На 21-м году жизни школьный лаборант Иван Рожнов из деревни Ясновка лишился обеих ног.
Парень отморозил их после того, как в лютый мороз двое суток скрывался в лесу от полицейских, вынуждавших Ивана признаться в краже школьного ноутбука. Пропажу до сих пор не нашли, уголовное дело в отношении лаборанта прекратили за отсутствием состава преступления, а двое из наиболее ретивых сотрудников Есильского РОВД, допрашивавших Ивана, сами угодили под следствие.
Признайся и тебя простят
В конце января этого года в области свирепствовали сорокоградусные морозы. По этой причине в Ясновской средней школе были отменены занятия. Однако лаборант кабинета информатики Иван Рожнов 28 января утром на работу пришел, как положено. Надо было разобраться, что случилось с директорским ноутбуком.
«Ноутбук я директору отремонтировал и поднялся к себе в кабинет, на второй этаж, — рассказывает Иван. – Там учитель информатики Александр Василенко сообщил, что из кабинета пропал другой ноутбук. Почему-то сразу подумали на меня. Пришел директор Филоненко и сказал, чтобы я вернул ноутбук на место и тогда никакого заявления в полицию не будет. Я ему ответил, что ничего не брал».
В обед в школу пожаловал полицейский десант из Есильского РОВД. Вместе с участковыми всего пять человек. Ивану велели спуститься в кабинет на первом этаже, где занимаются второклашки. По свидетельству лаборанта, беседа со стражами порядка, которую он называет допросом, затянулась до семи часов вечера:
«Они сначала по-хорошему разговаривали, а потом разозлились. Спрашивали, где я был вчера вечером. Якобы школьный сторож меня видел в здании школы. Я ответил, что был со своим племянником в гостях у родственников с 7-и до 10-и часов вечера, в школу не заходил и никакой ноутбук не брал. Все время допроса я сидел на низенькой скамеечке возле классной доски. Меня стали бить по голове, по шее, а один из них заехал в печень ногой. Потом меня выставили из кабинета. Сказали подождать в коридоре, ни с кем не разговаривать и никуда не уходить. А сами стали о чем-то совещаться. Я слышал голоса, потому как не услышать было нельзя — дверь в классе с большими щелями. Когда меня снова позвали в кабинет, один из Есильского РОВД говорит: «Пошли к тебе домой за ноутбуком». Я говорю: «Нет у меня ноутбука». Тогда он схватил меня за волосы, между нами завязалась борьба. И они вдвоем повалили меня на пол и стали избивать ногами и руками. Пригрозили, что сейчас увезут меня в Явленку, закроют к уголовникам, и те за пачку сигарет меня в камере ночью опустят. И тогда я оговорил себя. Сказал, что украл ноутбук и расплатился им с людьми, которым задолжал за квартиру, когда какое-то время жил в Петропавловске. Сказал, что эти люди из города к нам домой на машине приезжали».
И тут полицейские повели себя, на мой взгляд, странно. Вместо того, чтобы отправиться домой к Ивану, опросить мать и осмотреть окрестности на предмет обнаружения следов протекторов шин, они посадили лаборанта в машину и повезли в райцентр Явленку. На ночь Ивана заперли в спортзале РОВД.
«Переночевал я в спортзале, а утром меня к начальнику отвели. Солидный такой дядька. Я ему эту версию про город и долг за квартиру еще раз пересказал. Он выслушал и спросил: «Склад в Ясновке тоже ты ограбил?». «Нет, — говорю, — склад не я». После меня повезли в город на тот адрес, который я указал, – продолжает Иван Рожнов. — Приказали сидеть в машине, а сами поднялись в квартиру. Ну а я-то сижу и соображаю: сейчас им скажут, что никакого ноутбука нет, что я их обманул, они еще больше разозлятся и мне мало не покажется. Дверца была не заперта. Я выскочил из машины и побежал, куда глаза глядят».
«Я его не брал!»
По словам Ивана, он находился в таком состоянии, что сначала даже решил покончить с собой. Забежал отдышаться в гаражи Бензостроя, а тут на глаза попался кусок бутылочного стекла. Полоснул по вене и написал своей кровью на стене: «Я его не брал». Вид крови отрезвил. Подумал: что будет с матерью, она же не переживет. Решил бежать. Только вот толком не понимал, куда? Страх гнал его как можно дальше от города, от людей.
Иван прошагал до села Асаново. В само село зайти не решился, побоялся, что на него уже разосланы ориентировки. Заночевал в стогу сена неподалеку от Асаново. Утром все же рискнул зайти в село. В местном магазинчике купил себе «сникерс», пачку вафель и бутылку минералки. И пошел дальше – по полям, по снежной целине. Первыми о безумии предпринятой экспедиции заявили ноги, обутые в легкие китайские кроссовки.
«У меня ноги в первую же ночь замерзли сильно, едва только солнце село. Но потом в стогу отогрелся немного. Когда по трассе шел, они тоже оттаяли, а вот когда по полю двинул, тут они отказывать стали. Под конец второго дня я вообще заблудился. Не соображал, где я? Снова нашел копну, стал палить солому. Кроссовки плавились, но ноги не отогревались. Утром я понял, что не могу идти. Слышу – поезд идет, а где-то вдалеке за полем дымок. Значит, там деревня, люди. Я на коленках через это поле пополз. Подползу немного, потом отдыхаю. Все как в тумане. В голове одна мысль – до людей бы добраться».
К железнодорожному разъезду Иван выполз, когда уже порядком стемнело. Хозяин разъезда, увидев парня, ахнул. Затащил Ивана в дом, попытался снять кроссовки, но безуспешно. Прилипли намертво. Хозяин позвал соседа и вдвоем они при помощи ножа и пассатижей содрали с несчастного обувь. Всю ночь ноги, натертые мазью от обморожений, немилосердно ныли, а на следующий день, когда стало совсем невмоготу, вызвали «скорую». Хирург Кызылжарской районной больницы, едва глянул на пациента и скомандовал: «Готовить к срочной ампутации». Ноги Ивану отрезали немногим ниже колен.
Как рассказала мать Ивана Елена Филонова, один из сотрудников полиции, наиболее усердно допрашивавших ее сына, после операции явился к Рожнову в больницу и предложил взять вину на себя. Мотивируя тем, что теперь Рожнову, дескать, «нечего терять». Также мать заявляет, что полицейский провоцировал Ивана сообщением, что пропавший ноутбук нашелся у тех ребят из Петропавловска, на которых указал Иван. Об этом и других фактах Елена Филонова написала Генеральному прокурору республики Асхату Даулбаеву, прося его взять расследование дела на свой личный контроль.
Между тем, злосчастный ноутбук стоимостью около 57 тысяч тенге так и не нашли. 2 апреля 2012 года следователь следственного управления ДВД области Д. Жакушев вынес постановление о прекращении уголовного преследования Ивана Рожнова. «В ходе расследования не было добыто объективных данных, указывающих на то, что Рожнов И.И. совершил кражу ноутбука из школы, — говорится в постановлении. – Косвенные доказательства, имеющиеся в материалах дела, не могут лечь в основу обвинения. Кроме того, по делу не установлено похищенного ноутбука, который имеет значение вещественного доказательства, не установлены возможные скупщики похищенного ноутбука, либо лица, у которых он находился или находится после кражи, нет свидетелей, прямо указывающих на причастность Рожнова И. И. к совершению кражи».
Ясновское дело получило большой резонанс в обществе. Как сообщил начальник пресс-службы ДВД области Спартак Кабденов, после ЧП с Иваном Рожновым в Есильском РОВД произошла капитальная чистка рядов. От занимаемых должностей освобождены начальник РОВД Аскар Ибраев, заместитель по оперативной работе Бейбут Жумагазин, начальник отдела криминальной полиции Кайрат Сарсенбаев. Кроме того, должностей лишились следователь, оперативник и дежурный РОВД. В отношении двоих сотрудников возбуждено уголовное дела по статье 308, ч. 4, п. «а» за превышение власти или должностных полномочий. Его расследованием в настоящее время занимается департамент финансовой полиции.
Никто ничего не слышал?
Степень вины обвиняемых предстоит установить следствию и суду. Между тем, даже на посторонний взгляд, в деле хватает странностей.
«Удивляет реакция руководства школы, — негодует мать Ивана. – Ключи от кабинета, где были ноутбуки, были не только у моего сына. Должных мер к сохранности ноутбуков со стороны администрации школы принято не было: нет решеток на окнах, нет сигнализации, охрана школы производится формально сторожем, который фактически ничего не контролирует. Однако подозрение сразу пало на моего сына».
В Ясновке автор этих строк побеседовала с односельчанами Ивана, включая директора школы Михаила Филоненко и других членов педагогического коллектива. Как сообщил учитель информатики Александр Василенко, именно он вызвал участкового в день, когда обнаружилась пропажа ноутбука. Но к тому времени, когда полицейские появились в школе, было ли должным образом закузировано заявление о пропаже ноутбука? Вопрос совсем не праздный. Далее. Руководство школы и учителя заявляют, что не слышали ничего подозрительного, что свидетельствовало о том, что Ивана избивают или каким-либо иным способом «выбивают» из него признательные показания. Предположим, это так. Но тогда возникает другой вопрос: почему никто ни педколлектива не возмутился, что в стенах учебного заведения полицейские устроили многочасовой допрос? Ведь и директор, и учителя подтвердили свидетельство Ивана Рожнова, что полицейские «работали» с ним с обеда по семи часов вечера.
…Сегодня мир Вани Рожнова сузился до размеров его маленькой комнатки в бедном родительском доме. Врачи говорят, что о протезировании не может быть и речи в течение года – должны как следует зажить культи. Уже сейчас надо копить деньги на легкие современные протезы, которые дадут парню шанс научиться ходить заново. Передвигаться по дому Иван может лишь на инвалидном кресле. Купить его семье помогли односельчане. На улицу Ваню на руках выносит старший брат Денис. Если брат уезжает из дому, Иван лишается прогулок и возможности подышать свежим воздухом.
Из письма Елена Филоненко Генеральном прокурору Асхату Даулбаеву:
«У людей еще теплится надежда, что закон существует и виновных накажут, что простые люди, не имеющие власть и деньги – это не бесправная и безголосая отара баранов, над которыми можно безнаказанно издеваться. В любом случае наказание не остановит моих материнских слез, и не компенсирует моему сыну, оставшемуся без ног, тех лишений, которые ему в будущем предстоит вынести».
Вера ГАВРИЛКО