Шокирующие выходки и дебоши купцов в развлекательных заведениях Петропавловска
Что можно сказать о культурном обслуживании петропавловцев. Где могли жители города отдохнуть и приятно провести время? В городе на протяжении всего XIX века отсутствовали какие-либо культурно-просветительные учреждения или увеселительные места, за исключением «благородного собрания» -деревянного знания для времяпровождения местного дворянства, построенного в городском саду в 1870-ых годах.
В конце XIX века стоял вопрос об открытии общественной библиотеки. Она организовалась на частные средства. В то же время был построен купеческий клуб (ныне здание драмтеатра). В клубе любимым развлечением купечества была картёжная игра. Самой распространённой игрой была «железка» (шмен-де-фэр). Она довела ряд купцов до банкротства, а некоторых городских чиновников — до тюрьмы и самоубийства. В клубе купцы чувствовали себя, как дома, и позволяли любые выходки. Непомерные степные барыши делали петропавловских купцов заносчивыми и своенравными. Для них хорошо подходило старокупеческое кредо — «не препятствуй моему нраву!» Они были большими специалистами по учинению дебошей. Купец Корсаков после закрытия клуба, ночью, ворвался в клуб, избил швейцара, переломал все музыкальные инструменты и перебил всю посуду в буфете. Администрация клуба, принимая во внимание видное положение Корсакова в городе, ограничилась лишь взысканием с буяна денег за повреждённые вещи.
При клубе был зрительный зал, который и сдавался приезжим антрепренерам под театр. Постоянного театра в городе до революции не было. Интересно, что в этом театре на сцене хозяином был не антрепренёр, а купеческая администрация клуба — совет старшин. Так, совету старшин в 1912 г. пришлись не по душе несколько артистов, выступавших в первых ролях. Они предложили антрепренёру Леонову заменить их в течение двух недел, иначе проваливай со всем театром.
Первые ростки местной театральной культуры взошли в Петропавловске в середине XIX века. Петропавловский городничий Морев нанимался неудачным устройством городского сада на месте старого кладбища. Он обратился 24 сентября 1860 г. к генерал-губернатору Западной Сибири с докладной запиской о том, что ему для устройства сада не хватает 400 р. и по неимению их он «решился предложить здешнему дворянству и от него получил живейшее согласие дать 2-го числа наступающего октября месяца в пользу сада благородный спектакль, избрав для того комедию Ревизор. Но так как я сам собою дозволить не осмеливаюсь, то представляя при сем список лицам, изъявившим на это желание, имею счастье почтительнейше просить ваше высокопреповсходительство разрешить в городе Петропавловске в зале казачьей школы благородный спектакль с тем, дабы собранные деньги были обращены на устройство сада».
При этой записке был приложен и «список лицам, участвующим в благородном спектакле:
подполковница Александра Александровна Шишкевич, титулярная советница Степанида Николаевна Зубовская, супруга городского доктора Елизавета Алек-сандровна Кабанова, девица, дочь полковника, Женета Павловна Майдель, девица, дочь умершего чиновника, Екатерина Семеновна Дрозжилова, городовой доктор Кабанов, полковой доктор Левантуев, титулярный советник Паутов, городской архитектор Иванов, Сибирского линейного № 3 баталиона прапорщик Белорусцев, Текутьев, Черимцев, крепостной артиллерии прапорщик Скробанский, Казачьего полка хорунжий Иванов».
Генерал-губернатор разрешил этот любительский спектакль «с употреблением собранных денежных сумм по назначению». Это, по-видимому, и было первое театральное представление в Петропавловске. В начале XX века в городе появились зрелища для простонародья. Устройство этих зрелищ попало в руки церковно-монархических организаций. Они были местным повторением зубатовщины. В целях отвлечения народа от революционного брожения, «Петропавловское попечительство о народной трезвости» в 1905 г. в помещении пожарного депо каждое воскресенье устраивало «народные чтения с туманными картинами» на религиозные и монархические темы, после чего показывались спектакли. Играли любители из числа местных жителей». «Попечительство о трезвости», подражая гапоновским организациям, на базарной площади в 1905 г. открыло чайную-столовую. Но, по-видимому, её устроители настолько неуклюже афишировали истинную цель этой «заботы» о народе, что в неё никто не ходил. Обслуживающий персонал заведения получал ежемесячно жалованье, попечительство терпело убытки, но оно крепилось, не смея закрыть заведения. Чайная просуществовала всего несколько месяцев.
В 1905 г. проездом по Сибири в Петропавловск заезжал передвижной «синематограф настоящего Люмьера» и жители города впервые увидели кино. Удивленные невиданным зрелищем петропавловцы просмотрели следующие кинокартины:
«Сон о луне» (большая комическая сцена в 18 действиях),
«Большой пожар в Нью-Йорке» (продолжался 4 дня, жертвами коего сделались до 1000 человек),
«Война России с Японией» (Целая серия картин, только что полученных от нашего корреспондента).
В 1908 или 1909 г. был открыт постоянный кинотеатр или «электротеатр», как тогда его называли.
В 1911 г. открылся Народный дом, где устраивались танцы и играли в лото. Эти увеселения не встречали поддержки среди рабочих и мелких служащих. После пережитой активной революцион-ной борьбы 1905-1907 годов, повысились культурные требования рабочего класса. Поэтому поводу омский фельетонист писал про петропавловский Народный дом:
И танцеванье, и лото…
Нет: это всё не то, не то!
Нельзя не отметить как крупное культурное зрелище в Петропавловске — полёт авиатора А.А. Кузьминского, сделаный 12 июля 1912г. Кузьминский на высоте 300-400 метров дал над городом два круга и опустился на ипподроме. Восторженная толпа, впервые увидевшая воздушный полет, устроила автору бурную овацию.
Петропавловск долгое время не имел своей газеты. Жизнь города находила своё отражение на страницах омских газет, поскольку Петропавловск входил в состав Акмолинской области, центром которой был Омск. 3 июня 1907г. в Петропавловске стала выходить газета «Степная жизнь». Она издавалась петропавловским комитетом РСДРП. Вышло всего три номера. За революционные статьи газета была закрыта. В 1912 г. стала выходить газета «Ишимский край», а в 1913 г. — газета «Приишимье». Перед февральской революцией в Петропавловске выходили две газеты «Приишимье» и «Степная речь».
В «Приишимье» в 1916, г. было помещено первое произведение будущего известного советского писателя Всеволода Иванова, который тогда работал в Кургане, в типографии наборщиком. Из местных сотрудников «Приишимья» выделялся И.И. Сериков, автор острых рассказов. Он под псевдонимом «Николай Я-в» выпустил в Петропавловске сборник стихов «Накануне» и сборник рассказов, бичующих степные порядки и нравы.
Ограничимся этими немногими данными о городской культуре в досоветское время.
Можно ли было с «отцов города» спрашивать больше? Петропавловское купечество, погрязшее в хищническом обирании степного населения, получало’своё «образование» за прилавком. Город равнялся по такому «образованному» купцу. В 1868 г. на 8757 жителей в городе было 63 питейных дома, 2 заезжих дома, 1 гостиница, 5 винных (ренсковых) погребов и 3 харчевни. Было где разгуляться удалому купцу!
Купеческая администрация города подносила царям на коронациях хлеб с солью, встречала и провожала разные дарственные иконы, служила молебны «новоявленным чудотворцам», вроде Иоанна Тобольского, достигшего святости по протекции Распутина, распространяла погромные монархические олеографии и книжонки. Купечество видело в этом залог своего благополучия. Революционный шквал снёс эту, с позволения сказать, культуру. Великая октябрьская социалистическая революция дала Петропавловску подлинное просвещение и богатую социалистическую культуру.
Из книги СЕМЕНОВА А.И. «Город Петропавловск за 200 лет, 1752-1952 гг.»
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск