Это Поленово — Государственный музей-заповедник, один из немногих объектов мировой культуры, не менявший своего статуса со дня своего основания.
Дом и усадьба семьи художника Василия Дмитриевича Поленова совсем недавно отметил свою 120-летнюю годовщину, но в нем и теперь живут и работают Поленовы, сохраняя в неприкосновенности то, что было задумано и создано их знаменитым предком — великим русским художником, первым Народным художников СССР Василием Дмитриевичем Поленовым. Он создавал свою усадьбу и строил дом, сразу предназначая его под первый народный музей в русской деревне.
Сейчас многие зажиточные люди тоже строят много чего, но исключительно для себя — дома, квартиры и усадьбы, иногда даже отбирая участки у тех же заповедников. Например, крутые алматинцы настроили своих коттеджей на склонах Алатау несмотря на то, что это опасно для них же самих – дома могут сползти с гор в долину. Да и поленовскими местами шустрые чиновники районного масштаба пытались торговать, нарушая законы, но угодили в тюрьму, а москвичам, скупавшим в заповеднике по дешевке землю под коттеджи, пришлось расстаться с незаконным приобретением.
История дома Василия Дмитриевича Поленова наглядно показывает, как поступали образованные люди прошлого, иногда вовсе не олигархи, а патриоты, думавшие не только о своем благе, а о просвещении народа.
Художник-передвижник В. Д. Поленов, друг и учитель Левитана, Репина, Шишкина, Архипова, Коровина и других мировых знаменитостей, был и сам известен далеко за пределами родной страны. Он жил в Риме и в Париже, где написал десятки исторических картин, среди них — полотно «Арест графини д’Этремон», за которую в 1876 году получил звание академика. В период русско-турецкой войны он являлся художником при штаб-квартире наследника престола Александра, которого сопровождал на полях сражений и делал зарисовки батальных сцен. После войны путешествовал в Сирии, Египте, жил в Константинополе и Палестине, создал там столько картин, рисунков и гравюр, что о нем говорили: он описал всю земную жизнь Иисуса Христа. С 1882 по 1895 год Василий Дмитриевич преподавал живопись в училище живописи, зодчества и ваяния в Москве. Его пейзажи в советское время знал каждый школьник – репродукции их помещали в учебниках родной речи. Самые известные из таких «учебных» картин – «Московский дворик» и «Борок», или вид Оки.
Все было спокойно в жизни художника: любимая семья, работа, много заказов, признание, а он мечтал о создании музея для народа. Тогда люди не стыдились быть патриотами и заботиться о народе. «Большим городам отдано все — и театры, и библиотеки, и музеи, и картинные галереи. Я же все это, хоть в малой степени, хочу отдать деревне», — писал одному из друзей Василий Дмитриевич, городской человек, но преданно любящий родную природу. Однажды в поисках красивых мест для пленера Поленов и Коровин вместе с учениками проплыли на маленьком суденышке по Оке – мимо курортных и дачных местечек близ Серпухова, Тарусы, Алексина — и навсегда прикипели душой к их сказочной красоте. Поленов написал своей жене и сподвижнице: «Мечтал я об домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…» Удивительные люди, эти патриоты! Перед ними весь мир открыт, а они мечтают о доме в деревенской глуши!
Легко мечтать — трудно воплотить мечту в жизнь. После долгих поисков было выбрано место — высокий холм над Окой под названием Борок. Там, на убогой глинистой земле, росли лишь унылые кусты, несколько дубов да елей и влачили жалкое существование с десяток нищих крестьянских хозяйств. Поленов решил купить этот участок, но, оказалось, владела этим убогим местом крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: Поленов получил во владение холм Борок, а крестьяне от художника — в два раза больше пахотной земли. В то время, когда русские усадьбы приходили в упадок (вспомним хотя бы чеховский «Вишневый сад»), художник создал грандиозный проект своего усадебного комплекса. Его «большой дом» (в нем сейчас музей) – уникальный памятник архитектуры конца ХIХ в. Стиль его трудно определить в общепринятых рамках: по времени создания – это модерн, но давно говорят о поленовском стиле в русском зодчестве. В октябре 1892 года семья Поленовых переселилась в новый дом, именно эту дату и принято считать днем создания музея. Постепенно была расчищена от сорняков земля, посажены ели, дубы, сосны, липы, березы, красивые цветущие кустарники. Так был заложен огромный природный парк — ныне это и есть национальный заповедник. В нем прижилась не только обычная лесная живность, но даже лоси.
