29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Герой Советского Союза Жалел Кизатов

Житель Северного Казахстана Жалел Кизатович Кизатов (1920 -1996) был знаком многим местным жителям. Да и во всем Казахстане он был человек не безызвестный. Наоборот, очень даже знаменитый. Свои самые высокие награды – орден Ленина и Золотую медаль Героя Советского Союза — молодой лейтенант получил за свой подвиг во время героической и трагической битвы за Днепр, с которой началось освобождение Украины, а затем и всей захваченной фашистской Германией территории, сначала Украины , а затем и всей Европы.

Битва за Днепр осенью 1943 года стала одним из крупнейших сражений в истории мировых войн. Это была такая крупномасштабная операция, в которой с обеих сторон (как пишут некоторые историки) было задействовано около 4 миллионов человек, 51 000 орудий, 2400 танков и 2850 самолётов. Трагической эта битва считается потому, что более половины её участников погибли.

Современные историки продолжают «уточнять» события осени 1943 года. Некоторые позволяют себе поучать признанных героев войны. Даже сложивших головы героев учат, как им надо бы (или вообще было не надо) воевать. Такой ревизии через 75 лет после Победы подвергают многие события Великой Отечественной войны. Конечно, каждый имеет право высказать свое мнение, но говорить следует правду и только правду. Если считать цепочку битв за Днепр одной операцией, то количество жертв знаменитой переправы превышает число погибших во время другой, самой кровавой военной операции за всю историю человечества — битвы за Сталинград. Словно идет состязание, в какой битве погубили больше людей. А было так…

К лету 1943 года на фронтах сложилась такая обстановка, что Гитлер понял: летнее наступление Красной Армии если и удастся остановить, то только на Днепре, за счёт создания многочисленных укреплений «Восточного вала». Фюрер требовал, чтобы солдаты вермахта немедленно прекратили отступление и защищали позиции на Днепре любой ценой.

К августу 1943 года вдоль всего берега Днепра уже были возведены всевозможные укрепления, оборудованные огневыми точками. И без того Днепр с его крутым правым берегом, на котором сосредоточились фашисты, и с более пологим левым в низовье своём разливался до 3-х километров в ширину и представлял серьёзную преграду. А ещё было сильное течение в середине реки и очень холодная вода. Люди, попавшие в воду вдали от берега, были практически обречены. Кроме того, при отступлении немцы успели с левого берега Днепра вывезти или уничтожить почти всё, что могло бы помочь нашим наступающим войскам. Это, в первую очередь, было продовольствие, домашний скот, лошади, фураж, рыбацкие лодки. Растянувшиеся до 200 км на марше части Красной армии оказались без собственных плавсредств и понтонов, без поддержки средств ПВО и тяжелой артиллерии. Наши части ещё гнали отступающего противника к реке, а уже был получен приказ главнокомандующего с ходу форсировать Днепр. Важно было не дать противнику передышки для перегруппировки и укрепления оборонительных рубежей.

Маршал Жуков позже вспоминал: «Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможностей. В войсках обоих фронтов чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении». За этой фразой скрывалось вот что. «Лодки и понтоны застряли где-то на марше. Средств для переправы почти не было, не считая нескольких надувных лодок. Местность на левом берегу степная, нет леса, не из чего было вязать плоты. Поэтому в ход пошло всё, что нашлось в ближайших поселениях (бочки, двери, деревянные сараи, плетни, крыши). Осложнялось всё ещё и тем, что у наших армий не было достаточного опыта по форсированию таких мощных и широких рек. В пойме Днепр местами разливался до 3 км, а некоторые бойцы вообще не умели плавать. Готовить их к боям было некому и некогда. Некоторых совсем молодых ребят ставили в строй сразу после освобождения их селений. Когда даже более взрослые и опытные бойцы увидели, какую реку придётся им форсировать, многим стало не по себе. Лето кончилось… Температура воды в это время, как обычно в конце августа, уже не превышала 5-6 градусов. Через несколько минут пребывания в такой воде наступало переохлаждение и судороги сводили мышцы. Наши бойцы в шинелях, с оружием, гранатами, противогазом, сапёрной лопаткой и в кирзовых сапогах выплыть на берег самостоятельно уже не могли. А с правого берега, высокого и обрывистого, по ним били вражеские пулемёты, артиллерия и миномёты. Днём переправляться — чистое самоубийство. Иногда высоко, на недосягаемой высоте висел фашистский самолет-разведчик «рама», выискивая сосредоточения наших войск, по которым сразу била артиллерия. Наших зенитных расчётов было мало, и немецкая авиация безнаказанно уничтожала всё, что обнаруживала на воде и на нашем берегу. По ночам тёмные просторы реки высвечивались сигнальными ракетами, и по любому предмету на воде открывался шквальный пулемётный огонь. Несколько ночных неудачных попыток форсирования Днепра в самом начале операции стоили нашим войскам до половины личного состава. Тех, кого не достали пули, убивала своим холодом вода. Многие наступательные группы уходили к реке, но не возвращался ни один человек. Лишь утром река выбрасывала на берег тела наших солдат, форсировавших Днепр выше по течению. Это было страшное зрелище. Река казалась красной от крови».

Это пережил и описал Георгий Константинович Жуков – Маршал Победы, чьи памятники сейчас сносят на Украине, наверное, потомки тех, кто тогда находился на высоком берегу Днепра. Но есть еще солдатская правда, которую беспристрастно рассказали писатели-фронтовики: Юрий Бондарев в повести «Батальоны просят огня», Виктор Астафьев, служивший на войне шофёром и описавший переправу через Днепр в своём последнем неоконченном романе «Прокляты и убиты». Вся правда в стихах и очерках таких фронтовых журналистов и поэтов, как К. Симонов, М. Шолохов, А. Твардовский. Правда в мемуарах солдат и офицеров, под покровом ночи уходивших в бессмертие.
Сам Ж. Кизатов рассказывал своим сыновьям и так описал ночной бой в своей книге для юных казахстанцев «Испытание войной»: «Наш взвод совершил стремительный обходной маневр и в сумерках подошел к реке. Под покровом темноты мы бесшумно переправились на лодках, доставленных нам украинскими партизанами. Притаившись в овраге, выслали вперед разведку. Она установила, что оборона немцев состоит из системы окопов и 12 блиндажей со скрытыми подступами к ним. Умело сняв часовых и разбившись на небольшие группы, мы начали блокировать блиндажи.

Мало кому из врагов удалось спастись. Захватив плацдарм, мы прочно закрепились на нем…Утром фашисты при поддержке пяти танков перешли в контратаку. Я связался с нашими артиллеристами. С их помощью нам удалось отсечь немецкую пехоту от танков. Два из них подбили из противотанковых ружей, но остальные продолжали ползти и достигли переднего края нашей обороны. Я метнул под гусеницу головной машины противотанковую гранату и подорвал ее. Экипаж подбитого танка был сражен автоматной очередью. Другие бронированные чудовища повернули обратно. Неудача взбесила немцев. Они усилили натиск. Контратакам был потерян счет. Немцы совсем близко подошли к нашим позициям… Тогда я вызвал огонь своей батареи на себя. Не помню, сколько длился обстрел, но когда поднялся из укрытия, увидел незабываемую картину: передо мной лежали горы вражеских трупов, дымились разбитые танки».

За мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра, в январе 1944 года старшему лейтенанту Ж. К. Кизатову присвоено звание Героя Советского Союза, о чем он, тяжело раненый, узнал в госпитале.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза:

«Тов. Кизатов в боях за город Чернигов и форсирование реки Днепр проявил отвагу и героизм. В бою за населенный пункт Мызы 27 сентября 1943 года под ураганным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем выдвинулся на передовой наблюдательный пункт, откуда обнаружил пулемет, самоходное и противотанковое орудия, скорректировал огонь батареи, уничтожил и подавил их. Этим самым дал возможность нашей пехоте ворваться в деревню.
28 сентября 1943 года ТВ. Кизатову было приказано разведать огневую систему противника на правом берегу реки Днепр и место переправы через Днепр. Тов. Кизатов под ураганным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем разведал 3 станковых пулемета, минометную батарею, которые были немедленно уничтожены нашей артиллерией. Этим самым дал возможность нашей пехоте переправиться на правый берег реки Днепр.
Тов. Кизатов вместе с передовыми группами пехоты переправился на правый берег реки Днепр, разведал огневые точки, проходы для артиллерии и место переправы. Когда переправились батареи, он указал место огневых позиций и цели.
Батарея сразу открыла огонь и подавляла огневые точки противника, дав возможность нашей пехоте надежно закрепиться на правом берегу Днепра.
Тов. Кизатов в боях за переправу через Днепр с 28 сентября по 3 октября 1943 года под ураганным огнем противника, пренебрегая опасностью для жизни, находился в передовых частях нашей пехоты, разведывая цели и корректируя огонь артиллерийских батарей, что дало возможность нашей пехоте продвинуться вперед.
Заслуживает присвоения звания «Герой Советского Союза».

В том же году он был направлен в Ленинградскую высшую школу подготовки офицеров, которую окончил с отличием и получил рекомендацию для поступления в военную академию им. Ф. Дзержинского.

Среди тех, кто героически сражался на Днепре и преодолел, казалось бы, непреодолимую водную преграду, выжили и были награждены более сотни казахстанцев. Один из них – наш земляк, североказахстанец Жалел Кизатов. К моменту битвы на Днепре ему было всего 23 года, а он воевал уже третий год. В нынешнем, 2020 году, Герою исполнилось бы 100 лет, но он скончался в 1999 году на 80 году жизни.

Когда читаешь биографии мужчин, родившихся вскоре после революции, в прах рассыпаются мифы о прекрасной дореволюционной жизни будущих батыров. У кого-то она и в самом деле была сытной и благополучной. Но только у тех, кто не работал на чужого дядю и имел огромные отары овец и табуны лошадей. Иными были детство и юность Жалела. Как ни странно, существует несколько вариантов его биографии. Достоверно известно, что родился мальчик 9 октября 1920 года в селе Булак, ныне Есильского района Северо-Казахстанской области. Ну что же, Булак –так Булак! Но в некоторых других документах указано, что местом рождения будущего Героя был аул Акколь, а может и Карагай. Каждый, кто родился и вырос в Казахстане, может догадаться, что семья была кочевой, а выписать свидетельство о рождении сразу в селе было некому . Едва ли многодетная семья была и богатой. Да и какие богатства могли быть у крестьян в 1920 году, когда еще шныряли по степи разные банды- то Анненкова, то еще какие-то колчаковцы. Были в наших краях даже махновцы. Расстреливали людей, угоняли скот. Как написал Фурманов в своей знаменитой книге о Чапаеве, «белые пришли — грабют, красные пришли – грабют. Куда крестьянину податься?». А куда было податься в то же время многодетной матери совсем маленького, 2-летнего, Жалела, когда погиб в степном пожаре его отец? Как ей вырастить кучу ребятишек? Но не зря в наших краях долго сохранялся обычай отдавать овдовевшую женщину в жены брату ее бывшего мужа. Так поступили и с мамой Жалела и с ее выводком — сделали женой старшего брата ее мужа. За нее же калым был уплачен! Мальчик и его сестры стали жить в семье дяди и деда. В положенное время Жалел пошел в аульную школу. Там он успешно окончил четыре класса и на два года отправился учиться на железнодорожного слесаря-ремонтника в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Петропавловске. Это сейчас «крутые» пацаны презирают рабочие профессии. А во времена культурной революции 20-30-х гг.. ФЗУ – почти университет! Главное — там кормили и давали стипендию, а по окончании этого «универа» можно было работать в депо, ремонтировать вагоны или сопровождать поезда. В Петропавловском железнодорожном ФЗУ годом раньше Жалела Кизатова учился Байкен Ашимов, будущий Герой Социалистического Труда, предсовмина КазССР. А Жалел вернулся обратно в свое село. Он стал там почти «экономистом»: окончил курсы счетоводов и начал работать кассиром-счетоводом.

Парень продолжил учебу в Покровском сельхозтехникуме, где успел окончил 3 курса. Оказалось, этого достаточно, чтобы в 19 лет Жалел Кизатович стал учителем и даже директором начальной школы в селе Карагай. Но в феврале 1940 года судьба юноши опять сделала крутой поворот: его призвали в Красную армию и сразу направили на курсы младших лейтенантов при Сталинградском фронте, которые он окончил накануне знаменитой Сталинградской битвы. А потом – в бой… В его представлении к самой высокой в стране награде -званию Героя Советского Союза записано: «Сражался в составе 422-го (с 1 марта 1943 года – 154-го гвардейского артиллерийского полка 157-й, а с 1 марта 1943 года – 76-й гвардейской) стрелковой дивизии на Южном, Закавказском, Кавказском, Крымском, Северо-Кавказском, Сталинградском, Юго-Восточном, снова Сталинградском, Донском, Брянском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Одессы, Крыма, Сталинграда, сражении на Курской дуге, освобождении Украины и Белоруссии… Особо отличился при форсировании реки Днепр в ходе Черниговско-Припятской наступательной операции. После выхода подразделений дивизии к реке Днепр 27 сентября 1943 года, находясь в боевых порядках пехоты, корректировал огонь батареи, способствуя стрелковым подразделениям захватить село Мысы (Репкинский район Черниговской области, Украина) на левом берегу Днепра. 28 сентября разведал огневую систему противника, определил место переправы батареи, в числе первых переправился с пехотой через Днепр в районе села Мысы, разведал систему огня в обороне противника на правом берегу. До 3 октября 1943 года, находясь в боевых порядках пехоты, корректировал огонь артиллерии полка, чем способствовал удержанию и расширению захваченного плацдарма». И далее. «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования по форсированию реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство Кизатову Жалелу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». О том, к какой высокой награде он представлен, тогда уже капитан Жалел Кизатович Кизатов узнал в госпитале, куда попал тяжело раненым.

Когда война подошла к концу, Герой Советского Союза Ж.К. Кизатов по-прежнему имел свое «высшее образование» — ФЗО при Петропавловском депо да три курса сельхозтехникума в селе Покровском. Правда, он несколько раз учился на курсах. Но там изучали разные военные науки. А умение бросаться со связками гранат под фашистские танки и переправляться через могучие реки едва ли могло пригодиться Герою в мирной жизни. После тяжелого ранения его отправили в запас. (А вот) Его знания, а главное-  военный опыт организатора, оказались нужны и в мирное время. Капитан Кизатов вернулся на родину – в Северный Казахстан. После войны там работы было — хоть отбавляй. В 1952 году Ж.К. Кизатов окончил высшую партийную школу при ЦК Компартии Казахстана, а в 1969 году — заочно сельскохозяйственный институт в Целинограде. Это были романтические годы целины, годы бурного развития сельского хозяйства. Жалел Кизатович участвовал в освоении целинных земель в Северо-Казахстанской области, работал руководителем им же созданного совхоза имени Молодогвардейцев. Затем — на руководящих должностях в Северо-Казахстанской и в Кзыл-Ординской областях: был директором Булаевского элеватора Северо-Казахстанской области, начальником областного производственного управления хлебопродуктов в Кызылорде, где он жил с 1968 по 1999 годы. С 1954 по 1958 годы Ж.К.Кизатов являлся депутатом Верховного Совета СССР IV созыва. Избирался также депутатом Верховного Совета Казахской ССР. После выхода Казахстана из состава СССР был депутатом Парламента Республики Казахстан от Кызылординской области. За добросовестный труд в мирное время Жалел Кизатович Казатов был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1 ст., 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями. Скончался Герой Советского Союза Жалел Кизатович Казатов 25 апреля 1999 года. Похоронен в Кызылорде. В этом городе на стене дома, где жила семья Героя, установлена мемориальная доска. Имя Ж.К.Кизатова носит Есильский сельскохозяйственный колледж в селе Покровка, там же установлен бюст Героя. Имя Ж.К.Кизатова присвоено улице в городе Петропавловске, а также школе-лицею №23 в Кызылорде.

 

В годы войны более 500 казахстанцев стали Героями Советского Союза . В этом, 2020 году, Казахстан отмечает 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Республикой было направлено на фронт 12 стрелковых дивизий, 4 национальные кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, в том числе 2 национальные стрелковые бригады. Кроме того, в Казахстане было сформировано около 50 полков и батальонов различных видов войск. В годы Великой Отечественной войны 500 казахстанцев стали Героями Советского Союза, более 100 — полными кавалерами ордена Славы, четверо были дважды удостоены звания Героя Советского Союза. Это — Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов и Сергей Луганский. Мы помним имена Бауыржана Момышулы, Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой, Толегена Токтарова, Нуркена Абдирова и других отважных героев войны. Воинский путь казахстанских соединений начался в грозное время под Москвой в 1941 году, а на днях отмечалось начало наступления Красной армии под Москвой, завершившейся весной 1945 года в Берлине. Казахстанцы обороняли Ленинград, бились под Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Украину, Белоруссию, Молдавию, страны Балтии, избавили от фашистского ига и народы Европы. Сейчас наступили другие времена, когда «новые историки» пересматривают героические события прошлого. К сожалению, находятся среди них и такие, кто очерняют подвиги Героев, настраивают молодых и не очень грамотных людей против своей Родины. А они должны знать правду и ничего, кроме правды, какой бы она ни была.

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *