29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Александр Путятин

Писатель-историк

Александр Путятин

Писатель-историк

Столетние войны Анри Мартена

Мысль о том, что Россия – азиатская страна и её нужно вытеснить из Европы, родилась во второй половине XIX века во Франции. Правительство Наполеона III мечтало установить своё господство на континенте. Предыдущую попытку, предпринятую Наполеоном I, сорвали Англия и Россия. Было ясно, что в случае опасности они снова объединятся против общего врага.

Выход из политического тупика предложил известный французский историк Анри Мартен. В 1865 году в печать вышла его книга «Россия и Европа». В ней утверждалось, что русские не славяне-ингерманландцы, а переселившиеся на запад туранцы – потомки тюрко-алтайских племен.

Внешне они похожи на европейцев, но о духовном сходстве не может быть и речи. Либеральные ценности для русских – пустой звук. Христианство не проникает в их души, а лишь скользит по поверхности. Попытки просвещения не дают и не могут дать плодов. Духовная жизнь пронизана суевериями, политическая – раболепием.

Как все азиаты, русские быстро плодятся, а значит рано или поздно двинутся завоёвывать Европу. Чтобы спасти цивилизацию, нужно изгнать этих варваров за Урал. Очистительный поход следует поручить полякам, как подлинным славянам-ингерманландцам. Остальные европейские страны должны оказать им посильную помощь.

КАК РАЗВИВАЛИСЬ ИДЕИ МАРТЕНА

Основная мысль понятна: чтобы спокойно разобраться с Англией на западе, Франции нужен союзник, который на востоке свяжет боями Россию. В эпоху массовых армий, формируемых по призыву, идея Наполеона I, придумавшего «Завещание Петра Великого» – тайный план Романовых по завоеванию Европы, безнадежно устарела. Поэтому Мартен приписал агрессивные замыслы не царской династии, а всему русскому народу.

Ответ не заставил себя ждать. В начавшейся в 1870 году франко-прусской войне правительство Александра II решительно поддержало Берлин и вскоре французским политикам стало не до сокрушения России. Удержаться бы в собственных границах! Однако идеи Мартена не были забыты – их подхватила новая волна европейских «цивилизаторов».

Эстафету принял католический идеолог Анри Масси, выпустивший после I Мировой войны книгу «Защита Запада». Он утверждал, что побудительной силой Октябрьской революции 1917 года стало желание Ленина «…вернуть Россию к её азиатским московским истокам», сорвав маску европейского воспитания, надетую Петром I на дворянское сословие. Позже мысли святого отца развил Иозеф Геббельс в статье «Десять заповедей Николая Ленина».

С этого времени выдумка о «русской азиатчине, усиленной тоталитарным коммунистическим режимом», прочно укоренилась в книгах и статьях европейских фашистов. В гитлеровской Германии она трансформировались в «учение о недочеловеках», и в таком виде дожила до наших дней. Достаточно почитать польские, украинские и прибалтийские сайты, чтобы понять – идеи Анри Мартена живут, процветают, и даже пытаются победить.

ПОЧЕМУ ПОХОД НА ВОСТОК – ДЕЛО ПОЛЯКОВ?

В истории многих народов есть фигура «извечного врага». Как правило, это кто-то из соседей. Древняя Греция веками воевала с Персией, Древний Рим – с галлами, а затем и германцами. Китай тысячелетиями противостоял «северным варварам»: древним тюркам, гуннам, монголам и маньчжурам.

Для Франции XIV-XIX веков «извечным врагом» была Англия. Длинную череду их войн, потрясавших Европу на протяжении пяти столетий, современные историки именуют «Великой англо-французской дуэлью». Исходным толчком, запустившим механизм многовековой вражды, стала Столетняя война 1337-1453 годов. Сейчас нам трудно это представить, но сражавшиеся между собой английские и французские рыцари не догадывались, что участвуют в этом грандиозном противостоянии. Не знали о нём даже короли, посылавшие войска в бой.

Ещё во времена Наполеона I вековой англо-французский конфликт по обе стороны Ла-Манша считали серией из четырёх отдельных войн. Первая  датировалась 1337-1360 годами и носила название Эдвардианской. Вторая охватывала период с 1369 по 1389 год и именовалась Каролингской. Третья, Ланкастерская война, длилась с 1415 по 1428 годы и была отмечена максимальными успехами английского оружия. Дальше шёл Освободительный поход 1429-1453 годов, в котором французы отвоевали у англичан все спорные территории, кроме порта Кале.

Термин «Столетняя война» впервые появился лишь в 1855 году в 15-томной «Истории Франции» Анри Мартена. Того самого, который 10 лет спустя предложил Наполеону III использовать поляков, чтобы вытеснить «русских варваров» за Урал… На первый взгляд идея кажется бредовой, ведь Польша была намного меньше России. В Варшаве сидел русский наместник, а окрестные земли были частью Российской империи.

Единственная видимая причина: неугасающая ненависть панов к восточному соседу и участие во всех антироссийских авантюрах, как бы малы не были шансы на успех. Однако присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что история русско-польских отношений того времени очень похожа на «Великую англо-французскую дуэль».

Подобно галло-римскому котлу, «сплавлявшему» в единый конгломерат территорию Англии и Франции до XIV века, на востоке Европы столетиями работал его славянский аналог. В результате народы Московского государства, Великого княжества литовского и польского королевства по языку, обычаям и культуре стали так же близки друг к другу, как жители английских и французских графств. А затем в 1512 году между Москвой и Литвой начался вооруженный конфликт, который никак не удавалось закончить. После Люблинской унии 1569 года противником России стала объединенная Речь Посполитая. Военные действия длилась больше века, и закончились лишь в 1634 году подписанием Поляновского мира.

Анри Мартен, в мельчайших деталях изучивший перипетии «англо-французской дуэли», понимал глубинную суть русско-польских противоречий и знал, за какие ниточки дернуть, чтобы тлеющий огонь вражды полыхнул жарким пламенем. К тому же под Польшей он понимал всю Речь Посполитую «от моря до моря», включая сюда современную Украину, Белоруссию и Прибалтику. Именно этот антирусский проект осуществляют сейчас американцы.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ДВУХ СТОЛЕТНИХ ВОЙН

В быту самыми злейшими врагами часто становятся бывшие супруги – люди, жившие до развода душа в душу. С народами происходит то же самое. Человеческие сообщества, еще вчера мирно жившие на общей территории, а зачастую и говорившие на одном языке, начинают друг с другом войну на уничтожение из-за различий в религии, мировоззрении, бытовых предпочтений… Поводом может стать любая мелочь – из тех, что с легкостью прощается дальним соседям.

Как возникает смертельная вражда? По каким законам развиваются конфликты? Исчерпывающих ответов не могут дать ни психологи, ни историки, ни политологи. Чаще всего модели строятся на базе прецедентов и имеют в своей основе два постулата:

  1. Если одна и та же причина пять раз приводила к одному и тому же  следствию – в шестой раз, скорее всего, будет то же самое.
  2. Если второй процесс четыреста лет идет по тому же пути, что и первый, повторяя его во всех основных чертах – в пятом столетии эта закономерность сохранится.

На первом постулате базируются методы индукции, на втором – аналогового прогнозирования. Они широко используются в научном сообществе, если не удается найти математических закономерностей.

Попробуем сравнить между собой два вековых конфликта: англо-французскую Столетнюю войну и восточно-европейское противостояние 1512-1634 годов. Начнем с Западной Европы:

  1. В 1337 году Филипп VI объявил о конфискации Аквитании и других французских земель, принадлежащих английской короне. В ответ Эдуард III провозгласил себя королём Франции и начал военные действия.
  2. Максимальных успехов англичане добились к 1428 году, когда их войска осадили Орлеан.
  3. Перелом наступил в 1429 году, когда народная армия под руководством Жанны д’Арк и Жиля де Рэ сняла блокаду города. Вскоре после этого Карл VII короновался в Реймсе.
  4. К 1453 году английские монархи потеряли все спорные земли, кроме порта Кале.
  5. Термин «Столетняя война» появился в исторических трудах лишь в 1855 году, через четыре века после ее окончания.

Теперь посмотрим, как развивались события в Восточной Европе:

  1. Война между Москвой и Литвой, на стороне которой позже выступила союзная Польша, началась в 1512 году, но только на переговорах 1517 года Сигизмунду I стало ясно, что Василий III считает своей «отчиной» все земли Киевской Руси. С этого момента противоречия стали по-настоящему неразрешимыми.
  2. Максимальных успехов польско-литовские войска добились к 1610 году, когда армия гетмана Жолкевского заняла Москву.
  3. Перелом наступил в 1612 году, после того как народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского разгромило войска гетмана Ходкевича и вошло в Кремль.
  4. По Поляновскому миру 1634 года польские короли отказались от титулов «Великий князь русский» и «Московский царь».

Хорошо заметно, что у двух вековых войн есть много общего:

  1. Обе они начались как феодально-династические, а закончились как межнациональные.
  2. Суть конфликта между сторонами отражает формула «земли плюс титул».
  3. В обоих случаях противоречия оставались неразрешимыми в течение 116-117 лет.
  4. Нижнюю точку кризиса Франция и Россия прошли за четверть века до окончания конфликта.
  5. Задачи каждой из войн удалось решить только наполовину: французские короли закрепили за собой спорные земли, русские цари – титул.
  6. Перелом в ходе боевых действий в обоих случаях обеспечила смешанная пара вождей «аристократ плюс простолюдин».

Если наложить временные шкалы друг на друга, сходство между двумя войнами станет ещё заметнее.

А ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

После окончания столетних войн Франция и Россия уверенно двинулась к абсолютизму. В Париже через 190 лет после взятия Бордо на трон взошел Людовик XIV, заявивший своим подданным: «Государство – это я». В Москве через 191 год после заключения Поляновского мира корона досталась Николаю I, при котором своего пика достигло русское самодержавие.

Затем в обеих странах произошли величайшие в Европе социальные революции. Буржуазная – во Франции, социалистическая – в России. Обе сопровождались кровавыми гражданскими войнами и были отягощены иностранной интервенцией.

Вскоре после Великих революций в обеих странах возродилось единоличное правление, хотя и под новым названием. Во Франции Наполеон Бонапарт провозгласил себя первым консулом, а затем и императором. В России после репрессий 1937-1938 годов власть сконцентрировалась в руках генсека ЦК Иосифа Сталина. Произошло это через 83-84 года после смерти Людовика XIV и Николая I.

Обе системы правления оказались неустойчивы… Во Франции череда реставраций и переворотов завершилась в 1870 году, когда трона лишился Наполеон III. С тех пор в Париже установилось республиканское правление. В России власть генсеков ЦК то снижалась до уровня «первый среди равных», то снова поднималась до сталинского пика. В 1991 году, уже при Горбачёве, она рухнула окончательно.

СХОДНЫЕ СОБЫТИЯ, БЛИЗКИЕ СУДЬБЫ

Сравнительный анализ показывает, что история России во многом повторяет историю Франции. Причина этого в польско-русском противоборстве, длящемся на протяжении последних пяти веков. По продолжительности и ожесточению оно не уступало «Великой англо-французской дуэли» XIV-XIX веков. В обоих случаях к непримиримой вражде привели споры о праве владения на обширную территорию. Закрепить это право должен был соответствующий ему титул. В обоих случаях борьба началась с великой войны – длиною более века.

Ожесточенные сражения позволили решить лишь часть задач. Окончательной  победы над противником России и Франции пришлось ждать больше четырех столетий. Лишь в 1802 году, через 465 лет после начала «Великой дуэли», Георг III английский отказался от титула «король Франции». И только к концу II Мировой войны, через 433 года с начала борьбы за «киевское наследство», в состав СССР вошла Ужгородская область, последняя территория древней державы Рюриковичей.

Можно ли считать эти результаты окончательными? Для Франции – бесспорно. После венского конгресса 1814-1815 годов она больше не воевала с Англией. И хотя напряженность в отношениях сохранялась долго, во всех следующих конфликтах эти страны выступали как союзники. Народы Англии и Франции поняли, что им больше нечего делить и оценили пользу от  сотрудничества. Былая вражда осталась лишь в анекдотах: английских – о парижском разврате, французских – о лондонской кухне.

В Восточной Европе после II Мировой войны граница между ПНР и СССР прошла по «линии Керзона». К западу от нее остались районы, в которых преобладало польское население, к востоку – украинское и белорусское. По тому же этническому принципу были установлены границы СССР с Чехословакией, Венгрией и Румынией. В многовековом споре за земли, населенные украинцами и белорусами, была поставлена точка. Жирная и окончательная.

С тех пор прошло 77 лет. Выросло три поколения. Теперь даже старики не вспоминают, где пролегали прежние границы. Спецоперация на Украине, начатая российской армией 24 февраля 2022 года, ясно показывает: ни о каком возрождении Речи Посполитой, которую США могли бы бросить в бой против России, речи не идет. Выкормленные американцами «цепные псы» – Польша  и Прибалтика – громко лают на восток, но боятся кусать. Сойтись с русской армией в бою «один на один» – самый страшный кошмар, который они способны себе представить.

Польские и литовские паны, готовые идти в поход на Россию хоть за Наполеоном, хоть за Пилсудским, хоть за Гитлером, остались в прошлом. Среди их современных последователей есть те, кто согласен нас убивать. Особенно если безопасно, издалека. Но умирать за свои идеи они не готовы. А без этого о победе над равным противником не стоит даже мечтать. Так что с реализацией идей Анри Мартена коллективный Запад опоздал, как минимум, на полвека.

 

он оставался под властью Англии вплоть до 1558 года

Подробное их описание содержится в книге: Путятин А.Ю. «Огнем и мечом. Россия между «польским орлом» и «шведским львом» 1512-1634гг», М., «ВЕЧЕ», 2014 г., ISBN:978-5-4444-2128-4 (или 2017 г., ISBN:978-5-4444-6301-7)

Строго говоря, не все руководители страны этого периода были именно генеральными секретарями.  Сталин занимал эту должность только до 1934 года, а дальше стал просто секретарем ЦК. Хрущев все годы правления был первым секретарем,  и лишь сменивший его Брежнев  в 1966 году восстановил должность генсека и его полномочия в первоначальном объеме.

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *