Очень много хорошего подарили миру китайцы. Даже поздравительные открытки придумал этот талантливый народ более тысячи лет назад.
Сначала это были кусочки рисовой бумаги с изящным рисунком. На них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего его на месте. Потом на них стали писать надписи, сопровождающие новогодние подарки, а затем — и поздравления. Древние китайцы желали друг другу того же, чего и мы сейчас своим друзьям: счастья, здоровья, долголетия и благополучия.
Но сам обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками придумали в старой доброй Англии. Первым через почту поздравил своих друзей с наступающим 1843 годом англичанин Генри Коул. Поздравление очень понравилось адресатам. Тогда Коул обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку с пожеланием «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». Картинка изображала семейство сэра Генри Коула, которое отличалось и состраданием, делилось с бедняками одеждой и едой. Кусочек картона был расписан красками вручную и отпечатан литографическим способом. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток. С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир.
В Россию первые рождественские открытки тоже пришли из Англии в 90-х годах XIX века. Предприимчивые купцы покупали за рубежом только такие карточки, на которых рисунок не сопровождался надписью на «иноземном». Поздравления потом легко наносились на русском. Дело было хлопотное, а потому и продавали открытки по рублю, а то и дороже. Затем по заказам крупных книжных магазинов открытки стали печатать для России за рубежом, преимущественно в Германии. Обычно на них изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком — тугим мешочком с деньгами. Чуть позже художники стали рисовать «художественные» открытки с традиционными российскими новогодними пейзажами — заснеженными еловыми лесами и изображением церквей. В народном представлении Новый год был неразрывно связан с Рождеством, с красивыми торжественными службами и обрядами. Открытки украшались золотом или блестящей крошкой. А деловые поздравительные открытки выполнялись в более строгом и простом стиле.
Одним из первых художников почтовой открытки считается академик Николай Каразин (1842-1908). В Европе его талант ценили высоко, но в России художник был забыт, хотя для изучения истории Казахстана его очерки и зарисовки имеют большое значение: Н. Н. Каразин принимал участие в азиатских походах как художник и много лет отдал изучению нагорной Азии, степного Туркестана и Семиречья и его главного города Верного (ныне Алматы). Он живо откликался на злободневные темы, события, явления, на все стороны жизни края. Каразин запечатлел памятники старины, к сожалению, сейчас утраченные. Торжественные, радужные, полные любви к родному очагу его акварели достопримечательностей Туркестана стали первыми в России почтовыми открытками. До наших современников дошло около четырёх тысяч рисунков, картин, виньеток Н. Н. Каразина, ярких, живых, редких свидетельств прошлого тогда далекого и экзотического края. Большинство ещё не прочитанных «каразинских открытых писем» не опубликовано и хранится в запасниках многих музеев мира. Первые каразинские открытки были выпущены петербургским товариществом «Цзин-Лун», крупнейшим поставщиком чая. Это были картонки стандарта 9х14 см, установленные Всемирным почтовым союзом.
В начале двадцатого века открытки стали для России особым искусством. Ими украшали интерьеры гостиных, красиво располагая, например, в виде вееров над туалетными столиками дам, выставляли на каминных полках, вставляли в специальные домашние альбомы. К Рождеству 1898 года попечительным «Комитетом общины св. Евгении» была издана серия из десяти открыток по акварельным рисункам известных художников того времени: Л. Бакста, И. Билибина, А. Бенуа, К. Маковского, Н. Рериха. Помимо пухлых поросят главными персонажами открыток были роскошные трилистники, сказочные гномы, весёлые таксы, трубочисты, ангелы и даже мухоморы. Новогодние сюжеты пестрели лесными пейзажами и очаровательными детьми, которые играли в снежки или с нескрываемым восторгом спускались на санках с крутобоких гор. На открытках с заснеженными избушками, лихими тройками, нарядными крестьянскими детьми присутствует непременная трогательная надпись «С Рождеством Христовым!».
Казахстан тогда тоже не отставал от моды. В Верном доморощенные открытки выпускало и продавало знаменитое фотоателье «Лейбин и сыновья», их издавало знаменитое московское издательство «Шерер, Набгольц и Ко». Особенно широкое распространение получили казахстанские открытки с открытием в 1907 г. Н. А. Тарнецким Варшавского представительства Всемирного почтового Союза.
В Австрии был очень распространен обычай рассылать новогодние открытки с национальными символами счастья. На таких почтовых карточках обычно изображается трубочист, четырехлистный клевер и … свинья – символ изобилия.
История новогодней открытки в Российской империи прервалась в 1916 году – во время первой мировой войны как «немецкая выдумка», а вовсе не была запрещена большевиками, как принято считать. Из жизни страны на долгие годы исчезли открытки «Съ Рождествомъ Христовымъ!», поздравления «Съ Новымъ Годомъ!» да и сама новогодняя ёлка…
После революции она далеко не сразу восстановилась. Медленно стала возвращаться новогодняя открытка лишь в 30-е годы, когда страна оправилась от военной разрухи. Тогда почти на всех открытках рисовались кремлевские звезды, елки, веселые дети. Дед Мороз уже ехал не на тройке, а летел на самолете или космической ракете. Один из филокартистов составил коллекцию новогодних открыток, которые все вместе рассказывали историю …транспорта.
Недолго счастливые советские люди поднимали бокалы за счастье в Новом году грянул 1941 год. Появились совершенно новые сюжеты маленьких агитплакатов: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» — таким было новогоднее поздравление в 1942 году. Под стать ему — и пожелание: «Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Сам будь героем!» В качестве изображения на открытках были помещены портреты героев, с которых следовало брать пример: Чапаев, Щорс и Котовский. С другой стороны этой военной открытки был еще один призыв — «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!» Эта открытка была выпущена в Москве.
Открытки послевоенных лет кажутся нам сегодня домашними, теплыми и уютными, воспевающими мирную жизнь, возвращение к семейным праздникам, чистой скатерти и звенящим бокалам, к чистым румяным детям, занимающимся зимними видами спорта. После военных лишений новогодние открытки вошли в жизнь непривычной красотой. Однако, что бы ни было изображено на новогодней открытке, у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.
Сейчас опять существуют и рождественские, и новогодние открытки. На многих из них изображаются символы восточного календаря, хотя он не совпадает с привычным нам европейским.
Возможно, в семьях казахстанцев хранятся бабушкины альбомы со старинными фотографиями и открытками. На них могут оказаться миниатюрные копии известных художников и даже Н. Каразина с его азиатскими сюжетами. Настоящее счастье коллекционеров. Эти чудо — карточки многие берегли как память о близких и любимых людях, считая их теплые надписи на открытках оберегами. Ведь считалось, что «под Новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается!»