Наши коллеги из редакции «Экспресс К» опубликовали довольно интересный материал о кадровых перестановках при президенте Касым-Жомарте Токаеве. Не осталось незамеченным и увольнение с поста акима Петропавловска Булата Жумабекова, который, по его собственным словам, за несколько лет отдохнул буквально 3-4 дня. Петропавловск.news желает вам приятного прочтения.
Увольнение Бахыта СУЛТАНОВА не стало для многих неожиданным. Ранее из-за ситуации с дефицитом сахара профильный министр торговли уже получал выговор. ТОКАЕВ был последовательным и от должности несправившегося все же отстранил. Что бы там ни говорили о дефиците управленческой колоды, но с 2019 года Президент инициировал десятки увольнений нерадивых чиновников по всей стране. Редакция Экспресс К проанализировала, почему бастыки в Казахстане стали так регулярно терять работу.
Кадровые чистки в армии
Армейское руководство именно в период президентства ТОКАЕВА пережило самые серьезные кадровые перестановки. С 2019 года в отставку ушли сразу два главы ведомства, причем на фоне резонансных событий.
Трагедия в Арыси три года назад случилась, конечно, не на ровном месте. Как показало расследование, в армии и конкретно на складах воинской части в Туркестанской области при хранении боеприпасов царили бардак и халатность. Итог — четверо погибших и десятки раненых, десятки тысяч эвакуированных и практически полностью разрушенный городок. А еще и громкий уголовный процесс.
Президент в том случае был последователен. Если действующий глава Минобороны отделался тогда строгим выговором, то бывший министр Сакен ЖАСУЗАКОВ (на момент ЧС возглавлял Национальный университет обороны) был уволен из системы вооруженных сил. В распоряжении Президента не было формулировки «с позором», но для людей военных хватило и сухого канцелярского языка.
Через два года история с неправильным хранением снарядов имела печальное продолжение. Еще 17 человек погибли практически в аналогичной ситуации в Жамбылской области на еще одном складе вооружения. По трагическому совпадению сдетонировало в том числе перевезенное из Арыси вооружение. 17 погибших и национальный траур. Министр обороны Нурлан ЕРМЕКБАЕВ практически сразу после трагедии подал рапорт об отставке и был уволен. Видимо, за то, что выводы из первой трагедии сделаны так и не были.
Следующий министр обороны Мурат БЕКТАНОВ на посту не продержался и пяти месяцев. После январских событий он был уволен, а затем задержан правоохранительными органами по обвинению в бездействии во время протестов. Ничего хорошего такие оценки бывшему главе Минобороны не сулят. Да и подобные определения Президента еще в январе явно намекали, что последствия будут.
«Во время январских событий вооруженные силы из-за крайне неуверенного и безынициативного руководства ими не смогли с достоинством выполнить поставленные перед ними задачи. Министр БЕКТАНОВ не проявил командирских качеств. Имея в своем распоряжении армию, которая показывала хорошие результаты в ходе командно-штабных и военных учений, мы не смогли воспользоваться ее потенциалом в критической ситуации и были вынуждены прибегнуть к помощи извне», — заявил тогда Касым-Жомарт ТОКАЕВ.
Большие перемены в КНБ и МВД
Наиболее серьезные аресты на фоне январских беспорядков прошли в главной спецслужбе страны. Кариму МАСИМОВУ и его заместителям грозят длительные тюремные сроки, если обвинению удастся доказать в суде попытку государственного переворота и насильственного захвата власти. КНБ уже поделился снимками изъятого у своего бывшего главы. И опись имущества вызывает у многих вопросы. Новые обвинения в рейдерстве и коррупции продолжают поступать теперь и от крупных бизнесменов.
С формулировкой «бездействие по службе» под следствием находятся также теперь уже бывшие руководители департаментов полиции и национальной безопасности нескольких регионов страны. Понятно, что в суде подобные дела будут рассматриваться в закрытом режиме, но резонанс от таких арестов в новейшей истории страны невероятный.
Отставка министра внутренних дел Ерлана ТУРГУМБАЕВА на фоне произошедшего зимой казалась делом времени. Последний гвоздь в его карьеру был забит в феврале заявлением Генеральной прокуратуры. Надзорный орган подтвердил целый букет нарушений: незаконные задержания, применение пыток и гибель гражданских. Несколько громких процессов над бывшими правоохранителями обещают стать особенно громкими. Кадровые перестановки внутри системы МВД все еще идут.
Эхо января в нефтегазе, нацкомпаниях и на госслужбе
Не стоит забывать и о том, что после многочисленных предупреждений со стороны ТОКАЕВА ушел со своего поста и экс-премьер-министр Аскар МАМИН. Пока в политический отпуск.
С формулировкой «за упущения в работе» с постом пришлось попрощаться и главе Минэнерго Магзуму МИРЗАГАЛИЕВУ. А вот его бывший заместитель Жумабай КАРАГАЕВ сейчас проходит обвиняемым по масштабному газовому делу. В общем, нефтегазовые авгиевы конюшни правоохранительные органы также будут серьезно чистить.
Бум увольнений и командных перемещений прошел и в квазигосударственном секторе. Председатель правления «Самрук-Казына» Алмасадам САТКАЛИЕВ пока сохранил и пост, и намерения по реформированию крупнейшего холдинга страны. Сейчас задача перед руководством Фонда национального благосостояния поставлена одна — вывести самые статусные активы на успешное IPO. Учитывая происходящие в мире события, сделать это будет непросто, но возможно.
Самым громким в секторе стал уход со своего поста первого заместителя председателя правления НУХ «Байтерек» Каныша ИЗБАСТИНА. Племянник ТОКАЕВА сам подал в отставку. После закрепления в Конституции соответствующей поправки любые родственники Главы государства занимать высокие посты на госслужбе не могут априори.
После многолетней критики со стороны общественности и активистов попрощался с должностью и Бакытжан САГИНТАЕВ. ТОКАЕВ выждал эмоциональную паузу, но решение принял еще в конце января. Правда, через четыре месяца экс-аким Алматы вернулся в строй и получил неплохую должность в Евразийской экономической комиссии, где будет представлять интересы Казахстана.
Точечные замены
В 2022-м были проведены в жизнь и те кадровые решения, которые не были напрямую связаны с трагическими событиями января. К примеру, июньскую отставку акима Петропавловска Булата ЖУМАБЕКОВА даже глава области попросил общественность не связывать с аварией на местной ТЭЦ-2. Да и прямого поручения ТОКАЕВА уйти с поста на этот раз не прозвучало.
Отставка акима города не связана с ТЭЦ. Он принял такое решение, отработал три с половиной года. Это его решение, которое он принял самостоятельно,
— заявил журналистам аким СКО Кумар АКСАКАЛОВ.
В мае местным чиновникам даже пришлось опровергать слухи о задержании ЖУМАБЕКОВА в связи с расследованием инцидента с обрушением трубы станции. При этом власти города на днях попросили местных жителей все же иметь некий резерв по отоплению, если ремонтные работы не будут завершены до старта отопительного сезона. Ну а если самый северный город страны все-таки столкнется с коммунальным коллапсом, то свое кресло вполне может потерять уже и сам глава Северо-Казахстанской области АКСАКАЛОВ.
Впрочем, в Северо-Казахстанской области уже есть опыт увольнения из-за реакции ТОКАЕВА. Президент отреагировал на жалобы переселенцев с юга страны на плохое жилье и отсутствие нормальных бытовых условий, и своих кресел в июне 2021 года сразу же лишились акимы Айыртауского и Есильского районов СКО.
«Слышащий» Президент
Одним из первых, кто лишился поста в связи с неким резонансным событием, был аким Тараза. Именно Кайрат ДОСАЕВ стал первым, кого уволить поручил лично Глава государства. Понятно, что прямой вины экс-чиновника в сексуальном насилии в отношении 12-летней школьницы одной из таразских школ не было. Тем не менее после трагедии опального управленца ждали только кадровые неприятности.
Оставив пост акима областного центра в ноябре 2019-го, спустя некоторое время он возглавил региональное управление труда. Там ДОСАЕВ тихо и спокойно работал до следующего назначения — на пост уже главы управления природных ресурсов и природопользования. Произошло это в августе 2021-го. Как только общественность узнала о карьерном росте экс-акима, ТОКАЕВ снова поручил уволить госслужащего, а глава региона Бердибек САПАРБАЕВ получил выговор за подобное отношение к кадровой работе. Кайрат ДОСАЕВ не продержался и суток в кресле. В мае 2022-го так и не нашедший новое рабочее место бывший чиновник обратился к ТОКАЕВУ с просьбой посодействовать возвращению на государственную службу.
Хорошую обратную связь с электоратом Касым-Жомарт ТОКАЕВ демонстрировал не раз. Стоит вспомнить увольнение главы Фонда обязательного медстрахования Айбатыра ЖУМАГУЛОВА и руководителя «СК-Фармация» Берика ШАРИПА. Оба лишились своих кресел летом 2020-го, в самый разгар пандемии коронавируса.
Кейс ЖУМАГУЛОВА для казахстанских реалий вполне прозаичен. Его подвела яркая демонстрация состоятельной жизни семьи, деталями которой неоднократно с подписчиками делилась в соцсетях супруга Гульбаршин ЗАИРОВА. Сначала любопытствовала публика, затем подключились СМИ. Вопросов к фонду и к работе ЖУМАГУЛОВА набралось критическое множество. Президент коротким твитом поставил в вопросе точку. И впервые озвучил рекомендацию по подбору нового кадра: «Нужно поставить более делового и менее гламурного человека, чтобы вокруг этого фонда не было разного рода слухов и сплетен».
И если Айбатыра ЖУМАГУЛОВА в некотором смысле «подставила» супруга, то Берик ШАРИП попал в серьезный передел. По делу о лоббировании интересов компании-поставщика защитных костюмов для медиков топ-менеджер получил 3,5 года лишения свободы. К слову, массовые заражения медиков из-за дефицита средств защиты были признаны официально.
30 июля 2020 года с формулировкой «исчерпал кредит политического доверия» свой пост вынужден был оставить и популярный аким Шымкента Габидулла АБДРАХИМОВ. Резонансное увольнение также было связано с контентом в соцсетях. Обращение чиновника из Лондона вызвало тогда крайне негативную реакцию общества. После кейсов ЖУМАГУЛОВА и АБДРАХИМОВА родные некоторых отечественных госслужащих на всякий случай закрыли свои аккаунты в соцсетях или вовсе удалили их.
Волчий билет
Многие скептики утверждают, что даже опальные чиновники порой возвращаются на государственные посты. Становятся, к примеру, советниками или помощниками других высокопоставленных функционеров. Однако не все подобный запасной аэродром получают.
Добровольно ушедший с поста в разгар пандемии Елжан БИРТАНОВ все еще фигурант громкого уголовного дела. Следствие и судебный процесс над экс-министром здравоохранения идут уже продолжительное время и превратились в некий сериал. В октябре исполнится два года с момента задержания самого БИРТАНОВА. И пока это одно из самых затянувшихся подобных дел, в которых обвиняемый — бывший член Кабмина.
Не получил и спустя два года новую должность подавший в отставку из-за событий в Кордае в 2020-м глава Жамбылского региона Аскар МЫРЗАХМЕТОВ. Да и вряд ли уже получит в силу возраста и нынешней кадровой политики.
Берик КАМАЛИЕВ в апреле этого года был уволен с поста вице-министра индустрии и инфраструктурного развития также с интересной формулировкой — «за несвоевременное исполнение поручений Главы государства по ремонту автодорог в Западно-Казахстанской области». Казалось бы, уволен не напрямую Президентом, а постановлением правительства, но суть кадрового вопроса это не меняет. Вместе с КАМАЛИЕВЫМ тогда лишился должности и директор филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Амир КАРИМБАЕВ. Неприятности обоих управленцев начались после прочтения Президентом статьи в газете Egemen Qazaqstan. Чиновники, видимо, забыли, что Касым-Жомарт Кемелевич внимательно просматривает отечественную прессу, особенно пристально вчитываясь в критические материалы.
Другой бывший министр, напротив, оказался незаменимым кадром. Глава Минсельхоза Сапархан ОМАРОВ, которого ТОКАЕВ уволил фактически за провал в борьбе с засухой и падежом скота на западе республики в июле 2021 года, уже в августе того же года был принят на работу своим преемником Ерболом КАРАШУКЕЕВЫМ, но уже на позицию главы Продовольственной контрактной корпорации. КАРАШУКЕЕВ даже объяснил журналистам, что в этот непростой для агросектора страны период возвращение ОМАРОВА будет не лишним.
Вместо послесловия
С момента своего президентства Касым-Жомарт ТОКАЕВ существенно влияет на кадровое наполнение исполнительной власти — как системно, так и точечно. Понятно, что для Президента мониторят социальные сети, но и ему самому удается обращать внимание на резонансные публикации в СМИ.
Вот и получается, что кто-то в нашей стране, как экс-аким Тараза, может оказаться уволенным дважды, другие теряют доверие, третьи становятся фигурантами уголовных дел и со временем получают реальные уголовные сроки по доказанным фактам коррупции или превышения служебных полномочий.
Но есть в нашей стране и небольшая группа чиновников, которые даже после скандального ухода с работы остаются в некой статусной обойме: кто-то в силу опыта и востребованности, другие из-за личного доверия, которое, как показывает опыт Габидуллы АБДРАХИМОВА, можно не только потерять, но и вновь обрести.