Эта история началась в старинном Вятском городке Кукарке в конце 80-х гг.. ХХ века — еще до так называемой перестройки. Банда «клюквенников» тогда так оборзела, что нагло, часто при свете дня, грабила церкви во многих городах и селах Центральной России. Маленький, но старинный Храм Покрова Богородицы в бывшей слободе Кукарке (ныне — в Советске) был ограблен дважды. В первый раз воры украли 14 икон, во второй — стащили еще одну, но какую!
Обычно группа прилично одетых мужчин на машинах подъезжала к выбранному ими храму во время службы и, лба не осенив крестом, ходила по нему, по-хозяйски высматривая, что там находится. А ночью исчезали самые лучшие иконы, церковная утварь и даже не очень крупные суммы пожертвований из церковных кружек.
Однажды, собираясь съездить в Тулу по личным делам, я наткнулась на криминальный бизнес в одном из небольших казахстанских городов. Тогда начинающие бизнесмены – челноки ездили в Китай и Польшу и везли туда на продажу все, что пользовалось спросом на тамошних базарах, особенно антиквариат. Ордена, медали, старинную посуду, иконы обычно скупали у местных жителей, не знающих цены таким вещам.
Наш блог в Twitter! Будь в курсе новостей!
— Вы бы видели, что продается на рынках Польши! От электроприборов и разных флажков до явно музейных вещей. Где только торгаши их берут! – удивлялся мой сосед, милиционер в отставке, только что сам вернувшийся из зарубежного вояжа. В Польшу он увез тюк флагов с надписями «Ударник коммунистического труда» и мешок семейных трусов, добытых им на растаскиваемом складе горпромторга. Обратно привез рулон ткани с люрексом. Такой тогда был бизнес.
Довольно скоро выяснилось, откуда берутся «дровишки». Узнав, что власти собираются переименовывать улицы, носящие имена героев революции, в городок приехала небольшая группа потомков красных партизан. Они снимали на фото и видео еще уцелевшие памятники и мемориальные доски на домах с именами своих дедов. Потом гости решили заглянуть в краеведческий музей, куда в советское время они сдали «на вечное хранение» семейные реликвии: награды, документы, фотографии и другие личные вещи дедов — героев. Но выяснилось, что самое ценное уже исчезло со стендов музея. Хранители древностей уверяли, что никто ничего такого им и не сдавал. В описях-то раритеты не значатся! И самих описей нет.
— Ну вот, а вы спрашивали, откуда на базарах раритеты! – смеялся сосед. – Вот оттуда! У всех же есть дети и другие родственники, желающие быстро разбогатеть на челночных поездках.
Подписывайтесь на наш канал в YouTube, смотрите ток-шоу и новостные эфиры
Приехав в Тулу, я сразу обратила внимание, что в областном центре торгуют антиквариатом не только в нескольких небольших специализированных магазинчиках, но на каждом углу. На центральном рынке хмурые дядьки раскладывают на прилавках рядом с огурцами-помидорами свой товар: ордена, медали, редкие книги, пластинки, старинную посуду. Во всех газетах и сейчас печатаются объявления «куплю-продам иконы, утварь, значки, монеты и т.д.»
И это было тогда, когда в сообщениях о раскрытых преступлениях в городках и селах области рассказывалось о задержании преступников, убивших ветеранов войны, ограбивших или обманувших бабушек-пенсионерок ради их грошовой пенсии или накоплений на похороны.
Наше сообщество в Одноклассниках. Вступай!
И вдруг местные СМИ дружно сообщили о запрещении торговать антиквариатом в не отведенных для этого местах. Только в магазинах и с соответствующими документами. И дядек с базаров и тротуаров как ветром унесло.
В то же время на весь развалившийся Союз прогремел скандал с кражей экспонатов из запасников Эрмитажа, а затем рвануло дело тульских «клюквенников» — воров, обкрадывающих церкви.
Не стеснялись эти «новые бизнесмены» прихватывать из квартир и магазинов любые дорогие вещи: меха, украшения, а однажды зачем-то уволокли из одной квартиры… полное собрание сочинений В.И. Ленина. Истинные марксисты, наверное, реквизировали труды классика.
Милиция ловила отдельных воров, изымала у них награбленное, но, отсидев определенный судом срок, они возвращались к привычному ремеслу, обычно к кражам из храмов. Если кто-то из причастных к этому «бесовскому промыслу» станет уверять, что таким способом спасает церковные ценности, не верьте! Вор есть вор. Для него важны лишь деньги. Церковные купола для него – «клюква», иконы – вовсе не священные предметы, а «доски» или даже «пиломатериалы». Старинная церковная утварь – лишь металл.
Милиция знала, что бесценные произведения искусства сбываются на черном рынке, что поток краденого идет через Москву за границу. Но «в лихие 90-е» было столько криминальных происшествий, что у правоохранитей до всего руки не доходили: кровавые бандитские разборки, убийства, квартирные кражи, уличные грабежи. А тут еще «клюквенники» развелись!
Следователям пришлось вплотную заняться известной им бандой из семи человек. Ее много лет возглавлял некто А. Белолипецкий, промышлявшей кражами антиквариата и церковной утвари. Банда занималась святотатством на территории всего Советского Союза в течение длительного времени, с перерывами на тюремные отсидки.
WhatsApp редакции Петропавловск.ньюс. Присылайте свои видео!
Первые же обыски у членов группировки, проведенные сразу после очередной кражи, принесли поразительные результаты. Сотрудниками милиции было изъято несколько тысяч предметов церковной старины и антиквариата, ещё больше по отлаженным каналам преступникам удалось переправить «за бугор». Было доказано, что только за два года они совершили более 30 преступлений, из них 14 — за пределами Тульского региона: в Калужской, Курской, Липецкой, Кировской, Горьковской областях, Мордовской и Чувашской АССР; на Украине и в Белоруссии. Ущерб государству составил более 400 тысяч рублей (для сравнения: тогда новый легковой автомобиль стоил пять тысяч). Воров пересажали, причем на очень приличные сроки.
Главный «клюквенник», получив 15 лет, очень возмущался: «Столько за убийство дают!».
А они и были убийцами. Сторожа одной из церквей привязали к могильной оградке и оставили умирать на морозе. На волю вышли не все. Сам А. Белолипецкий умер в тюрьме. Потом его подельники. Выходя на волю, они старели и уже не могли карабкаться по стенам и куполам церквей, протискиваться сквозь распиленные решетки окон и громить ломами церковные двери, крыши и стены. Ради чего они отдавали души? И кому? Едва ли Богу…
После суда многие культурные ценности были возвращены владельцам. Задержался в кладовке для вещдоков только оклад одной из икон. Члены банды планировали продать и его, а для увеличения рыночной стоимости реликвии заказали недостающие элементы оклада и саму икону. Но довести начатое до конца им не удалось. Все семеро были задержаны и отправились на нары.
Это были не простые воры, а очень интеллектуальные. Один из них, без отрыва от опасного труда «клюквенника», окончил педуниверситет и нес детям доброе, вечное – преподавал физкультуру в школе. Сам А. Белолипецкий тоже был теоретически подкован – почти окончил исторический факультет. У всех в квартирах нашлись справочники по антиквариату и религиозная литература. Только один тратил все деньги, добытые непосильным трудом, исключительно на импортное спиртное – вся его квартира была завалена пустыми бутылками с наклейками на разных языках. А еще один имел оригинальное хобби – любил обыгрывать земляков из Центральной Азии в карты.
После суда бизнес увял. Но не совсем. Известно, спрос рождает предложение. Недавно один скандально известный шоумен хвастался, что собрал огромную коллекцию старинных икон и мечтает показать ее народу в каком-нибудь крупном музее. Не сказав ни слова о значении и содержании хотя бы одного изображения святых, певец сыпал цифрами, сколько стоит та или иная икона: «За эту я отдал ему (следует другая громкая фамилия) свой «мерседес». О сел за руль и уехал». Где и как были приобретены иконы – ни слова, кроме обмена на «мерседес». Ведь за скупку краденого тоже положено наказание.
Дело, начатое 15 декабря 1981 года, казалось бы, навсегда было закрыто 22 февраля 1983 года и сдано в архив. Описание ворованных ценностей заняло 24 тома, каждый листов по 300.
Времена были дикие, достаточно диких преступлений тоже хватало. Милиционеры, переименованные в полицейских, занимались ими, а «о клюквенниках» все стали потихоньку забывать.
И вдруг в прошлом месяце, почти через 40 лет после описанных выше событий, сразу в нескольких российских СМИ появились сообщения, что в Туле, во дворе здания УМВД РФ по Тульской области в какой-то кладовушке найден серебряный оклад иконы «Феодосия, Черниговского чудотворца» весом более 4 кг, размером в один метр на 60 см. Сначала находку приняли за ржавый лист жести. Но когда его расчистили и отмыли, сотрудницы пресс-группы полиции ахнули – такая красота открылась им! Экспертиза установила, что «находка представляет особую историческую, научную и художественную ценность и по ценам интернет-аукциона может быть реализована за 70 тысяч долларов США (около 4 млн рублей по сегодняшнему курсу).
«Если бы не кропотливая работа тульской полиции, скорее всего, оклад уникальной иконы, украденный в 80-е годы из храма в поселке Советск (прежде – слобода Кукарка) Кировской области, пропал бы», написали Российская и Кировская газеты.
Оказалось, тульские журналисты из пресс-группы полиции прочли сотни страниц разных справочников, изучили гигабайты информации и выяснили, что оклад иконы «Св.Феодосия, Черниговского чудотворца» — это работа «ювелирной фирмы Ивана Петровича Хлебникова и относится к национальной русской школе золотого и серебряного дела конца 19 века, о чём свидетельствует клеймо Московского окружного пробирного управления. В окладе замечательно соединены стиль модерн с народным творчеством, используется сложнейшая техника возрождённых перегородчатых эмалей Киевской Руси.
Имя Хлебникова среди лучших поставщиков ювелирных изделий Высочайшего Императорского Двора и нескольких королевских домов Европы. Работы его фирмы хранятся в Государственном историческом музее, Оружейной палате, украшают храмы Московского Кремля и храм Христа Спасителя». Вот такой раритет валялся в кладовке тульской полиции.
И вот тут уж я насторожилась. Хлебниковы – известная в Петропавловске фамилия. На средства Саввы Исидоровича Хлебникова и его супруги Анны Дмитриевны в то же время – в конце 19 — нач. 20 века – была построена церковь Всех Святых (в народе –Зеленая, или Кладбищенская), а руководил стройкой его племянник, будущий глава Петропавловска Владимир Иванович Черемисинов, получивший в наследство от дяди несколько домов и магазинов на Воскресенском проспекте.
Как оказались все эти люди в нашем городе, мало что известно. Только то, что они прибыли из небольших уральских городов после больших пожаров в Чердыни. О москвиче И.П. Хлебникове, знаменитом ювелире, тоже нет биографических сведений.
А вдруг все эти выходцы из купеческих семей тоже наши?
Пока мне удалось найти сведения о том, что к роду Хлебниковых принадлежали знаменитый поэт Велемир Хлебников и его сестра –художница Вера, и прочитать часть мемуаров знаменитого путешественника А. Хлебникова, участника кругосветной экспедиции капитана В. Головнина. Сколько интересного еще предстоит узнать о людях, носивших такую вкусную фамилию!
Наша страница в Фейсбук! Подпишись!
Как бы то ни было, найдено прекрасное произведение искусства. Сейчас туляки передают оклад иконы. «Св.Феодосия, Черниговского чудотворца» Вятской Епархии. Недостающие элементы оклада восстановят в ее мастерских, он будет находиться в областном центре до момента написания иконы. Церковные художники не торопятся. Они хотят выполнить работу хорошо, не спеша, качественно, со всеми необходимыми процедурами. Для этого требуется степенность, грамотность, чтобы прекрасное произведение искусства вернулось к людям, радовало их еще долгие годы и помогало верующим в трудные минуты жизни.
Читайте также:
http://www.pkzsk.info/jekstrasensy-iz-glubinki/
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск