По данным EnergyProm Китай постепенно наращивал свою долю как в импорте, так и в экспорте Казахстана. Если в 2017 году доля этой страны в общем объёме продаж казахстанских товаров за рубеж была относительно невысока — всего 12%, — то теперь она выросла на 6 процентных пунктов, до 18%. Удельный вес КНР в импорте в РК с годами увеличился с 15,9% до 25,5%.
Китай, в свою очередь, в основном поставляет в Казахстан переработанную продукцию. Первое место в структуре китайского импорта занимают одежда, постельное бельё и одеяла. За последний год КНР нарастила поставки в этой категории вдвое в денежном и на 76,5% в натуральном выражении. Очень сильно отразилось на статистике покорение китайскими автопроизводителями казахстанского рынка легковых автомобилей. За январь–сентябрь текущего года казахстанцы купили в КНР 40,1 тыс. авто — сразу в 6 раз больше, чем за соответствующий период 2022 года. С ростом спроса увеличилась и средняя расчётная экспортная цена на автомобили made in China. Благодаря этому Поднебесная получила от казахстанских покупателей Geely, Haval, Chery и других китайских машин 653 млн долл. США (против 84,2 млн долл. США год назад).
Примечательно, что, помимо смартфонов, компьютеров и автомобилей, Китай продаёт Казахстану много различных бытовых мелочей, которые наша страна могла бы производить самостоятельно. Например, за бумажные ярлычки и этикетки за три квартала текущего года мы заплатили 10,6 млн долл. США, за детские раскраски — 13,6 млн долл. США, за упаковочные пакеты — 36,2 млн долл. США. Список товаров «на миллион» можно продолжить: туалетная бумага, картонные коробки, пуговицы, карандаши и многое другое.