Сейчас в музее-заповеднике хранятся многие уникальные материалы знаменитых поленовских акварельных и рисовальных вечеров, которые художник вместе с женой и сестрой устраивал в своем московском доме на Божедомке в 1880-90-е годы. Их участниками были: В.Васнецов, Суриков, Нестеров, Остроухов, К.Коровин, Серов, Левитан, Архипов, С.Иванов, Врубель, Л.Пастернак и другие известные художники. Они рисовали карандашом и пером, пастелью, писали маслом и акварелью. Модели обычно изощренно костюмировали, нередко сами участники позировали друг другу в разнообразных одеждах. Но все они мечтали о своем «гнезде», в котором они могли бы жить, общаться и заниматься творчеством. И его создал их друг и наставник Василий Дмитриевич Поленов и его семья.
В течение многих лет не прекращались заботы «по устроению гнезда художников». Василий Дмитриевич сначала вывозил своих друзей и учеников еще на пустой, высокий берег Оки, где многие их них создали свои картины, акварели, рисунки, ныне признанные шедеврами. Потом был построен бревенчатый сарай, где некоторое время жили художники. Лишь к 1904 году на территории усадьбы появилась изысканная мастерская, за оригинальный внешний вид названная «Аббатство».
Теперь уже не только на пленере, а и в уютном доме работали художники, велись творческие разговоры, знаменитости учили рисовать крестьянских ребятишек. В поместье появился народный театр созданный семьей Поленовых, в котором ставили спектакли актеры- любители: члены семьи, их гости. Потом потянулись в усадьбу жители окрестных селений. Практически сразу Поленов вместе с женой и сестрой, Е.Д.Поленовой, приступил к созданию музейной коллекции, в основу которой легли художественные «накопления» четырех поколений семьи Поленовых.
Василий Дмитриевич родился в 1844 г. в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов (1806- 1878) был не художником, а высокообразованным дипломатом. Сын академика русской словесности, он страстно увлекался археологией и библиографией. Зато мать художника, Мария Алексеевна Поленова (1816- 1895), — внучка архитектора Н.А.Львова, строившего для петербургской знати богатые дом и дворцы. Она была детской писательницей и талантливой художницей брюлловской школы, сама учила живописи своих детей – из пятерых воспитала двух известных художников. Кроме Василия, известной театральной художницей была его сестра Елена. В Аббатстве и сейчас можно увидеть театральные костюмы, маски, эскизы декораций и «актеров» кукольного театра, созданные этими талантливыми женщинами и их воспитанниками из крестьянских детей.
В Адмиралтействе, в Фахверковом сарае недалеко от Большого дома развернута экспозиция «Художественные традиции семьи Поленовых», рассказывающая о творчестве М.А. Поленовой – матери художника, Н.В. Поленовой, жены художника, и Н.В. Поленовой, его дочери, тоже прекрасной театральной художницы. Все они внесли свой вклад с создание музея, в сохранение его богатства и традиций.
Существовал негласный договор с художниками, гостями усадьбы, — оставлять в дар хоть один рисунок. Можно представить себе, что это были за дары! Ведь в Поленове бывали Репин, Левитан, Коровин и многие другие, кто чтил своего любимого учителя и друга. Их трудами в какой-то мере создан этот необычный музейный комплекс.
Поленово всегда было живым. Конечно, это музей. В его запасниках и в экспозиции 11 тысяч единиц хранения: произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, личные вещи В. Д. Поленова и членов его семьи, подлинные фотографии, предметы интерьера и быта, библиотека художника.
Но Поленово всегда славилось, как сказали бы теперь, работой с населением. Этим же оно знаменито и теперь. Там учили (и учат сейчас) рисовать всех желающих, читали и читают лекции об искусстве, ставили и ставят детские и взрослые спектакли. В лодочном сарае Адмиралтейства строили суденышки и совершали на них «кругосветные» путешествия по Оке. Заметное место в жизни художника и его сельского музея занимала музыка. Не имея специального образования, Василий Дмитриевич сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера. Зрителями бывали все желающие, в том числе, крестьяне из соседних деревень.
В 1920 году В.Д. Поленовым была создана диорама для показа «туманных картинок». Это были предки… телевизоров, наверное, или видео. Своеобразные «фильмы» рисовали все художники. Самый известный из них -«Кругосветное путешествие». Он был создан самим Василием Дмитриевичем. Его недавно восстановили и показывают посетителям музея. А тогда, сто лет назад, волшебные световые картинки о разных странах были праздником для крестьянских ребятишек.
Каждый из интерьеров дома — портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская — и каждая вещь в доме связана с Василием Дмитриевичем. И о каждом из них Поленов мог рассказать очень много. Он был первым экскурсоводом по собственному дому. О себе самом он почти не говорил, а, рассказывая о тех или иных предметах, вспоминал о людях, причастных к истории появления коллекций, об исторических событиях, о целых эпохах.
Государство высоко оценило вклад Поленова в культуру и искусство и его большую общественную деятельность, присвоив ему звание Народного художника республики (в то время высшее почетное звание) и предоставив ему и его семье право пожизненного пользования усадьбой Борок. Позже, в 1939 году, Поленовы подарили стране музей и все ценности, находящиеся в нем.
Поленово называют живым памятником его создателю. Он сделал усадьбу сокровищницей художественных ценностей и хранилищем памяти о нем и его семье. До наших дней здесь удалось сохранить обстановку такой, какой она была при жизни художника. Там все дышит памятью о нем. Музей обладает одним из самых значительных собраний работ самого Поленова, хотя они хранятся и во всех крупнейших музеях России. Ими гордятся Третьяковская галерея и Петербургский Русский музей. На многих пейзажах — Ока и прекрасные приокские места.
Близ знаменитой усадьбы есть и другие материальные памятники художнику. Еще при жизни В.Д. Поленова по его проекту и на его средства были построены и полностью оборудованы две школы для деревенских ребятишек. Дети учились писать и читать, обучались ремёслам. В школе была библиотека из произведений лучших русских и европейских писателей . Одна из школ работает и сейчас.
Под руководством Поленовых в селе Страхово был создан первый в стране крестьянский театр. Тогда же в соседнем селе Бехово, также по проекту художника, была возведена красивейшая церковь Святой Троицы. Она, как и школа, тоже никогда не закрывалась. И сейчас в ней идут службы, а рядом — мемориальное кладбище семьи Поленовых. На могиле Василия Дмитриевича – высокий крест, тоже выполненный по его собственному эскизу. Ежегодно в музее-заповеднике бывают тысячи экскурсантов и приходят на это святое место поклониться памяти замечательной семьи.
От церкви, с высокого холма видна любимая всеми Поленовыми Ока, а на другом берегу виднеется другой природно-архитектурный заповедник – Таруса, дачное местечко, связанное с именами многих российских знаменитостей. Его обитатели часто бывали в Поленово, любили его. Там жила семья Марины Цветаевой, Н.Заболоцкого, Беллы Ахмадулиной, Тарковских, семьи десятков других литераторов, деятелей кино, художников, в картинах которых живут поленовские места. И сейчас там снимают или имеют дачи современные знаменитости, например, сыновья Владимира Высоцкого. Кстати, в Тарусе обитают и некоторые казахстанцы, перебравшиеся в Тарусу в 90-е годы.
Умер Василий Дмитриевич в 1927 году в возрасте 83 лет, сохранив свой дом-музей в яростные годы революции и гражданской войны. Он воспитал таких наследников, что они до сих пор продолжают его дело. Долго возглавляла коллектив музея его сестра Елена Дмитриевна. Затем внук Дмитрий Федорович , бывший морской офицер, народный депутат РФ, писатель и художник. Больше 20 лет музеем руководила Наталья Грамолина его жена. Недавно она получил высокую награду «За заслуги перед Отечеством» из рук Президента РФ В.Путина и ушла на пенсию. Теперь директором музея стала уже правнучка великого художника – Наталья Поленова. Ставят на столь высокий и очень ответственный пост членов знаменитой фамилии не по родству, а за их знания, прекрасное образование и преданную любовь к родному гнезду. Ведь каждый из них родился и вырос в родной усадьбе, учился в сельской школе, созданной их предком, почти все еще детьми водили экскурсии по заповеднику, а покидали ее только для учебы в художественных вузах Москвы или за рубежом, как Наталья Федоровна, получившая образование музейного работника во Франции.
Все традиции, заложенные Поленовым, живы и по сей день. За 130 лет поленовский дом стал народным музеем и местом детских фестивалей и театральных праздников, выставочной площадкой и для молодых, и для маститых художников, общей творческой студией для самых талантливых народных мастеров. Нередки здесь и различные семинары для взрослых, на которые приезжают музейщики из разных стран. Как сто лет назад, в Поленове работают детские школы искусств, театр, проводятся фестивали, художественно-прикладные выставки-ярмарки.
Чтобы сделать свежие фото для наших читателей, я увязалась на экскурсию со школьниками и тихонько наблюдала за девушками и юношами, ходившими по дорожкам парка, посаженного Поленовыми более сотни лет назад. Какими светлыми были лица ребят! Какое бережное отношение и причастность к красоте и истории родного края чувствовалась в каждом их шаге! Такие дети, уверена, будут беречь наследие, полученное ими от предков.
Как всегда, когда видишь что-то хорошее даже в дальних странах, появляется желание перенести или создать такую же красоту в родных краях. Боюсь только, что кто-нибудь из наших «хранителей истории», получив в наследство городу, например, парк близ Пестрого или редчайшие растения в Золотой осени первым делом начнет вырубать вековые тополя, сосны или березы и сооружать там свои коттеджи за железными заборами.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск