Предприниматель Тимур Сарсенбаев обратился в антикоррупционную службу Северо-Казахстанской области в надежде, что там помогут ему убедить местный акимат исполнить решение суда, вынесенное в его пользу. Уже больше года предприниматель не может приступить к строительству административно-торгового комплекса на своём земельном участке из-за бюрократических проволочек со стороны местных исполнительных органов, сообщает информационное агентство Петропавловск.news.
За столом переговоров в антикоррупционной службе не удалось прийти к консенсусу, чиновники пришли на заседание неподготовленными. Из-за этого и для полной ясности картины происходящего спора руководитель антикоррупционного ведомства Жаркын Галымов предложил всем собраться на месте нахождения земельного участка по адресу: ул. Ауэзова, 155, с участием первого заместителя акима Северо-Казахстанской области Марата Тасмаганбетова.
Напомним, семья Тимура Сарсенбаева купила участок неподалёку от ЦОНа в 2006 году. Около 15 лет владельцы не предпринимали ничего в отношении этой земли до тех пор, пока акимат Петропавловска не подал на владельца земельного участка в суд за его нецелевое использование. Все суды местный исполнительный орган с треском проиграл, но предпринимателю ничего другого не оставалось, как начать работы по подготовке к строительству. Но и здесь не всё пошло гладко, в акимате принялись отменять выданное ранее архитектурно-планировочное задание и проект, в связи с этим, Тимур Сарсенбаев вновь обратился в суд. Фемида оказалась на его стороне и в этот раз. Теперь предприниматель намерен вновь инициировать иск в суд по возмещению расходов, связанных с судебными тяжбами и по факту того, что он не может начать стройку.
Заместитель акима города Аскар Хабибулин подтвердил, что судебные процессы по данному иску акимат инициировал несколько раз. Оказалось, что причиной послужили зелёные насаждения, которые принадлежат городу, но растут на участке Сарсенбаева.
— По плану детальной планировки у нас есть два строения на этой земле, но вопрос стоит именно о сквере, что их участок цепляет парково-скверовую территорию. Мы пытались вернуть участок обратно в коммунальную собственность города через суд, но не получилось. Предлагаю предпринимателю добровольно вернуть земли. На данный момент у них на руках имеются все разрешительные документы для строительства. Но я ещё раз повторюсь, у нас есть только вопрос к нему относительно наших зелёных насаждений, — отметил Аскар Хабибулин.
Странно звучит из уст представителя местной исполнительной власти оговорка по поводу насаждений в то время, когда сплошь и рядом с лёгкой подачи акимата рубят здоровые деревья, а тут вдруг ухватились мёртвой хваткой за четыре дерева. Уж не из-за лакомого ли участка земли в центре города? Предприниматель в свою очередь объясняет, что юридически правда на его стороне, в рамках благоустройства территории он готов пересадить эти четыре дерева, возможности такие есть. Помимо этого, законом предусмотрена компенсация в бюджет города, либо посадка новых насаждений в другом месте.
— Чтобы убрать этот забор, нам нужно провести строительные работы, и мы откроем. Мы постараемся максимально сохранить деревья, пересадим, высадим новые, тут нет никаких проблем. У нас территория земельного участка намного больше, чем мы огородили, но мы не стали всю её обносить забором. Памятник на моём участке появился гораздо позже. Я не понимаю, как можно было проектировать эту площадку, вкладывать государственные деньги, когда они знали, что земля не принадлежит городу. Нам сейчас тычут, тут лавочки стоят, там – фонари, но если вы сопоставите, то поймёте, что я стал владельцем земли до того, когда они их установили, — объяснил Тимур Сарсенбаев.
Как оказалось, с 2006 года местные власти тратят бюджетные деньги на обслуживание частной территории, что, по словам владельца участка, мягко говоря, незаконно. По словам Аскара Хабибулина, в этом месте ведётся постоянно очистка снега, хотя тут же опровергает свои слова, дополняя, что если земля будет относиться к частной собственности, то это затруднит работу коммунальных служб.
— На частную территорию я не смогу отправить «КАМАЗ» с трактором, мы не можем забросить эту парково-скверовую территорию. Наш фонарь там находится за их забором, мы не можем его покрасить, — промолвил Аскар Хабибулин.
Он правда не пояснил, как умудрились власти поставить фонарь, скамейки и даже бюст на чужую территорию, и почему незыблемое право частной собственности вдруг стало пустым звуком. Иначе, как бардаком, происходящее назвать трудно.
Тимур Сарсенбаев добавил, что на его территории установили электрический столб без согласования с владельцем участка. То есть выходит, что местные власти в своём репертуаре, и опять их слова расходятся с действиями? На частной территории они проводят работы по благоустройству, поменяли асфальтное покрытие, укладывали новые бордюры и так далее, не зная, что с 2006 года эти земли частные? В таком случае, куда смотрят компетентные органы, в обязанности которых входит контроль за расходами бюджетных денег?
Также замакима Аскар Хабибулин прокомментировал недавнее высказывание предпринимателя по факту его предложения о строительстве современного Дворца бракосочетания, где аким области Кумар Аксакалов наложил своё «вето» на эту идею в 2017 году. Глава региона тогда заявил, что власть готова помогать всем бизнесменам, у которых есть хорошие идеи — выделять площадь, подводить инфраструктуру за счёт государства, и даже пообещал рассмотреть отдельно его предложение.
— Что касается именно этого участка возле ЦОНа и «клочка» земли возле Дома дружбы, я против их использования для строительства. Многие ко мне обращаются и просят выделить землю в этих местах. Но там же для строительства придётся всё вырубить! Нужно исходить из здравого смысла, думать, а не навредим ли мы этим? Там же негде развернуться? Мы готовы поменять ваш участок и дать вам землю в не менее хорошем месте для реализации ваших идей, — сказал тогда Кумар Аксакалов.
Однако Аскару Хабибулину публичных слов вышестоящего начальства показалось мало и он настаивает, что официального обращения в акимат от Тимура Сарсенбаева непосредственно по строительству ЗАГСа не поступало, а слова акима об отказе ничего не значат. Странно, конечно. Ну к абсурду и к тому, что слова власти иногда расходятся с делом, мы привыкли.
— Не было никаких бумаг, официальных писем. Это простое словесное заявление, что он, дескать, хотел строить ЗАГС, но потом передумал, так как ему запретили. Заявить и подать документы, это абсолютно разные вещи, — сказал Аскар Хабибулин.
Сразу сложилось такое впечатление, что если бы Тимур Сарсенбаев обратился в акимат письменно, то Дворец бракосочетаний уже бы стоял на этом месте?!
После нашей первой публикации горожане стали писать в комментариях возмущения по поводу того, как так оказалось, что «золотой» участок земли в центре города отошёл к частному лицу. Тимур Сарсенбаев отметил, что купил землю не с рук, а официально на аукционе у государства, и уже на протяжении 15 лет исправно платит все налоги. В местном акимате ещё в далёких 2000-х годах вывели эту территорию из земель общего пользования непосредственно перед его продажей.
— Этот участок, который якобы называют сквером, на самом деле таковым по документам не является. Я это специально проверял, когда объявили аукцион. Парково-скверовая территория является по закону местом общественного пользования, но акимат вывел его оттуда. Данное решение я видел на аукционном листе. Иначе бы я не купил эти земли, зачем мне вкладывать деньги в участок, который у тебя завтра могут забрать для нужд государства, — недоумевает предприниматель.
Многих петропавловцев в этой истории волнует лишь единственный вопрос, почему парковая зона оказалась у частника. Ответить на него не смогли ни представители акимата, ни глава антикоррупционной службы. Аскар Хабибулин пояснил, что он в те годы не работал в горакимате.
— Этот участок выделили в начале 2006 года, тогда работали другие люди, обсуждать действия неустановленных нарушений я сейчас не могу. Каким образом был проведён аукцион, что-либо пояснить тоже не могу. Предпринимателю отошёл участок из общегородских земель, которые на данный момент коснулись наших зелёных насаждений. В этом и вся проблема, — подытожил Аскар Хабибулин.
Руководитель антикоррупционной службы области Жаркын Галымов объяснил, что сделка произошла в бытность акима города Владимира Никандрова.
— В то время были заведены уголовные дела не лично в отношении Никандрова, а в отношении должностных лиц городского акимата. Точно сказать вам о результатах того решения не могу, потому что это было в 2004-2006 годы, сейчас я не смогу ответить, как так вышло, что эта земля перешли в частные руки, — прокомментировал Жаркын Галымов.
Ответ на вопрос, насколько продуктивна и результативна была эта встреча, неоднозначный. Из акимата области приглашение антикоррупционной службы проигнорировали, Марат Тасмаганбетов не пришёл на мероприятие. В итоге сложно предугадать, насколько эффективен был диалог между бизнесом и властью, если каждый из них остался при своём мнении. Стало очевидно, что из-за сложившейся ситуации в госорганах и несогласованности между чиновниками крайним оказался предприниматель, который купил земельный участок, потому что его продавали.
Читайте также:
справедливости ради, это только Таня Ларина с Женей Онегиным появились на данной площади после 2006 года, а дырявый бюст Александра Сергеевича и многое другое было установлено в 1999 году, к юбилею указанного товарища. Реконструкция была, кажется, в 2007, но планировка при этом не поменялась.
Что-то не везет данному господину в земельных делах: то 9-этажку на его земле построят, то вот это. Истории принципиально разные, конечно, но кто в этом городе не знает, как в те годы распродавались все без исключения клочки земли. В свободном доступе есть онлайн кадастровая карта, из нее много интересного можно узнать. Например то, треть территории двора, в котором вы живете и ни о чем не догадываетесь, уже давно находится в частной собственности с целью строительства какого-нибудь «центра обслуживания населения», «управления» или «торгово-развлекательного центра»
Ну да. Никандрова тогда финпол зацепил, он быстренько в больничку, потом неведомо как в Астане очутился и Назарбаев ему юбилейную медаль лично вручил. А затем следы его-ведут в Россию. Вот почему еще ни прокуратура ни КНБ не возбудились-вопрос. Бывший учитель физкультуры своими действиями нанес огромный ущерб городу-и тишина..
Обе стороны преследуют, мягко говоря, неправедные цели. И деревья, и дворец бракосочетаний — только прикрытие, а имевший место аналогичный прецедент с принадлежащим(-вшим) этому же предпринимателю участком под половиной новостройки в «Жас Оркене» и вовсе наталкивает на подозрения о постановочном противостоянии за «легально» лишённые статуса общественного пространства участки. Памятник Пушкину был установлен к 200-летию поэта в 1999 году, если что, поэтому речь может идти только о части сквера, но никак не целиком. Действительно же «не менее хорошее место для реализации [чьих бы то ни было] идей» — на территории ожидаемого сноса ВЕТХОГО частного сектора в районе Крепостной, и в случае искренней заинтересованности в сохранении сквера вопрос уже давно был бы решён к обоюдному удовлетворению. Да только участок у ЦОНа куда как более привлекателен во всех планах: заросли — на дрова, и никаких компенсаций за снос домов.
Уже сейчас там всё забито автомобилями посетителей окружающих объектов, — что будет после того, как одна из сторон возьмёт верх и влепит таки ещё парочку амбаров? Такой же ад, какой создали ТРЦ «Рахмет», «Квартал» и «Достык». Всё в бетон, и никаких тротуаров. Сплошная парковка.
1. А почему его продавали? Именно там и кроется причина всей этой ситуации.
2. Помните чем закончилось строительство Дворца бракосочетания в другом не менее значимом месте города — Достык молл и нет больше ни сквера ни вобще площади…
3. Фонари и памятник там поставили не позже правления того же Никандрова.
4. В земле по территории проходят теплотрасса, водоснабжение, электрические кабеля.
5. Здание что он хочет построить гораздо больше ЦОНа, что изуродует и уплотнит до безобразия этот участок, с парковками будет дикая проблема и скверу откровенно придет конец. А это не только сквер это территория прилегающая к уникальному памятнику архитектуры, музею изо который должен быть изюминкой и достопримечательностью города.
Считаю преступлением строительство торгового центра в сквере Пушкина перед памятником архитектуры и зданием музея изо и никто не лучше ни акимат выдавший разрешение ни предприниматель изображающий жертву.
Если бы не упертость и бескомпромиссность, а где-то даже и глупость Аксакалова у города Петропавловска уже бы был новый ЗАГС. Так нет же пытались тупо отобрать землю, да только зубы обломали! Сарсенбаев красавчик, Аксакалова с Тасмагамбетовым в топку!
Понимаю, что бизнес — штука непростая и его законы неподвластны разумению дилетантов вроде меня, но вот что не даёт покоя: по соседству с горотделом несколько лет пустует готовое здание, владелец которого, по его словам, не потянул этот объект, и предлагал его выкупить. Здание теоретически может быть приспособлено под многие виды деятельности, в том числе под ЗАГС. Участок улицы Жумабаева планируется реконструировать, а значит, произвести снос частного сектора, да и вообще весь этот район вплоть до Мусрепова — в числе определённых под современную застройку в ближайшее время, которая, собственно, уже началась, т.е. вполне себе перспективный. Так в чём проблема, если «нигде не порылась собака» и ситуация со сквером у ЦОНа — без, так сказать, побочных подоплёк?
А по-хорошему, Дворец бракосочетаний было бы лучше всего построить на участке, который сначала планировался под новую больницу, а сейчас, по всей видимости, — под второй дворец спорта (такая же, надо думать, коробка, как и первый). Со здания ЦОНа снимется дополнительная нагрузка, район улицы Крепостной получит композиционный центр дальнейшей ансамблевой застройки с променадом от крепости до нынешнего Казтеатра (хочется надеяться, что новое назначение этого здания будет связано с классической культурой). Нереализованный на площади Достык проект дворца — не шедевр, но вполне соответствует стандартам современных архитектуры и дизайна. Вот о чём стоит подумать сообща, а не продолжать никчёмную битву принципов, превращая и без того перегруженный центр в кромешный хаос.
Возвращаясь к той же кадастровой карте, с другой стороны от этого сквера, за ЦОНом вдоль улицы Абая немаленький участок тоже продан под строительство чего-то торгово-гостиничного-развлекательного, и, судя по дате кадастровой оценки, продан уже в 2015 году.
А насчет того, чтобы частник построил дворец бракосочетаний — не вижу в этом строительстве источника прибыли. Много объектов у нас начинали строиться как гостиницы и ЦОНы, а в итоге оказывались ресторанами и торговыми центрами.
Ничего хорошего для города господин Сарсенбаев на этом месте не построит. Только окончательно испортит градостроительную ситуацию.
Учитывая, каким образом получали в то время земельные участки, ему стоит выбрать себе другой участок из предложенных акиматом, т.е. идти на мировое соглашение. Акимату придется раскошелиться и выкупить для него другой участок который его устроит. Закон нужно соблюдать, и отвечать за грехи прежних чиновников.