О закатанных ливнёвках и выписанных родственниках
Реконструкция одной из центральных улиц нашего города – Жумабаева обернулась для многих её жителей неприятным сюрпризом. Причём, «неприятным» — это ещё мягко сказано. Сначала ливнёвки закатали под общее полотно асфальта, потом после многочисленных жалоб в акимат от жильцов заливаемых дождевыми водами домов, траншею для стока всё-таки прорыли. Но сделано это было, по всей видимости, лишь для того, чтобы отстали и «закрыли рты».
Не секрет, что когда в нашем городе стало известно о реконструкции магистрали по ул. Жумабаева, среди слоёв населения поползли различные слухи и настроения. Кто-то был рад тому, что, наконец, городские власти взялись за полномасштабный проект по «разгружению» движения на улицах Петропавловска. Другие же, были против сей полномасштабной акции, работы по которой запланировано производить в два этапа в течение 2013-2014 годов. В основном, в их число входили жители домов, предназначенных под снос. А именно тех, которые препятствуют пробивке единой магистрали улицы Жумабаева до ул. Г. Мусрепова.
Напомним, что наши корреспонденты весной этого года, после того, как стало известно о сносе, беседовали с жителями домов, предназначенных под снос. Многие из них были против отчуждения от собственного жилья, в состав которого входил не только дом, но и земельный участок, хозпостройки и многое другое. Они боялись мизерных размеров компенсаций, а также неизвестности о месте будущего проживания. Действительно, на тот момент власти ничего вразумительного не отвечали. Не было известно в каком доме пострадавшим будут выделять квартиры, каким будет расчёт по квадратуре, будет ли учитываться количество проживающих, размер компенсаций для тех, кто откажется от предложенного жилья и многое другое. Перед людьми стояла стена неизвестности, поэтому многие из них били тревогу.
История вопроса
Напомним, что в апреле этого года было обнародовано обращение начальника управления архитектуры и градостроительства Северо-Казахстанской области Валерия ЗАТАЯ, в котором сообщалось о необходимости сноса 250 объектов для строительства многоэтажных жилых домов и автомагистрали в черте города.
В нём сообщалось, что для исполнения генерального плана города Петропавловск аким области дал поручение разработать мероприятия по сносу ветхого жилья по улице Жамбыла в границах улиц Горького – Парковая от улицы Б.Петрова до улицы Партизанской. Уже подписано постановление акимата города об отчуждении земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них строений. Разрабатывается проект застройки с определением кварталов первоначального сноса ветхого жилья для строительства многоэтажных домов и объектов обслуживания населения.
По данным главного архитектора области, всего под снос здесь попадает 227 объектов. Кроме того, для улучшения пропускной способности основных магистралей города аким области поручил решить вопрос пробивки улицы Жумабаева до улицы Габита Мусрепова.
«Подписано постановление акимата города об отчуждении 22 земельных участков и сносе расположенных на них строений», — сообщил Затай.
Он также пояснил, что по закону собственникам отчуждаемой недвижимости будет предоставлена компенсация либо в размере стоимости отчуждаемого жилья, либо квартиры в городе Петропавловске.
При этом было пояснено, что снос будет проходить вплоть до 2015 года.
Кому-то квартиру…
В минувший понедельник наши корреспонденты побывали на улице Жумабаева, осмотрели все объекты, входящие в перечень реконструкции. А именно, дома, где производится снос для пробивки магистрали, а также расширение проезжей части от пересечения с улицей Казахстанской Правды до А. Шажимбаева и Крепостной.
Как оказалось, снос домов на данном отрезке от улицы Г. Мусрепова уже начался. От некоторых из них остались лишь развалины или вообще пустое место. Некоторые владельцы ветхого жилья, предназначенного под снос, как например, Александр Краник, проживающий в неплохом домике по ул. Сейфуллина, 40, как раз переезжали именно в этот день.
Взамен вполне пригодного для жилья, недавно отремонтированного домика с земельным участком и некоторыми хозпостройками, городские власти предложили семье Краник двухкомнатную квартиру в новом жилом комплексе «Мечта», что по ул. Жамбыла. Так как по закону владельцы жилья, предназначенного под снос, имеют право выбора между компенсацией и новой жилплощадью, семья Краник взяли компенсацию, их не устроила площадь предлагаемой взамен квартиры. Она оказалась слишком маленькой для четверых разнополых членов семьи. Вместе с Александром проживает его сестра, брат, а также их престарелая мать. Уживаться вчетвером в двух комнатах сложно, тем более принимая во внимание различия в возрасте, а также родственные связи. Всё-таки взрослым брату и сестре жить в одной комнате не очень комфортно, так же как и со старым человеком.
Имущество семьи Краник было оценено в шесть миллионов тенге. Сумма вполне устроила владельцев, которые добавив ещё некоторую сумму, приобрели себе трёхкомнатную квартиру.
При этом обе стороны сделки оказались довольны. Владельцы предназначенного под снос дома получили устроившую их компенсацию, а государству отошёл дом, вместе с земельным участком и хозпостройками. Во время нашего пребывания на этом участке, рабочие уже приступили к разбору хозяйственных построек. При этом, как нам сообщили жильцы, все материалы, оставшиеся от разбора, переходят в пользу государства. А вот «доблестные» рабочие, не знаем в шутку или всерьёз, предлагали нашим корреспондентам приобрести брёвна и шпалы, как говорится, по дешёвке.
А вот хозяйку дома по ул. Жумабаева, 339 Светлану В. предложенная взамен однокомнатная квартира в «Мечте» вполне устроила. 11 сентября она уже получила ключи от новенькой «однушки» общей площадью 42,6 квадратных метров на шестом этаже. Внутри квартиры, по словам её хозяйки, сделан хороший ремонт: поклеены обои, лежит линолеум, есть кафель, межкомнатные двери, кухня укомплектована электроплитой. Правда, есть и небольшие недоделки – балкон не закончен и, как показалось Светлане, дом не совсем утеплён, поскольку в помещении сейчас холодно. Но, быть может, это связано с тем, что пока город не подключён к отоплению? Хозяйка полученного жилья, надеется, что с началом отопительного сезона в их новой квартире станет тепло.
По словам Светланы, сразу после того как ей были вручены ключи от «однушки», предупредили, что нужно освободить до конца дом под снос. Женщина возмутилась, что на эти работы должны быть выделены две недели. Но, по словам Светланы, в акимате её предупредили, что так долго ждать они не могут и для ускорения процесса предоставят ей в помощь грузовую машину для вывоза вещей и утвари, а также грузчиков.
… а кому-то сарай
Несмотря на весьма благополучно разрешившуюся ситуацию с компенсациями и выделением квартир, от которой большинство жителей предназначенного под снос жилья ожидали совсем иного исхода, не обошлось и без казусов… На сей раз «сюрпризы» с подводными камнями преподнесли не местные власти, а родные, оставившие своих близких без крыши над головой.
Удивительную историю, когда корысть перечёркивает все рамки дозволенного, гуманности, простых родственных и даже человеческих отношений рассказали нам Вячеслав и Ольга Лаушкины. Эта семейная чета на днях рискует остаться без крыши над головой. Не сегодня – завтра их дом снесут, как и многие другие по улице Жумабаева. Но вот ни квартиры, ни компенсации им не видать, как своих ушей. А всё потому, что два месяца назад отец Вячеслава – Иван Дмитриевич выписал их с женой из дома, в котором его родной сын живёт с самого рождения на протяжении 46 лет.
По словам Вячеслава и Ольги, в их семье не было разлада, с отцом всегда жили дружно. Во владении Лаушкиных находилось два дома. В одном из них – по ул. Сейфуллина, 33/1, по словам Вячеслава и Ольги, была прописана сестра Ивана Дмитриевича – Людмила. За свои владения хозяйка, со слов четы Лаушкиных, получила двухкомнатную квартиру. Во втором доме по адресу: Сейфулина, 33/2 были прописаны хозяин семьи – Иван Дмитриевич, Вячеслав и Ольга Лаушкины, а также вместе с ними жила и 13-летняя внучка отца семьи, которая осталась без попечения родителей.
— Два месяца назад свёкор нас выписал, — рассказывает Ольга Лаушкина. – Как начали говорить о том, что нас снесут и будут давать квартиры, так он, видать, эту мысль и затеял, чтобы жить отдельно. Нас не предупредил и выписал.
По рассказу Ольги её свёкру дали двухкомнатную квартиру в «Мечте». А вот им уже совсем скоро придётся искать «тёпленькое» местечко на улице. Поскольку к сносу их дома приступят уже на днях:
— Куда нам идти? – сетует Вячеслав Лаушкин. — Зима на носу, а отец оставил нас без крыши над головой. Переехал в новый дом, а там даже плиты нет – забрал нашу, теперь приходится на костре себе еду готовить.
Конечно, влезать в семейные ссоры и интриги мы не собираемся. Почему родной отец оставил на произвол судьбы собственного сына? Возможно, у него на это были свои причины. Только вот не понятно, зачем нужно было оставлять родных, пусть даже никудышных детей, на улице? Вопрос риторический, которых в нашем обществе становится всё больше.
В не лучшей ситуации оказалась и женщина, по словам соседей, некая Марина, которая на протяжении нескольких дней жила в сараюшке, рядом с собственным домом. Дом снесли, а вот сарай пока не трогали. Именно он – с тонкими стенами, плохо закрывающейся дверью, расположенный рядом с туалетом и стал пристанищем для женщины, по рассказам соседей, которую выгнала на улицу собственная дочь. Получив компенсацию за снесённый дом, она якобы распорядилась деньгами в свою пользу. Мать в планы дочери, по информации, рассказанной нам соседями, видимо, не входила. Поэтому женщине предпенсионного возраста пришлось ночевать в мазаном сарае. Причём, температура воздуха в ночное время в те дни опускалась до нулевой отметки.
Когда наши корреспонденты были на месте сноса, рабочие рассказали, что женщина действительно жила в сарае. К сожалению, на момент нашего прибытия, её не оказалось «дома». Куда исчезла эта женщина, никто не знал. Может дочь все-таки забрала родную мать?
Вопросы жителей
От жителей домов, предназначенных под снос, поступали многочисленные вопросы на имя и.о. начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Петропавловска» С. Тастемирова. Вот пример одного из них:
«Здравствуйте! Наш дом в районе ДСР по ул.Таштитова подлежит сносу, недавно мы получили уведомление о начале принудительного отчуждения земельных участков, для строительства объектов, предусмотренных государственными программами. Хотелось бы знать, как будут оцениваться наши земельные участки и дома, ведь у многих жителей нашего района ветхое жильё, и какой примерно будет компенсация?»
Т. Искакова.
— По вопросу указанному Вами в обращении сообщаем: статья 67 ЗРК «О государственном имуществе» предусматривает размер возмещения стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.
Данная статья предусматривает следующие пункты: 1.Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд приобретённого собственником у государства, определяется в размере суммы, уплаченной государству, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. 2. Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства, на котором находится индивидуальный жилой дом, определяется в размере стоимости земельного участка и находящегося на нём недвижимого имущества в размере, не превышающем их рыночную стоимость. Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость. В случае если в гражданско-правовом договоре цена на земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой стоимости. 3. Стоимость недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, определяется в размере, не превышающем рыночную стоимость. Рыночная стоимость земельного участка или иного недвижимого имущества, отчуждаемого в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, определяется независимым оценщиком, — поясняет и.о. начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Петропавловска» С. Тастемиров.
О закатанных ливнёвках
Ещё одной проблемой в связи с реконструкцией улицы Жумабаева стали ливнёвки. А точнее их отсутствие. Вместе с расширением проезжей части улицы Жумабаева на отрезке между улицами А. Шажимбаева и Крепостная были упразднены и ливневые канавы. Ни для кого не секрет для чего нужны эти самые ливневые стоки – чтобы дождевая вода, талые воды не затапливали дома, а стекали в канализацию.
Только фирма-подрядчик, производящая расширение проезжей части Жумабаева, видимо, решила, что этот участок дороги может обойтись и без ливнёвок. Таким образом, вся проезжая часть была подчистую закатана асфальтом. При этом здесь и по сей день нет ни бордюров, огораживающих проезжую часть от тротуаров, ни самих тротуарных дорожек для пешеходов.
Местные жители ещё месяц назад забили тревогу: скоро осень – сезон дождей, а стоков никаких нет. Естественно, что вся вода хлынет прямо во дворы частных домов, расположенных вдоль «новой» дороги, отремонтированной, на наш взгляд, по плану антинародной реконструкции.
Другими словами её назвать сложно, потому что многие местные жители не рады проделанному ремонту. Во-первых, машинный поток, по их словам, увеличился в несколько раз. И всё бы ничего, так ведь, во-вторых, тротуаров для пешеходов нет. Поэтому ходить на данном участке пешком крайне опасно. А, в-третьих, ещё и дома стало топить дождевыми водами.
После многочисленных обращений жителей в отдел ЖКХ нашего города, на отрезке Жумабаева между улицами А. Шажимбаева и Крепостная ливнёвку всё-таки «пробурили». Только вот назвать её настоящей ливнёвкой и язык не поворачивается. На сегодняшний день она представляет собой вырытую, на наш взгляд, абы как колею. Причём она ничем не укреплена, осыпается, того и гляди совсем скоро вновь сравняется с дорогой. От выкопанной колеи к домам не были сделаны никакие подъезды. Жители местных домов за собственный счёт приобретали трубы и засыпали подъезды к своим жилищам. Иначе бы им просто приходилось каждый раз перепрыгивать через канаву. А подъехать на автотранспорте сюда просто не представлялось бы возможным.
Ещё одним злободневным вопросом для жителей окрестных домов остаётся тот факт – зачем подрядчик закатал асфальтом, расположенный неподалёку от пересечения улиц Жумабаева и Шажимбаева колодец. И каким образом теперь к нему подбираться, чтобы отключать летний водопровод. Если эти работы не произвести, то с наступлением заморозков трубы размёрзнутся и вся система придёт в негодность.
Вопросов жителей этого района к отделу ЖКХ огромное количество. Среди них – куда выбрасывать мусор, где ходить пешеходам, когда будет приведена проезжая часть в порядок в соответствии со всеми стандартами. Только вот ответы на них даются весьма не однозначные и размытые.
Как сообщил Мирас САБАГАНОВ, и.о. заведующего сектором автомобильных дорог отдела ЖКХ, по проекту с одной стороны ливнёвки есть, а с другой нет, потому что с одной стороны идёт водопровод. В связи с расширением улицы, там рыть нецелесообразно, это будет сделано после расширения улицы.
Между тем отрезок улицы Жумабаева между улицами Казахстанской Правды и А. Шажимбаева открывает перед горожанами совсем другие виды. Здесь не только идеально гладкое полотно проезжей части, но и укреплённые бетонными плитами ливнёвки, засыпанные щебнем подъезды к частным домам и магазинам. Правда, есть один минус – тротуары для пешеходов также не оборудованы, поскольку ходить по щебню не комфортно даже на плоской подошве, не говоря уже о шпильках!
Реконструкция улицы М. Жумабаева будет проходить в два этапа. Следующий начнётся в будущем году. Только вот как уживаться жителям с проблемами, которые могут возникнуть в этом, благодаря неоконченным работам, видимо, дело рук самих утопающих.
Ольга ВАЙТОВИЧ,
фото автора