Три года своего существования Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) не вылезал из скандалов. Здесь и списание миллиардов, финансирование банков и сомнительных проектов, и ударный аккорд – арест руководства фонда в первых числах нового года. О подробностях скандальных историй, связанных с ЕНПФ, напоминает автор сайта «Номад» Талгат ИБРАЕВ.
В сущности, по итогам пенсионных реформ прозорливые казахстанцы над своими накоплениями уже даже не рыдают, поскольку оные накопления в самых жутких прогнозах зарываются в коррупционные грядки.
Прежде чем перейти к каверзной истории ЕНПФ, позвольте напомнить историю самой пенсионной реформы, по результатам которой нам некогда обещали безбедную старость. В принципе, создается впечатление, что господа реформаторы всерьез рассчитывают на массовую народную амнезию, ибо только таким расчетом можно объяснить выкрутасы, совершаемые с нашими деньгами
Вообще-то на старте реформы, поданной как великое приобретение родом из Чили, ее инициаторы гарантировали, что к пенсии каждый казахстанец скопит на счету миллион тенге. Дескать, большего на 15-20 лет послепенсионной жизни и не понадобится, и жить пенсионер будет если не хорошо, то нормально. Было это в 1997 году, когда вклады населения собирали в ГНПФ – родоначальнике нынешнего фонда и всех предыдущих.
Сегодня идея прожить не то что 20 лет, а хотя бы год-два на миллион тенге даже не смешна. Такой суммы, спасибо инфляции и девальвациям, не хватит ни на лечение, ни на хлеб с маслом, ни на качественный отдых за рубежом. То есть мечта побывать в шкуре сытых и обихоженных иностранных бабушек и дедушек, раскатывающих по курортам, для большинства будущих пенсионеров из Казахстана давно накрылась медным тазом. Тут бы с голоду на старости лет не помереть
Многие годы противники принудительной реформы с цифрами в руках доказывали, что система не приносит прибыли, не позволяет деньгам вкладчиков работать, а лишь аккумулирует их в одной кубышке. Появление множества частных фондов взамен одного ГНПФ ситуацию принципиально не изменило – фонды по-прежнему зарабатывали меньше, чем сжирала инфляция.
Это и стало официальной причиной возврата к единой государственной структуре, которая якобы способна масштабно инвестировать и масштабно пополнять вклады процентами. Поэтому в августе 2013 года средства из частных фондов были перенесены в АО «ЕНПФ», созданное, как водится, с помпой и развесистыми обещаниями.
Теперь же выясняется, что контроль государства не в состоянии ни сохранить, ни приумножить наши пенсионные сбережения, во всяком случае, такое подозрение (будем предельно корректны) закрадывается при изучении трехлетних подвигов ЕНПФ. Также создается ощущение, что один лишь арест верхушки фонда в цивилизованной стране стал бы причиной национального референдума по вопросу прекращения принудительных отчислений.
Однако в наших условиях такая идея звучит прямо-таки кощунственно. Граждане Казахстана исправно продолжают платить 10% своей зарплаты людям, делающим с нашими деньгами вещи непонятные, а иногда подсудные даже в королевстве кривых зеркал.
Вероятно, мы ждем объявления о том, что пенсии пропали окончательно и невозвратно, вроде как средства ФОМСа, вместе с его руководством исчезнувшие за границей. Ах да, пардон, совсем скоро в дополнение к пенсионной принудиловке нас ожидают и обязательные отчисления во вновь созданный фонд медстрахования. По крайней мере, за криминальной хроникой следить будет весьма познавательно.
Что же такого интересного творил с пенсиями казахстанцев ЕНПФ? Сразу оговоримся, что вешать всех собак только на пенсионников несправедливо, поскольку за их действиями надзирают правительство (в лице Минфина) и Нацбанк, управляющий фондом. Тем не менее, специфика руководства, очевидно, себя проявила. Итак, 9 января было объявлено об аресте руководителей ЕНПФ.
Как сообщили в КНБ, председатель правления фонда Руслан Ерденаев, начальник управления финансовых рисков департамента управления рисками АО «ЕНПФ» Муса Бахтов, председатель наблюдательного совета АО «АлатауМунайАлтын» Бахытжан Кенжебаев и директор ТОО «Бузгул Аурум» Айдар Найзагарин проведут за решеткой два месяца.
По мнению органов, данные граждане подозреваются в совершении умышленного тяжкого уголовного правонарушения против собственности. Им предъявлено обвинение по пункту 2 части 4 статьи 189 («Присвоение и растрата вверенного чужого имущества») УК РК. Сумма сомнительной сделки, по факту которой и началось досудебное расследование, составила 5 млрд тенге.
Ранее сообщалось, что в конце декабря следственное управление департамента Комитета национальной безопасности (ДКНБ) по Алматы по обращению Нацбанка начало досудебное расследование по факту приобретения ЕНПФ акций ТОО «Бузгул Аурум» на сумму 5 млрд тенге за счет собственных средств. Нацбанку эта сделка показалась сомнительной.
Чуть позже КНБ раскрыл схему вывода денег из ЕНПФ. По данным Комитета, в фонде знали, что покупка облигаций ТОО «Бузгул Аурум» несет большие риски, именно такое изначальное заключение выдал департамент управления рисками ЕНПФ. Но в повторном заключении, составленном главой управления финансовых рисков ЕНПФ Мусой Бахтовым, рискованность этого вложения уже была резко преуменьшена.
На скорейшей покупке ценных бумаг ТОО настаивал председатель правления фонда Руслан Ерденаев. Со стороны «Бузгул Аурума» ряд фиктивных документов для размещения облигаций на Казахстанской фондовой бирже и приобретения их фондом подписал директор компании Азат Найзагарин. В результате ЕНПФ приобрел 500 тысяч облигаций компании на сумму 5 млрд тенге, под мифический, очевидно, инвестиционный доход от покупки в 19% годовых.
В КНБ считают, что 5 млрд тенге были направлены вовсе не на расширение производства «Бузгул Аурум», а их на личные нужды использовал единственный учредитель ТОО Бахытжан Кенжебаев (он же председатель наблюдательного совета компании «АлатауМунайАлтын»).
Таким образом, «в сговоре группой лиц» было осуществлено хищение чужого доверенного имущества. Расследование в настоящий момент продолжается.
Здесь отметим, что пенсионные накопления в Едином накопительном пенсионном фонде по состоянию на 1 декабря 2016 года составили 6,64 трлн тенге. То есть грядка просто-таки неисчерпаемая.
А в мае 2015 года нам популярно объяснили, как активно ее пропалывают. Тогда заместитель председателя Нацбанка РК Дина Галиева сделала любопытное заявление, сразу вовлекшее ЕНПФ в скандал. По словам Галиевой, в результате реорганизации казахстанской пенсионной системы и объединения фондов в Единый накопительный пенсионный фонд было списано в общей сумме 90 млрд тенге пенсионных накоплений граждан.
«Это всего лишь 2% от всей суммы накопления», – поспешила заверить Галиева, но вкладчиков это не успокоило. Ураган разразился нешуточный, а некоторые депутаты Мажилиса предложили банкиров сажать.
«Куда делись эти деньги? У каждого банка были свои страховые компании, вот эти деньги они просто использовали в этих страховых делах. Выплачивали кредиты, брали с этих денег «шапки», и сейчас мы говорим: «Не знаем». Сажайте этих банкиров тогда», – возмущался депутат Мухтар Тиникеев, позже также угодивший в неприятности из-за горячего нрава.
Позже выяснилось, что исчезновение «каких-то жалких 90 млрд» всего лишь верхушка непоняток, возникших в ходе перемещения денег из частных фондов в единую копилку. Что вы прикопались, в самом деле? Во-первых, при переносе гигантских сумм попросту не могло не случиться утечек. Не в нашей стране, во всяком случае, и не у наших «огородников». Во-вторых, на 90 млрд можно несколько лет кормить пару аулов, населенных пенсионерами, – действительно, сущая мелочь.
Эксперты заявили тогда, что вопрос о приобретении пенсионными фондами бумаг аффилированных структур поднимался неоднократно. Нацбанк также прежде объяснял, что еще до передачи активов в ЕНПФ 26 эмитентов допустили дефолт по своим обязательствам, но в ЕНПФ бумаги этих эмитентов переданы как действующие активы.
Регулятор известил правоохранительные органы, по крайней мере, так значилось в официальном сообщении. Хотя о связи некоторых финансовых институтов с фондами говорилось все годы их существования. Достаточно странно, что проблема пропавших денег не была соответствующим образом раскручена.
Следующий скандал громыхнул в январе 2016, и его подробностей до сих пор четко отследить не удается. Речь идет о поддержке частных банков из средств ЕНПФ. Например, депутат Мажилиса Азат Перуашев заявил тогда, что «10 казахстанских банков заимствовали в ЕНПФ суммы от 34 млрд тенге до 100 млрд тенге». Было указано, что выделяемые из пенсионного фонда средства часто превышают собственный капитал банков на 20-40%. Как отметил депутат, «такие вложения можно назвать чистой благотворительностью». За счет простых вкладчиков, разумеется.
Чуть позже председатель правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Аблай Мырзахметов выразил надежду на то, что средства пенсионного фонда будут использованы для поддержки банковского сектора.
— Сейчас решили, что управлять пенсионным фондом будет совет при главе государства, который управляет и Национальным фондом. Мы будем такую заявку подавать. Глава государства говорит, что не надо увлекаться, но это же не значит, что вообще не надо давать денег. Такого запрета нет. Мы не исключаем, уверены, что убедим, и какие-то средства из пенсионного фонда, возможно, будут даваться, потому что нам надо банковский сектор поддерживать, – сказал Мырзахметов.
Однако он не уточнил ни суммы помощи, ни сроков возврата средств, ни наименований банков.
Отметим, что во время оглашения ежегодного Послания народу Казахстана президент Назарбаев поручал не разбазаривать пенсии на частный бизнес, каким являются БВУ.
-Надо относиться и управлять пенсионным фондом так же, как мы управляем Национальным фондом. Тратить пенсионные накопления для того, чтобы кредитовать бизнес, надо прекратить. Эти деньги могут быть использованы только для восполнения дефицита бюджетных средств. А для бизнеса достаточно тех денег, которые нам дают международные финансовые институты, – распорядился президент.
Налицо противоречие между указаниями главы государства и их исполнением. В дальнейшем появлялись путаные сообщения, в которых банки то ли отказывались от помощи из ЕНПФ, то ли все же принимали ее, а количество облагодетельствованных БВУ в некоторых источниках возрастало до 30. Во всяком случае, исчерпывающую информацию по данному вопросу найти сложно.
Кстати, как буквально на днях сообщила пресса, Фонд гарантирования депозитов не вернет ЕНПФ почти три млрд тенге, размещенные в «Казинвестбанке», который, как известно, постиг финансовый крах. В официальном сообщении указывается, что сбережения на старость, хранимые ЕНПФ на депозите в «Казинвестбанке», не застрахованы Фондом гарантирования.
-Они, получается, будут обращаться после того, как будет ликвидационная комиссия, будут обращаться в ликвидационную комиссию и согласно очередности, предусмотренной законом о банках, будут получать свои средства, – сообщила и. о. директора департамента анализа и общественных связей КФГД Гибадат Ивановская.
На сегодня неизвестно, в какие сроки и в каких объемах будут возвращены пенсионные средства и произойдет ли это вообще. Здесь надо подчеркнуть, что солидная доля пенсионных накоплений хранится и в других БВУ, а некоторые из них в настоящий момент имеют негативный рейтинг.
В сущности, что-то определенное об эффективности и грамотности управления пенсиями в данных условиях сказать трудно.
Если же мы коснемся такого пустяка, каким в этой громаде планов является доходность вкладчиков ЕНПФ, то ряд экспертов высказали мнение о том, что с созданием единой кубышки основные содержатели фонда проиграли.
Как отметил один из аналитиков: «После создания ЕНПФ правительство стало рассматривать пенсионные вклады как продолжение государственного бюджета, который на сегодня также используется крайне неэффективно – в ущерб налогоплательщикам».
Некоторые эксперты уверены, что вкладчики заработали гораздо больше, если бы, особенно в разгар валютного кризиса, держали свои 10 ежемесячных процентов на долларовых счетах в обычных БВУ.
Продолжим хронику. В августе 2016 ЕНПФ еще раз поскользнулся, угодив в историю, для краткости названную скандалом с объектами ЭКСПО. Для вкладчиков стало неприятным сюрпризом то, что 15 млрд тенге из средств ЕНПФ пойдут в Банк развития Казахстана (БРК) для финансирования строительства торгово-развлекательного центра Mega Silk Way в Астане. Новый ТЦ строился в рамках государственного проекта по проведению выставки ЭКСПО-2017, а заем в итоге предоставлен «Байтерек девелопмент», который и выдал его застройщику и владельцу оного центра.
Летом народ до крайности возмутило то, что их кровными сбережениями финансируется эта часто поминаемая всуе выставка, да еще не что-то в ее составе полезное, а очередной ТЦ. В пылу гнева общественность не заострила внимание на том, что практически одновременно из ЕНПФ по линии только БРК выделено еще под сотню миллиардов – на финансирование объектов ГПФИИР, производство вагонов и кредитование экспортеров. Проект «Байтерека» в данном списке еще самый дешевый.
На первый взгляд ситуация банальная донельзя, что лишний раз свидетельствует о качестве отечественного рынка ценных бумаг, уровне развития конкуренции и частного бизнеса по-казахстански. Фактически государство взяло деньги из одного своего кармана и переложило в другой. При этом, как считают аналитики, вышла странная, но тоже привычная для квазигосударственного сектора чехарда с процентными ставками.
Тем не менее, позже в БРК пояснили, что использовать пенсионные накопления казахстанцев для строительства Мega Silk Way пришлось в связи с изменением курса национальной валюты, так как из-за обрушения тенге не набралось нужной суммы. Ну и для полноты картины, квазичиновники заверили, что ТЦ вообще не является частью ЭКСПО, а служит для привлечения туристов.
Теперь отметим еще пару любопытных деталей. Итак, БРК – «дочка» холдинга НУХ «Байтерек», берет средства из ЕНПФ, чтобы затем передать их своей «сестре» «Байтерек Девелопмент». Последняя занимает их застройщикам Mega. По сообщению главы БРК Болата Жамишева, средства получены от фонда под 15% годовых.
Между тем, в пресс-службе сети торговых центров Mega (владелец Нурлан Смагулов) заявили следующее: «Заем, который мы получили от Фонда «Байтерек Девелопмент», выдан нам в сумме 15 млрд тенге под 18,5% годовых на 15 лет».
Очень сложная схема, когда правительство самостоятельно выбирает проекты, «помогает» им пенсионными накоплениями, а операторы в процессе еще и подзарабатывают. Здесь мы даже не будем касаться того факта, что холдинг «Байтерек» со своими «дочками» получают средства из Нацфонда под смехотворные проценты. Этот круговорот и называется бизнесом по-казахски, но здесь мы немного отвлеклись.
А самый интересный подтекст истории с финансированием ТЦ заключается в недавних событиях, когда в рамках небывалой активности правоохранителей вначале были арестованы бывшие руководители «Байтерек Девелопмент», а затем и экс-глава холдинга, он же экс-министр нацэкономики Куандык Бишимбаев.
Учитывая, с какой скоростью проекты государственного и квазигосударственного сектора у нас признаются убыточными, как стремительно и безвозвратно «списываются» десятки миллиардов, а их экс-операторы отправляются на нары, распределение пенсий через архи- и квази- навороченные схемы приобретает зловещий ореол. А если добавить в антураж недавно арестованных руководителей самого ЕНПФ, за судьбу пенсионной грядки становится вовсе страшно.
Впрочем, стратегии того действа, которое почему-то называется системой накоплений пенсий в Казахстане, тоже меняются с бешеной скоростью, хотя результаты этих реформ уже вполне предсказуемы.
Сегодня возникают разговоры о том, что создание ЕНПФ было временной мерой и нужно вновь обратиться к практике частных фондов, только на этот раз создать их не несколько десятков, а всего три-четыре. Вроде бы даже в специфической обстановке казахстанского бизнеса количество фондов обеспечит какую-то конкуренцию и более трепетное отношение к деньгам клиентов.
Что ж, бег по граблям – наш любимый национальный спорт, а массовая амнезия в отечественных условиях штука просто незаменимая.
Кто сможет ответить, почему, с какой стати и с какого перепуга чиновники, которым доверено сохранять и приумножать пенсионные отчисления граждан страны, распоряжаются этими деньгами, как своими собственными? Почему на протяжении трех лет должностные лица, обязанные осуществлять контроль за деятельностью ЕНПФ, так лояльно относились к «неэффективному» использованию пенсионных вкладов? Чего ради средства, которые люди перечисляют в ЕНПФ в надежде обеспечить себе хотя бы кусок хлеба на старости лет, руководство фонда без зазрения совести тратило на поддержку частных банков, частного бизнеса, финансирования неких проектов и даже для того, чтобы кто-то наварился на выдаче кредитов из этих денег?
Порой возникает впечатление, что ЕНПФ создали специально для того, чтобы кто-то мог попользоваться пенсионными отчислениями граждан. Эдакий фонд помощи за счет миллионов будущих пенсионеров. А ведь люди верили и надеялись, что появление такой государственной структуры, как Единый накопительный пенсионный фонд, взамен частных фондов, неспособных к приумножению пенсионных вкладов, гарантирует им сытую обеспеченную старость. И кто теперь ответит за потерю доверия к этой структуре и, главное, вернет похищенные или выброшенные на ветер деньги?
источник: резонанс. кз
мемлекеттік зейнетақы қорына сеніммен қараған азаматтарға, күдікті ойлар келе бастады