29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

С «волчьим билетом»

В то время, когда чиновники с различных трибун рапортуют, как Казахстан на всех парах движется в сторону гуманизации уголовно-исполнительной системы, законодательные «дыры» и бюрократическая неумная система продолжают ломать и калечить человеческие судьбы. В редакцию со своей грустной историей обратился Владимир Эктов (имя и фамилия изменены по просьбе нашего героя, его настоящие ФИО и контакты – в редакции). Этот парень меньше всего похож на уголовника. Напротив, имеет светлую голову, прекрасную востребованную специальность в области информационных технологий и, соответственно, престижную работу в крупном российском мегаполисе. И при этом, влачит жалкое существование без «копья» в кармане.

Несколько лет назад, поддавшись на уговоры одного знакомого, Владимир совершил роковую ошибку: согласился дать свой паспорт для регистрации «дутой» фирмы. Разбогатеть не разбогател, зато «загремел под фанфары», получив сначала реальный, а потом и условный срок. Вот этот самый условный срок, которому так радовался поначалу осужденный, и вышел парню боком. «Как такое возможно?» — спросит читатель. Ну, обо все по порядку…

Приговором Петропавловского городского суда 3 мая прошлого года Владимир был осужден за лже-предпринимательство. Суд, признав его виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 192, ч. 2, п. «б», 28, ч. 5, 222, ч. 1 УК РК, назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Однако, судья апелляционной судебной коллегии К. Досанов изменил первоначальный приговор на более мягкий и назначил наказание с испытательным сроком на три года. Контроль за поведением условно осужденного Владимира Эктова был возложен на отдел управления исполнения УИИ Мамлютского района УКУИС. Суд также постановил меру пресечения в виде ареста в отношении Эктова отменить, из-под стражи его освободить. А в срок отбывания наказания зачесть время, проведенное Владимиром под арестом – с 16 апреля 2010 года по 16 августа 2011 года.

Казалось бы, накрепко выучить преподанный урок, жить бы да радоваться, не допуская впредь серьезных ошибок, да не тут-то было. Гром прогремел с ясного неба: наказание с испытательным сроком стало для Владимира тем самым «волчьим билетом», надолго закрывающим доступ к работе и нормальной жизни вообще. Как выяснилось, срок ареста не был засчитан при определении даты условно-досрочного наказания.

По крайней мере, так явствует из ответа начальника ДУИС по СКО полковника К. Шотаева: «Судом зачтено в срок отбывания наказания время содержания Вас под арестом с 16.04.2010 года по 16.08.2011 года, то есть срок ареста зачтен в срок 3 года лишения свободы и будет учитываться только в случае отмены условного осуждения и отбывания Вами назначенного судом наказания в виде реального лишения свободы, в соответ-ствии с частью 3 статьи 64 УК РК, которая гласит: «В случае повторного совершения условно осужденным в течение испытательного срока административного правонарушения, указанного в части второй настоящей статьи, повторной неявки для регистрации без уважительной причины, смены места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, а также неповиновение законным требованиям, а равно оскорбления либо угрозы совершения насильственных действий в отношении сотрудников органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, либо если условно осужденный скрылся от контроля, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, постановляет об отмене условного осуждения и исполнения назначенного наказания приговором суда».

Честь и хвала тем из читателей, кто сумел осилить смысл выше-приведенной цитаты, из которой становится совершенно очевидно, что образцово-дисциплинирован-но отбывающий свой условный срок Эктов не имеет никаких шансов на то, чтобы время его ареста было зачтено в срок условно-досрочного освобождения. И, похоже, для того, чтобы выйти на свободу пораньше, Владимиру стоит в буквальном смысле исполнить букву закона, а именно – пойти на откровенное нарушение, чтобы время УДО действительно скостили. Ну не парадокс ли? Не Зазеркалье?

В своем ответе полковник К. Шотаев ссылается на 39 статью УК РК, которая гласит: «К лицам, признанным виновными в совершении преступления, могут применяться следующие основные наказания: штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение по воинской службе, ограничение свободы, содержание на гауптвахте, лишение свободы и смертная казнь».

Похоже, все беды Владимира и иже с ним от того, что законодатель не отнес испытательный срок к видам наказаний, перечисленных в данной статье уголовного кодекса. А следовательно, делают вывод сотрудники УИС, время содержания под стражей в испытательный срок зачтено быть не может.

Чем оборачивает эта законодательная прореха для судьбы конкретного человека Владимира Эктова? А тем, что бедняга, фигурально выражаясь, завис между небом и землей. Срок отбывания наказания ему засчитывают совсем не по постановлению апелляционной коллегии с 16 апреля 2010 года, а с 16 августа 2011-го. Тем самым, срок УДО для Владимира подойдет лишь в феврале 2013 года!

Получается, фактически за совершенное преступление я получил два срока: первый – арест во время следствия длиной год и четыре месяца — вообще нигде не учитывается, — говорит Владимир. – Выходит, зря радовался, что суд назначил мне условное наказание. Было бы реальное, то уже в октябре этого года я был бы свободен!».

Сейчас Владимиру живется так, что и врагу не пожелаешь. Будучи классным специалистом по информационным системам, он не может найти соответствующую работу в райцентре Мамлютка, где вынужден регулярно отмечаться, как лицо, отбывающее условное наказание. Будучи гражданином Российской Федерации, он не может покинуть пределы страны. Он даже не может встать на учет, как безработный. Ведь для того, чтобы получить вид на жительство в Казахстане, он должен выписаться со своего российского адреса, но покидать пределы республики ему запрещено. Получается замкнутый круг. А на что прикажете существовать до февраля следующего года? «Хоть снова иди в тюрьму просись», – невесело шутит Владимир.

Вера ГАВРИЛКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *