29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Школу в Рабочем посёлке Петропавловска строили на деньги меценатов

На этом старом-старом снимке на первом плане запечатлены мальчишки, видимо, сбежавшиеся со всего Петропавловска на какой-то митинг около памятника вождю революции. А может, не сами сбежались, а для массовки их вывели учителя вон из той школы, что в правом углу снимка? По фото видно: чихать ребятне на начальство, окружившее скульптуру, и на то, что оно там говорит! Им интереснее фотограф, к которому все и повернулись лицом. И не зря — запечатлели себя навеки, а нам задали загадку типа «Что? Где? Когда?».

Вот первая – что изображено? Этот снимок гуляет по интернету с подписью «Открытие памятника Ленину в Петропавловске». Однако памятник в нашем городе был установлен 19 июня 1926 года, а на фото изображена отнюдь не июньская погода. Скорее, апрельская или октябрьская: деревья голые, вон как прячут дети в рукавах и в карманах озябшие руки! И шапки на них вовсе не летние, и платки на женщинах тоже. Значит, происходит что-то другое – не открытие памятника, а какое-то более позднее мероприятие. Памятник-то уже стоит!

 

Теперь «Где?». Возможные потомки ребят, запечатленных на фото, часто тоже замечают не столько скульптуру вождя и даже не толпу народа, сколько ничем не примечательный деревянный дом в правом углу снимка, и пишут в комментариях: «О! Это школа №32! В ней еще мой дед учился!» Некоторые сообщают, что сами когда-то посещали эту первую и много лет единственную школу на станции Петропавловск. Значит, вот «Где?» все происходит! Близ станции!

 

Храм слева – железнодорожная церковь Марии Магдалины, или просто Мариинская. Именно при ней была создана церковно-приходская школа имени сахарозаводчика Н.А. Терещенко.

 

 

 


Справка

Церковно-приходские школы создавались при церковных приходах, в основном, в сельской местности. Существовали трех- и пятигодичные школы. В этих школах преподавались: закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметика и история. Материал для чтения был по большей части религиозного содержания. Управлял церковно-приходскими школами совет Синода через епархиальные училищные советы. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие церковно-учительские школы и епархиальные училища.


 

Точно такой же была первая железнодорожная церковно-приходская школа на станции Петропавловск. Как ни восхищаемся мы подвигом строителей Транссиба, изменившего жизнь нашего города, сделавшего его крупным перевалочным пунктом в торговле со Степью, но следует сказать, что денег в государственной казне едва хватало на основные объекты. А железная дорога – это же не только насыпи и рельсы. Приходилось создавать, как говорят сейчас, всю инфраструктуру: вокзалы, депо, мастерские, жилье, бани и т.д. Так рядом со станцией, тогда находившейся в 2-3 верстах от города, образовался поселок, населенный местными железнодорожными рабочими и служащими. Он так и назывался – Рабочий, а ребятишек там было предостаточно. Рядом был еще переселенческий пункт для крестьян, перебиравшихся из Центральной России в Сибирь.

 

 

Там была своя «инфраструктура» – питательный и врачебный пункты. Но главное — там тоже были дети, а их следовало учить, хотя бы временно. И на соседних станциях, быстро превращавшихся в городки, жили тоже не бездетные железнодорожники. А где учить их потомков? Городские власти не считали себя обязанными заботиться о детях железнодорожников – у них со своими, городскими школами, забот хватало. Родители из Рабочего поселка даже устраивали сходы, на которых требовали принимать их детей в городские училища или построить для них свое. Но учить ребят в городе – слишком дорогое удовольствие для рабочих семей: за учебу надо было платить или искать покровителя, который бы это делал за родителей. Да и возить ребятишек в городские храмы далеко.

 


Справка

По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи в 1897 году в Петропавловске проживало 19688 человек. Грамотными были 29,7% жителей. Количество детей школьного возраста (7-15 лет) составляло 3660 человек, из них грамотных — 1300 (35%). В 1897 году в городе функционировало 13 учебных заведений различных уровней и ведомств: 4-классная женская прогимназия, 5-классное городское училище ведомства Министерства Народного Просвещения; три церковно-приходские школы ведомства Православного Вероисповедания; два станичных училища (мужское и женское) Сибирского Казачьего войска. Кроме того, мусульманская часть населения города получала начальное образование в шести магометанских школах при мечетях. На одно учебное заведение приходилось более 280 детей.


 

Как же так получилось: при таком количестве школ – аж 13! — две трети горожан было неграмотным? Среди сельских жителей грамотных было еще меньше — только 8%.

 

Бурно развивающейся промышленности, в частности, железной дороге, нужны были образованные или хотя бы грамотные люди, а где их взять? Пришлось строителям Великого сибирского пути заняться еще и вопросами просвещения – возведением храмов и церковно-приходских школ при них, дабы «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Строить их, однако, было не на что. Тогда в 1894 году, «по высокому почину» Николая II, при канцелярии Кабинета министров был открыт прием пожертвований на строительство церквей и школ в районе Сибирской железной дороги. Собранные средства и составили фонд имени Александра III, «по велению которого было начато строительство Сибирской железной дороги».

 

Легко представить, как бы отреагировали наши современники на такое обращение руководителей любой стройки века –собирать деньги на строительство храмов и школ при них! Нет-нет, и тогда были взятки и хищения! Некоторых руководителей, особенно жуликов-подрядчиков, и тогда за такое сажали в тюрьму, а кто-кто, разорившись, кончал жизнь самоубийством. Были и такие, кто «на сэкономленных материалах» огромные деньги сколачивал. В нашем случае, наоборот, зажиточные граждане всей страны охотно вносили пожертвования на строительство храмов и школ на Транссибе. Это было престижно – прослыть меценатом, да еще при таком Фонде –имени самого недавно усопшего царя! Ведь самым главным жертвователем была семья императора Николая II. С апреля 1894 по август 1903 гг. в Фонд имени Императора Александра III из различных источников поступила сумма в 1 миллион 823 тысячи 137 рублей. На эти средства к 1903 году вдоль линии Сибирской магистрали было возведено 218 православных храмов, а при каждом из них – школы. В том числе – и в Петропавловске.

Благодетели-жертвователи были разные. Некоторые делали пожертвования бескорыстно, «из человеколюбия и выполнения христианского долга». Пожилые люди оставляли в наследство Фонду свое имущество или капиталы. Другие делали вклады ради наград и получения чинов и льгот. Например, за взнос в Фонд даже 10 и более рублей мелкие меценаты получали красивые значки, которые могли носить на цепочке для часов. Самый большой взнос в строительство в Петропавловске Мариинской церкви и школы при ней внес один из самых крупных меценатов России — Николай Артемьевич Терещенко (1819 -1903), крупнейший сахарозаводчик, общественный деятель, благотворитель.

Николай Артемьевич Терещенко

 

На его пожертвования во многих городах и селах России и Украины тогда уже были построены не только такие маленькие школы, как наша ЦПШ, а даже институты и другие учебные заведения, больницы, великолепные храмы и монастыри, приюты для сирот и детей инвалидов, ночлежные дома для бездомных. За свою жизнь на благотворительность семья Терещенко потратила более 4 млн рублей.

 

В конце XIX века дошла забота Николая Артемьевича и до далекого Петропавловска. На церковное и школьное строительство в Сибири Н.А. Терещенко пожертвовал в Фонд имени Императора Александра III 200 тысяч рублей. Из этих денег 22200 руб. было направлено на возведение церкви и школы на станции Петропавловск. Благодаря далекому от наших краев общественному и политическому деятелю первого сентября 1899 года 26 мальчиков и 17 девочек сели за новенькие парты, тоже купленные вместе с книгами и наглядными пособиями на деньги Н.А. Терещенко. Мало того, когда через год в школе случился пожар и все ее оборудование погибло, здание отремонтировали опять на деньги благотворителя и снова закупили все необходимое, затратив на все это еще 1500 рублей. Поэтому школе и было присвоено имя Н.А. Терещенко, которое она носила до самой революции. Заслужил Николай Артемьевич! И он получил свой очередной орден за благородный поступок.

 

В следующем, 1900-1901 учебном году, количество школьников увеличилось вдвое. Люди понимали значение образования для своих детей и стремились учить их, чтобы они имели «хорошую должность и кусок хлеба в дальнейшей жизни».

 

Но все было не так просто. Рос город и пристанционный поселок, увеличивалось количество желающих поступить в школу, а она уже не могла принять всех желающих. Вот что писал журналист в 1912 году в газете «Ишимский край», выпускавшейся в Петропавловске, в статье «Беспомощное положение двухклассной железнодорожной школы». «Одним из самых больных мест жителей железнодорожного поселка при станции Петропавловск является вопрос школы. На весь посёлок, имеющий до пяти тысячи жителей, имеется всего одна школа, где, кроме того, обучаются и дети служащих на линии. Но и эта школа находится в самом плачевном состоянии, как в гигиеническом, так и в педагогическом отношении. Школа настолько тесна, что учащихся приходится делить на две смены. С 9 до 12 часов первая смена и с 13 до 16 часов вторая смена. При таких условиях учащимся второй смены приходится особенно тяжело, так как в крайне тесном помещении накапливаются вредные испарения, и спёртый воздух очень пагубно влияет на здоровье учащихся. Железнодорожная интеллигенция горячо принялась за изыскание средств для устройства общежития для приезжающих с железнодорожной линии учеников…Она задалась целью создать общежитие для учащихся с линии, которых насчитывалось до 30 учеников и учениц, ежедневно приезжающих с линии в школу… Близко принимающая к сердцу дело просвещения, группа интеллигентных служащих дороги собрала пока небольшую сумму денег и приступила к организации общежития для учащихся линии. Начатое дело подходит к концу, и общежитие на днях будет открыто. Пока оно рассчитано только на 8 учащихся мальчиков». Так благодаря заботам местной интеллигенции в Петропавловске появился еще и первый интернат.

 

Еще один интересный исторический факт. Непосредственное наблюдение за ходом строительства Транссиба тогда осуществлял начальник Сибирской железной дороги, тайный советник, инженер путей сообщения В. Павловский, а изыскательными работами от Уфы до Челябинска и далее в Западной Сибири руководил талантливый инженер, экономист и писатель Гарин-Михайловский.

Гарин-Михайловский

 

«Благодаря их трудам уже к началу ХХ в. на железнодорожных станциях насчитывалось 16 вполне благоустроенных храмов и 27 школ. Конечно, это были еще маленькие школы – низшие, т.е. начальные, но их выпускники могли учиться дальше и становиться специалистами в разных отраслях народного хозяйства, которое развивалось и так нуждалось в грамотных специалистах.

 

Нынешним родителям кажется, что прежде все было стабильно: учебники, программы, тетради, ручки с перышками «пионер» и даже красивая школьная форма. Это сейчас какие-то злодеи придумали компьютеры, учебники, не понятные мамашам, якобы блестяще окончившим советскую школу. Вон какую истерику некоторые «отличницы» устроили недавно в интернете по поводу всего-то двух упражнений в учебнике русского языка! «Не нужны нам компьютерные термины! Если мы их не понимаем, то наши дети вообще идиотами вырастут»! И в царское, и в советское время школы часто реформировали, конечно, всегда под предлогом улучшения образования и воспитания детей и часто по воле какого-нибудь чиновника. У нас ведь все знают, как лечить и учить народ.

 

Давайте еще раз посмотрим на фото, на котором запечатлена страничка этого самого «прекрасного прошлого» — явно 20-е годы ХХ века. Пока еще стоит красивейшая Мариинская церковь, но она уже изувечена — без крестов на куполах. Вместо них – флажок, явно красный. Значит, храм уже превращен в Дом юного атеиста или в общежитие для рабочих. А школьная форма… Как еще далеко до нее! Вон в какие «клифты» одеты ребятишки! Была, к сожалению, и такая грустная страница в истории нашей страны. Но были ведь и светлые, и грамотность у нас стала 100-процентной, и прекрасные средние высшие учебные заведения. В них дети не только не платили за образование, еще и стипендии получали. Что скрывать, такое, как на снимке, наследство получила советская школа, которую сейчас многие вспоминают с ностальгией. История образования показывает, какой непростой путь пришлось пройти педагогам, чтобы дать молодым людям возможность учиться и получать профессии, которые они хотят.

 

Сейчас ничто не напоминает о том времени, когда «железнодорожная интеллигенция» боролась за открытие хотя бы крошечной школы для детей рабочих. Сейчас с трудом узнают выпускники школы даже место, где она простояла 82 года. Там давно уже нет кривых деревянных избушек и заборов. Со времени основания «прабабушка» железнодорожных школ претерпела немало изменений в названиях, получала статусы женской, мужской, начальной, неполной средней школы. Но всегда в ней учились и учатся дети железнодорожников и жителей ближайших к станции домов.

 

Постепенно деревянный дом состарился, перестал отвечать требованием современности, и на его старом участке в 1973 году построили новое здание — средней школы №32 им. С.Муканова, ныне одной из лучших в Петропавловске.

Она стоит на улице имени выпускника петропавловской школы 1936 года — Героя Советского Союза летчика Вениамина Борисовича Кошукова. Хотя юноша учился уже в советской, а не в церковно-приходской школе, и о его духовности заботились советские учителя, это не помешало ему стать настоящим патриотом. К январю 1944 года 22-летний лейтенант Вениамин Кошуков, заместитель командира эскадрильи, совершил уже 120 боевых вылетов и сброс десантам на Керченском полуострове продовольствия и боеприпасов, за что был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Но через три месяца самолёт Кошукова был сбит над Латвией. Экипаж погиб. Осталась только память о Героях.

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Один комментарий

  • Александр Лебедев

    Мариинская церковь была во дворе отделения ЮУЖД совсем рядом старая школа, новая 32я довольно далеко. Похоже старая находилась по Сатпаева и еще в 1977 г и в ней были склады комбината бытового обслуживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *