Максюта.

Если причиной развода была хоть одна из вышеперечисленных, то, как минимум, о психологическом насилии в этой семье точно можно говорить. Кто был жертвой – муж, жена, оба? Ответ на этот вопрос в каждом случае индивидуален.

Одни мучения сменяются другими

Развод, признают специалисты, зачастую единственный способ избавиться от насилия, пусть даже психологического, в семье.

Рост количества судебных дел о расторжении браков напрямую связан с ростом судебных дел по взысканию алиментов на содержание детей.

«Начиная с 2004 года по 2010 год, почти вдвое увеличилось количество судебных споров, связанных с выполнением элементарных обязанностей родителей по содержанию детей. Больше 80% таких дел разрешаются в приказном порядке», — отмечают судьи.

Примечательно, по судебной статистике, в 96% случаев заявления о взыскании алиментов в суды подаются женщинами.

Понятно, что в суды за алиментами обращаются не от хорошей жизни. Значит, даже после разводов приходится терпеть унижения, психологическое насилие.

И это только доля глобальной проблемы с так называемым домашним насилием, когда насильники и жертвы – самые близкие, хоть и в прошлом, люди.

Не всё потеряно

«Центр поддержки женщин» заявляет, что готов оказать психологическую и правовую помощь жертвам домашнего насилия. Его сотрудники советуют не бояться выносить такой сор из избы.

Судьи же, в свою очередь, говорят, что, по их практике, даже семью с трещиной часто можно спасти, было бы желание.

«Суд всегда в результате судебного разбирательства пытается содействовать примирению супругов, сохранению семьи. В связи с чем суды принимают все предусмотренные законом меры, направленные на примирение сторон», — говорит Елена Максюта.

Практика показывает, что зачастую сохранить семьи помогает отсрочка развода. Судом первой инстанции, в зависимости от глубины конфликта и наличия возможности его исчерпать, устанавливается срок для примирения супругов. Например, в 2010 году 17 % гражданских дел о расторжении брака были прекращены производством в связи с примирением сторон.

Инна ЛОПАТКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *